Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"ДЕНЬ": "Болгарское чудо" в Украине (Схемы "минимизации" налоговых платежей в условиях НДС-счетов)

09:55 31.03.2004 |

Право

Леонид Кучма и первый вице - премьер, министр финансов Николай Азаров вчера обсудили ход подготовки к введению системы НДС - счетов и признали необходимым определить новый срок их введения - 1 мая 2004 года

В первый день весны Президент Украины подписал указ "О введении системы отдельных текущих счетов для расчетов по НДС". В соответствии с ним, Кабмину предписывалось разработать и внедрить до 1 июля 2004 г. порядок перечисления налога на добавочную стоимость в бюджет, а также порядок его оборота через систему специальных счетов. Немного погодя Президент решил ускорить процесс внедрения НДС - счетов, подписав изменения в собственный указ. Срок реформы НДС переносился на 1 апреля. 23 марта увидело свет совместное постановление Кабмина и Нацбанка N 359 "Некоторые вопросы, связанные со взиманием НДС", в котором и был закреплен механизм функционирования НДС - счетов.

В начале года в качестве объекта для эксперимента с ними был выбран Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, являющийся одним из крупнейших экспортеров в Украине. Но идея внедрения спецсчетов для НДС витала в воздухе задолго до того (этим мы обязаны аналогичной схеме расчетов в электроэнергетическом секторе, успевшей себя положительно зарекомендовать). Вместе с тем процесс введения НДС - счетов пошел практически лишь после того, как Президент наложил вето на законопроект 4000 1, в котором парламенти правительство предприняли очередную попытку реформировать закон об НДС, куда, начиная с 1997 года, было внесено около 150 поправок. Они, однако, не принесли видимых изменений к лучшему. Более того, за последние семь лет доля НДС в ВВП сократилась с 8,3% до 4,8%, а в структуре налоговых доходов - с 37,8% до 22,9%. Начиная с 1999 года, объем заявок на возмещение НДС увеличился в три раза, в то время как объем НДС, начисленный в бюджет, лишь в 1,5 раза. Таким образом, по информации ГНАУ, с момента принятия закона отрицательное сальдо по НДС составило 6 млрд. грн. Некогда основополагающий налог стал убыточным для государственного бюджета, породив при этом целое направление криминального бизнеса. Апогеем неэффективности действующей системы стал минувший год, когда всего в бюджет было начислено этого налога на 33,2 млрд. грн., а заявок на возмещение было подано на 21 млрд. грн.(63,3%).

Спецсчета для НДС не являются украинским изобретением. В конце 90 - х годов c аналогичной проблемой (снижение собираемости НДС и резкий рост объемов неправомерного возмещения) столкнулась Болгария. Для улучшения ситуации был введен принцип ответственности третьих лиц при принятии решений о предоставлении права на возмещение НДС. Таким образом при несоблюдении обязательств по НДС перед бюджетом поставщик мог отказать налогоплательщику в возмещении его доли НДС. Правда, этот шаг привел к массовому уклонению от уплаты налога. Тем не менее, введение НДС - счетов в Болгарии было инициировано самими налогоплательщиками, не имевшими возможности контролировать многочисленные обязательства поставщиков перед бюджетом или уклоняться от уплаты налога. Такая система в Болгарии была введена с 1 января 2003 года, а до этого полгода действовал переходный период, в течение которого на НДС - счета переходили в добровольном порядке.

Что касается Украины, то сегодня, к сожалению, не существует достаточно веских оснований утверждать, что применение спецсчетов приведет к существенному увеличению доходов государственного бюджета. Как отмечали эксперты Института экономики переходного периода (Москва), НДС - счета призваны бороться с минимизацией налоговых обязательств, прежде всего, в случае использования так называемых фирм - однодневок. Данная реформа не решает проблему уклонения от НДС в целом. В частности, эксперты выделяют несколько возможных схем минимизации налоговых платежей по НДС в условиях введения НДС - счетов. Это концентрация добавленной стоимости на этапе розничной реализации с последующим сокрытием части выручки и незачислением сумм налога на спецсчет, "торговля убытками" (или налоговыми вычетами), занижение таможенной стоимости, лже - экспорт, незаконное списание средств со спецсчета в сговоре с банком и т.д.

