Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

proUA.com: С началом работы Каспийского Транспортного Коридора украинские нефтепроводы могут опустеть:

Событие, о котором так долго говорилось в СМИ, наконец, свершилось. 14 октября в российском порту Новороссийск состоялась (правда, с двухмесячным отставанием от графика) отправка первого танкера с 35 тыс. тоннами экспортной казахстанской нефти. Началу работы уже заполненного нефтью трубопровода и выносного плавучего терминала в Южной Озерейвке мешали многочисленные проблемы то бюрократического, то технического характера.

Но если к четырем годам строительства системы надо добавить еще больше шести лет, потраченных на формирование работоспособного международного консорциума, то задержка пуска на последнем этапе покажется совсем незначительной. И уже в конце ноября - начале декабря комиссия сможет официально подписать акт о вводе в эксплуатацию нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), после чего он выйдет на проектную мощность. Торжественный пуск нефтепровода намечен на конец года и будет согласован с акционерами КТК

Пуск трубопровода КТК обязательно будет иметь неоднозначные последствия, как для государств Прикаспийского региона, их отдельных компаний, так и для государств географически не связанных с этим регионом.

Буквально за 2,5 года было проложено более 1500 километров трубопровода, который позволит прокачивать до 28 миллионов тонн нефти в год, а при последующей модернизации его мощность может возрасти до 67 миллионов тонн. Все трудности, которые возникали при финальной части запуска, решены к обоюдному удовлетворению России и Казахстана, и это, в первую очередь касается качества "черного золота".

На пресс - конференции в Москве по случаю отгрузки первого танкера заместитель генерального директора нацкомпании Казахстана "Транспорт нефти и газа" Каиргельды Кабылдин сообщил, что до конца этого года в рамках проекта КТК в российском порту Новороссийск на Черном море в танкера планируется загрузить около 1 млн. тонн казахстанской нефти. По его словам, в основном весь объем нефти, которая будет транспортирована танкерами из черноморского порта Новороссийск, будет принадлежать СП "Тенгизшевройл".

В следующем году по системе КТК планируется прокачать около 20 млн. тонн казахстанской нефти при первоначальной проектной мощности проекта 28 млн. тонн. По его словам, прокачку остальных 8 млн. тонн нефти должна обеспечить российская сторона.

С 2003 года к транспортировке нефти по системе КТК планирует присоединиться Карачаганакская Интегрированная Организация (КИО), разрабатывающая крупное Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение в Западно - Казахстанской области, где работают British Gas и итальянская компания Agip. Но и после этого в трубе останется свободное место, которое станут заполнять другие российские и иностранные компании вместо того, чтобы пользоваться услугами "Транснефти".

Г - н Кабылдин отметил, что при смешении в трубопроводе будет образовываться смесь казахстанской и российской нефти - CPC Blend. При этом производители более легкой нефти будут получать компенсацию. А поскольку отправитель легкой и светлой нефти через систему "Транснефти" не получает никакой компенсации за то, что его товар смешивается с дешевыми вязкими сернистыми сортами из, например, Татарстана, ему гораздо выгоднее переключиться на КТК. Дополнительным стимулом при этом будет банк качества нефти, который, если верить генеральному директору КТК Сергею Гнатченко, должен быть внедрен на новом маршруте в будущем году.

По поводу последнего он также отметил, что грузоотправители, которые намерены перекачивать свою нефть по системе КТК, имеют на руках соглашение, отражающее "правила игры" по транспортировке нефти. Кроме того, в пользу перераспределения экспортных потоков нефти между терминалами говорит то, что терминал КТК способен отвлечь на себя нефть, которую ChevronTexaco экспортирует сейчас по сложному маршруту Актау - Баку - Батуми. Для американской компании такое переключение выльется в значительное сокращение издержек на транспортировку и, следовательно, в дополнительную прибыль. Терминал в Батуми останется запасным для работающих в Казахстане нефтяников, и пока не ясно, как и когда его задействуют азербайджанцы с грузинами.

Анализ баланса экспортных потоков, проходящих через черноморские порты, показывает, что даже если терминал в Батуми, куда в настоящее время частично направляется нефть Тенгиза, полностью прекратит свою деятельность, для сохранения нынешнего объема экспорта из акватории Черного моря потребовались бы значительные жертвы и от Новороссийска. Между тем мощность крупнейшего российского порта в настоящее время составляет до 32 млн. тонн, а с учетом намеченного на следующий год расширения увеличится до 42 млн. тонн в год. Кроме того, через Южную Озерейку пойдет добываемая на Тенгизе нефть, которая до настоящего момента отгружалась через российскую систему "Транснефти" и шла на Самару, в сторону Украины и даже к балтийским портам. Видимо, американские компании также сократят железнодорожный экспорт своей казахстанской нефти, доставлявшейся цистернами до самой Финляндии: низкая себестоимость добычи на Тенгизе оправдывала даже этот дорогостоящий маршрут, хотя и приносила лишь минимальную прибыль. То есть запуск трубопровода КТК уже на первом этапе приведет к перераспределению экспортных потоков, уходящих в настоящее время в Прибалтику и Россию, в пользу черноморских терминалов с соответствующим увеличением нагрузки на Босфор. Кроме того, КТК послужит мощным стимулом для наращивания добычи нефти в Казахстане, что еще больше загрузит маршрут экспорта через Черное море.

Как уже отчасти упоминалось выше, для Украины ввод КТК несет самые негативные последствия, прежде всего потому, что значительно сократится транзит казахстанской нефти через ее территорию (в 2000 году Украина получила 80 млн. дол. как плату за транзит и перевалку казахстанской нефти). Некоторым утешением украинской стороне может служить только обещание Н. Назарбаева, начиная с 2005 года, когда пойдет "большая нефть", направить часть транзитного потока через украинский нефтепровод Одесса - Броды. Но это - дело будущего.

Значительный интерес к проекту КТК проявляют некоторые зарубежные компании, работающие в Казахстане, в частности, компания "Харрикейн - ШНОС", отмечающая в этом году пятилетний юбилей своей деятельности в Казахстане. Группа "Харрикейн" объединяет добывающее предприятие на месторождениях в Кзыл - Ординской и Карагандинской областях и завод "Шымкентнефтеоргсинтез". В этом году "Харрикейн - ШНОС" произведёт 6 миллионов тонн нефти, через три - четыре года компания намерена довести объём производства до 12 миллионов тонн. По словам главы компании, Бернард Исотье учитывая перспективы развития компании "Харрикейн" заинтересован в приобретении акций Каспийского трубопроводного консорциума

Светлана Скалецкая

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на 26.04.24, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на 26.04.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес