Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 15:11
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"ДЕНЬ": "Болгарское чудо" в Украине (Схемы "минимизации" налоговых платежей в условиях НДС-счетов)
09:55 31.03.2004 |
Леонид Кучма и первый вице - премьер, министр финансов Николай Азаров вчера обсудили ход подготовки к введению системы НДС - счетов и признали необходимым определить новый срок их введения - 1 мая 2004 года
В первый день весны Президент Украины подписал указ "О введении системы отдельных текущих счетов для расчетов по НДС". В соответствии с ним, Кабмину предписывалось разработать и внедрить до 1 июля 2004 г. порядок перечисления налога на добавочную стоимость в бюджет, а также порядок его оборота через систему специальных счетов. Немного погодя Президент решил ускорить процесс внедрения НДС - счетов, подписав изменения в собственный указ. Срок реформы НДС переносился на 1 апреля. 23 марта увидело свет совместное постановление Кабмина и Нацбанка N 359 "Некоторые вопросы, связанные со взиманием НДС", в котором и был закреплен механизм функционирования НДС - счетов.
В начале года в качестве объекта для эксперимента с ними был выбран Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, являющийся одним из крупнейших экспортеров в Украине. Но идея внедрения спецсчетов для НДС витала в воздухе задолго до того (этим мы обязаны аналогичной схеме расчетов в электроэнергетическом секторе, успевшей себя положительно зарекомендовать). Вместе с тем процесс введения НДС - счетов пошел практически лишь после того, как Президент наложил вето на законопроект 4000 1, в котором парламенти правительство предприняли очередную попытку реформировать закон об НДС, куда, начиная с 1997 года, было внесено около 150 поправок. Они, однако, не принесли видимых изменений к лучшему. Более того, за последние семь лет доля НДС в ВВП сократилась с 8,3% до 4,8%, а в структуре налоговых доходов - с 37,8% до 22,9%. Начиная с 1999 года, объем заявок на возмещение НДС увеличился в три раза, в то время как объем НДС, начисленный в бюджет, лишь в 1,5 раза. Таким образом, по информации ГНАУ, с момента принятия закона отрицательное сальдо по НДС составило 6 млрд. грн. Некогда основополагающий налог стал убыточным для государственного бюджета, породив при этом целое направление криминального бизнеса. Апогеем неэффективности действующей системы стал минувший год, когда всего в бюджет было начислено этого налога на 33,2 млрд. грн., а заявок на возмещение было подано на 21 млрд. грн.(63,3%).
Спецсчета для НДС не являются украинским изобретением. В конце 90 - х годов c аналогичной проблемой (снижение собираемости НДС и резкий рост объемов неправомерного возмещения) столкнулась Болгария. Для улучшения ситуации был введен принцип ответственности третьих лиц при принятии решений о предоставлении права на возмещение НДС. Таким образом при несоблюдении обязательств по НДС перед бюджетом поставщик мог отказать налогоплательщику в возмещении его доли НДС. Правда, этот шаг привел к массовому уклонению от уплаты налога. Тем не менее, введение НДС - счетов в Болгарии было инициировано самими налогоплательщиками, не имевшими возможности контролировать многочисленные обязательства поставщиков перед бюджетом или уклоняться от уплаты налога. Такая система в Болгарии была введена с 1 января 2003 года, а до этого полгода действовал переходный период, в течение которого на НДС - счета переходили в добровольном порядке.
Что касается Украины, то сегодня, к сожалению, не существует достаточно веских оснований утверждать, что применение спецсчетов приведет к существенному увеличению доходов государственного бюджета. Как отмечали эксперты Института экономики переходного периода (Москва), НДС - счета призваны бороться с минимизацией налоговых обязательств, прежде всего, в случае использования так называемых фирм - однодневок. Данная реформа не решает проблему уклонения от НДС в целом. В частности, эксперты выделяют несколько возможных схем минимизации налоговых платежей по НДС в условиях введения НДС - счетов. Это концентрация добавленной стоимости на этапе розничной реализации с последующим сокрытием части выручки и незачислением сумм налога на спецсчет, "торговля убытками" (или налоговыми вычетами), занижение таможенной стоимости, лже - экспорт, незаконное списание средств со спецсчета в сговоре с банком и т.д.
Следует также иметь в виду, что внедрение НДС - счетов сопровождается значительными издержками как для конкретного налогоплательщика, так и для общества в целом. Потери налогоплательщиков связаны, прежде всего, с отвлечением части оборотных средств, увеличением затрат на исполнение налогового законодательства, пользование банковскими кредитами. В разрезе государства введение НДС - счетов повлечет за собой прямые и косвенные издержки бюджета, связанные с администрированием новой системы.
Неизвестно, проводился ли всеобъемлющий анализ возможных затрат/ издержек от внедрения НДС - счетов в Украине. В России после длительных консультаций было принято решение отказаться от внедрения аналогичной системы учета и уплаты НДС. Напомним, что минфин РФ еще 1 декабря 2003 г. подготовил соответствующие проекты нормативных актов, направленные на введение спецсчетов вначале с 1 июля 2004 г., а впоследствии - с 1 января 2005 года. Обсуждение перспектив внедрения НДС - счетов в РФ вылилось в открытое противостояние так называемых суперведомств - минфина и минэкономразвития. Последнее выступило оппонентом введения новой системы. По расчетам минэкономразвития, в результате реформы из оборота могло быть исключено до 200 млрд. руб. сроком от 20 до 50 дней, подорожали бы затраты предприятий на ведение бухучета, налоговое бремя между малыми и крупными предприятиями распределялось бы неравномерно, создавались бы барьеры для выхода на рынок новых предприятий и, как следствие, повышались розничные цены и стоимость банковских кредитов.
Окончательная точка в этом споре была поставлена на совместной коллегии двух министерств, проходившей при участии президента Владимира Путина. Вместо НДС - счетов с 1 января 2006 года вводятся, в основном для учета денежных потоков при уплате НДС, транзитные счета. Благодаря этому налоговые обязательства не будут замораживаться на отдельных счетах, но налоговики получат дополнительный инструмент мониторинга теневых схем возмещения НДС.
В Украине мнение экономического сообщества также складывается не в пользу НДС - счетов. По мнению большинства экспертов, их внедрение является довольно рискованной мерой, издержки от которой могут существенно перевесить выгоды. Основной ресурс повышения эффективности НДС в Украине находится в плоскости расширения налоговой базы, а также дальнейшего совершенствования механизма возмещения НДС, в частности, в сфере процедур регистрации налогоплательщиков, порядка контроля и мониторинга деятельности налогоплательщиков со стороны налоговых органов, процедур контроля за неправомерным использованием трансфертного ценообразования, информационного взаимодействия органов таможенной, налоговой службы и органов внутренних дел, повышения ответственности за неисполнение налогового законодательства.
МНЕНИЯ БИЗНЕС - СРЕДЫ
Анатолий ОТЧЕНАШ , руководитель финансовой группы "Автоальянс":
- Хотелось бы сначала увидеть обоснование эффективности введения такого режима администрирования. Пока же до конца не отработаны многие спорные вопросы и можно прогнозировать, что их появится еще больше. Многие предприятия просто не успеют открыть НДС - счета, да и не разберутся с методикой их обслуживания. Все это в следующем месяце будет тормозить работу экономики, вызывать всякие сбои и непонимание. Тем более, что без этих счетов можно было и обойтись, добившись искомого результата в рамках системы, действующей в Европе.
Евгений ЛЕНГ , первый заместитель председателя ОАО "Укрзернопром":
- Такие серьезные решения в экономике должны быть более взвешены. Тем более, что мы, бизнесмены, не можем понять, зачем властям необходима такая поспешность в введении этих счетов. Нужно было выделить больше времени для того, чтобы в обсуждении этой серьезной меры приняло участие больше людей из реальной экономики. И тогда, может быть, был бы принят более приемлемый вариант. Правительство обещало мониторить эту ситуацию и затем подвести промежуточные итоги. Но лучше бы имеющиеся риски обсудить с самого начала. Я не вижу причин делать это в пожарном порядке.
Владислав КОМАРОВ, Центр антикризисных исследований