Фінансові новини
- |
- 14.05.24
- |
- 00:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Пользуясь покровительством в самых высоких коридорах власти, "газовые" посредники зарабатывают немалые деньги на изоляции Украины от начавшихся в Восточной Европе процессов консолидации единой транзитной политики
09:00 14.12.2007 |
Игнорируя создание восточноевропейского газопроводного монстра New Europe Transmission System, Украина в очередной раз намекнула на необходимость долгого диалога, поисков компромисса и малевания "дорожных карт"
Несмотря на очередной неспрогнозированный виток цены импорта газа из РФ, Киев только в следующем году начнет изучать возможность компенсации роста цен повышением стоимости транзита российского газа через украинскую территорию. "Выдвинутая Россией новая цена на газ почти в $180/тыс. м3 стала шоком для украинской экономики. Но я бы очень просил не политизировать эту проблему. Как говорят, главное не накликать беды", - заявил Президент Украины Виктор Ющенко. При этом он затронул тему возможной компенсации роста цен удорожанием транзита. Глава государства сообщил прессе, что совместно с президентом Польши Лехом Качиньским договорился внести в повестку дня Энергетического саммита стран Восточной Европы (состоится в марте 2008 года в Киеве. - Ред.) вопрос о целесообразности введения странами региона единого консолидированного тарифа на транзит азиатского газа в Европу из РФ.
РЕФОРМИРОВАНИЕ, ОТ КОТОРОГО БЕЖИТ УКРАИНА
Первый шаг Восточной Европы к новым моделям интеграции в сфере транзита газа в начале этого десятилетия сделала Польша, которая больше всех стран региона зависит от ценовых колебаний и импорта газа из одного российского источника. Поляки попытались заключить договор об импорте газа с Северного моря через существующие газопроводы Дании и Германии. Из - за открытого сопротивления "Газпрома", который отказывался разгружать транзитные газопроводы от своих ресурсов, Польша долгие годы не могла начать эти закупки, не оставив, однако, идею реформирования системы транзита. К ее реализации Варшава смогла реально приблизиться лишь к 2006 году, когда польская газовая компания PGNiG купила за сумму более $360 млн. долю акций в одном из североморских газовых промыслов гиганта ExxonMobil. До этой покупки крупных собственных ресурсов газа у PGNiG не было (они формировались, в основном, за счет импортных закупок на границе с Белоруссией и Украиной). Сделка с ExxonMobil дала полякам этот ресурс, пользуясь которым, Варшава тут же поставила перед Брюсселем задачу обеспечить каждому покупателю газа в ЕС право свободно распоряжаться своими ресурсами, то есть правом покупать газ там, где посчитает нужным покупатель, а не там, где считает нужным продавать российская монополия. Создание NETS можно считать очередным шагом в этом направлении.
На сегодня при почти сопоставимых ценах на газ на уровне $179,5 - 240/тыс. м3 ставки за транзит газа российского происхождения в Восточной Европе и Украине разительно отличаются. В нашей стране их уровень - $1,7/тыс. м3 по 100 км, а у восточноевропейских соседей - от $2,5/тыс. м3 по 100 км и выше.Кроме этого, разительно отличается и система прохождения транзита. Так, Украина с 1992 года поддается запугиванию "Газпрома" и подписывает с ним невыгодные для европейцев транзитные договора, одним из условий которых является запрет на покупку газа на границе Украина - РФ кому - либо, кроме уполномоченных "Газпромом" структур. Теоретически, если бы европейские корпорации имели возможность закупать газ "перед Хутором Михайловским" (на крупнейшей в Украине приграничной газоизмерительной станции в Судже), Киев мог бы начислять россиянам и европейцам разные транзитные тарифы. Транзитная политика большинства стран Восточной Европы ориентируется на стремление покупать газ как можно более ближе к месторождениям. Именно для оптимизации схемы закупок Румыния и Венгрия, например, в эти годы провели стремительную приватизацию своих газораспределительных сетей (региональных трубопроводов низкого давления). "Газпром" борьбу за эти активы проиграл вчистую - то ли от жадности, то ли по другим соображениям российская монополия не смогла сделать ценовые предложения выше европейских. В итоге сбытовые сети стали собственностью западноевропейских корпораций, которые получили возможность закупать газ не на границе Восточной и Западной Европы, а дальше, на границе с Украиной.
Судя по всему, конкуренты "Газпрома" на этой отметке решили не останавливаться, откровенно стремясь к возможности закупки газа на границе Украины и РФ. Об этом говорит хотя бы тот факт, что буквально за день до декабрьской встречи Ющенко и Качиньского о новой транзитной политике заявил один из крупнейших восточноевропейских газовых дилеров - венгерская газопроводная Magyar Olaj - es Gazipari Foldgazszallito (MOL Transmission), принадлежащая немецкой E.On Rhurgas. "Мы выступаем с инициативой объединения всех газотранспортных компаний Центральной и Южной Европы в единую компанию под рабочим названием New Europe Transmission System Co. (NETS). К участию в ней на равных условиях приглашены Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Румыния, Болгария и Австрия. Наше предложение действительно и для других участников рынка региона. Объединенная газотранзитная компания повысит стоимость инвестиций акционеров, а также будет обладать более выгодными позициями на международных рынках капитала, которые необходимы, в том числе, для реализации новых транзитных проектов европейского уровня, таких, как строящийся с Закавказья в ЕС газопровод Nabucco", - заявила пресс - служба венгерской компании.
Несмотря на то что создание компании - гиганта NETS идет полным ходом, Украина по непонятным причинам не спешит присоединяться к проекту. Во время встречи Ющенко и Качиньского, на которой обсуждался вопрос о консолидации транзитных тарифов, Президент Украины умолчал о европейском проекте. Украинский лидер и раньше не особо акцентировал внимание на реальных процессах, развивающихся в транзитном бизнесе стран - соседей. Так, во время последнего визита Ющенко в Венгрию летом этого года венгерская сторона презентовала очень важный для Киева проект расширения компанией MOL Transmission "выходящего" звена украинского газопровода "Братство". Кроме этого, венгры ненавязчиво напомнили о подписанном еще в 2005 году, но так и не заработавшем транзитном протоколе между MOL Transmission и "Укртрансгазом". Указанный протокол должен позволить венграм экономить на цене газа, покупая его не на западной, а на восточной границе Украины, и закладывая ресурс в нашей стране на хранение. Несмотря на визит Ющенко, Киев официально никак не отреагировал на эти начинания Будапешта. По мнению большинства экспертов украинского газового рынка, и нынешняя вялая реакция украинской власти на NETS, и игнорирование предыдущих инициатив Венгрии исходили сугубо из внутриполитических соображений. Так, например, кроме MOL Transmission, на расширение трубопровода "Братство" претендует австрийская Group DF, созданная Дмитрием Фирташем, - одним из украинских учредителей транзитной монополии RosUkrEnergo. Эта же компания на сегодня по полномочиям российского "Газпрома" загружает почти все украинские хранилища газа, оттесняя от них европейцев. Пользуясь покровительством в самых высоких коридорах киевской власти, подобные Group DF компании - посредники зарабатывают немалые деньги не только на низких украинских транзитных тарифах, но и на изоляции Украины от начавшихся в Восточной Европе процессов консолидации единой транзитной политики. Подтверждением этому стало и нынешнее заявление о намерениях в следующем году "обсудить возможность" единых тарифов на транзит. Если это обсуждение и произойдет, то оно случится уже спустя несколько месяцев после создания NETS, что в очередной раз продемонстрирует миру неповоротливость официального Киева и его странную симпатию к отдельно взятым газовым компаниям.
Андрей Старостин