Следует также иметь в виду, что внедрение НДС - счетов сопровождается значительными издержками как для конкретного налогоплательщика, так и для общества в целом. Потери налогоплательщиков связаны, прежде всего, с отвлечением части оборотных средств, увеличением затрат на исполнение налогового законодательства, пользование банковскими кредитами. В разрезе государства введение НДС - счетов повлечет за собой прямые и косвенные издержки бюджета, связанные с администрированием новой системы.

Неизвестно, проводился ли всеобъемлющий анализ возможных затрат/ издержек от внедрения НДС - счетов в Украине. В России после длительных консультаций было принято решение отказаться от внедрения аналогичной системы учета и уплаты НДС. Напомним, что минфин РФ еще 1 декабря 2003 г. подготовил соответствующие проекты нормативных актов, направленные на введение спецсчетов вначале с 1 июля 2004 г., а впоследствии - с 1 января 2005 года. Обсуждение перспектив внедрения НДС - счетов в РФ вылилось в открытое противостояние так называемых суперведомств - минфина и минэкономразвития. Последнее выступило оппонентом введения новой системы. По расчетам минэкономразвития, в результате реформы из оборота могло быть исключено до 200 млрд. руб. сроком от 20 до 50 дней, подорожали бы затраты предприятий на ведение бухучета, налоговое бремя между малыми и крупными предприятиями распределялось бы неравномерно, создавались бы барьеры для выхода на рынок новых предприятий и, как следствие, повышались розничные цены и стоимость банковских кредитов.

Окончательная точка в этом споре была поставлена на совместной коллегии двух министерств, проходившей при участии президента Владимира Путина. Вместо НДС - счетов с 1 января 2006 года вводятся, в основном для учета денежных потоков при уплате НДС, транзитные счета. Благодаря этому налоговые обязательства не будут замораживаться на отдельных счетах, но налоговики получат дополнительный инструмент мониторинга теневых схем возмещения НДС.

В Украине мнение экономического сообщества также складывается не в пользу НДС - счетов. По мнению большинства экспертов, их внедрение является довольно рискованной мерой, издержки от которой могут существенно перевесить выгоды. Основной ресурс повышения эффективности НДС в Украине находится в плоскости расширения налоговой базы, а также дальнейшего совершенствования механизма возмещения НДС, в частности, в сфере процедур регистрации налогоплательщиков, порядка контроля и мониторинга деятельности налогоплательщиков со стороны налоговых органов, процедур контроля за неправомерным использованием трансфертного ценообразования, информационного взаимодействия органов таможенной, налоговой службы и органов внутренних дел, повышения ответственности за неисполнение налогового законодательства.

МНЕНИЯ БИЗНЕС - СРЕДЫ

Анатолий ОТЧЕНАШ , руководитель финансовой группы "Автоальянс":

- Хотелось бы сначала увидеть обоснование эффективности введения такого режима администрирования. Пока же до конца не отработаны многие спорные вопросы и можно прогнозировать, что их появится еще больше. Многие предприятия просто не успеют открыть НДС - счета, да и не разберутся с методикой их обслуживания. Все это в следующем месяце будет тормозить работу экономики, вызывать всякие сбои и непонимание. Тем более, что без этих счетов можно было и обойтись, добившись искомого результата в рамках системы, действующей в Европе.

Евгений ЛЕНГ , первый заместитель председателя ОАО "Укрзернопром":

- Такие серьезные решения в экономике должны быть более взвешены. Тем более, что мы, бизнесмены, не можем понять, зачем властям необходима такая поспешность в введении этих счетов. Нужно было выделить больше времени для того, чтобы в обсуждении этой серьезной меры приняло участие больше людей из реальной экономики. И тогда, может быть, был бы принят более приемлемый вариант. Правительство обещало мониторить эту ситуацию и затем подвести промежуточные итоги. Но лучше бы имеющиеся риски обсудить с самого начала. Я не вижу причин делать это в пожарном порядке.

Владислав КОМАРОВ, Центр антикризисных исследований

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на сьогодні, 11:07
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2960  0,04 0,09 39,8444  0,03 0,07
EUR 42,2200  0,04 0,10 42,9672  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес