Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Пользуясь покровительством в самых высоких коридорах власти, "газовые" посредники зарабатывают немалые деньги на изоляции Украины от начавшихся в Восточной Европе процессов консолидации единой транзитной политики

Игнорируя создание восточноевропейского газопроводного монстра New Europe Transmission System, Украина в очередной раз намекнула на необходимость долгого диалога, поисков компромисса и малевания "дорожных карт"

Несмотря на очередной неспрогнозированный виток цены импорта газа из РФ, Киев только в следующем году начнет изучать возможность компенсации роста цен повышением стоимости транзита российского газа через украинскую территорию. "Выдвинутая Россией новая цена на газ почти в $180/тыс. м3 стала шоком для украинской экономики. Но я бы очень просил не политизировать эту проблему. Как говорят, главное не накликать беды", - заявил Президент Украины Виктор Ющенко. При этом он затронул тему возможной компенсации роста цен удорожанием транзита. Глава государства сообщил прессе, что совместно с президентом Польши Лехом Качиньским договорился внести в повестку дня Энергетического саммита стран Восточной Европы (состоится в марте 2008 года в Киеве. - Ред.) вопрос о целесообразности введения странами региона единого консолидированного тарифа на транзит азиатского газа в Европу из РФ.

РЕФОРМИРОВАНИЕ, ОТ КОТОРОГО БЕЖИТ УКРАИНА

Первый шаг Восточной Европы к новым моделям интеграции в сфере транзита газа в начале этого десятилетия сделала Польша, которая больше всех стран региона зависит от ценовых колебаний и импорта газа из одного российского источника. Поляки попытались заключить договор об импорте газа с Северного моря через существующие газопроводы Дании и Германии. Из - за открытого сопротивления "Газпрома", который отказывался разгружать транзитные газопроводы от своих ресурсов, Польша долгие годы не могла начать эти закупки, не оставив, однако, идею реформирования системы транзита. К ее реализации Варшава смогла реально приблизиться лишь к 2006 году, когда польская газовая компания PGNiG купила за сумму более $360 млн. долю акций в одном из североморских газовых промыслов гиганта ExxonMobil. До этой покупки крупных собственных ресурсов газа у PGNiG не было (они формировались, в основном, за счет импортных закупок на границе с Белоруссией и Украиной). Сделка с ExxonMobil дала полякам этот ресурс, пользуясь которым, Варшава тут же поставила перед Брюсселем задачу обеспечить каждому покупателю газа в ЕС право свободно распоряжаться своими ресурсами, то есть правом покупать газ там, где посчитает нужным покупатель, а не там, где считает нужным продавать российская монополия. Создание NETS можно считать очередным шагом в этом направлении.

На сегодня при почти сопоставимых ценах на газ на уровне $179,5 - 240/тыс. м3 ставки за транзит газа российского происхождения в Восточной Европе и Украине разительно отличаются. В нашей стране их уровень - $1,7/тыс. м3 по 100 км, а у восточноевропейских соседей - от $2,5/тыс. м3 по 100 км и выше.Кроме этого, разительно отличается и система прохождения транзита. Так, Украина с 1992 года поддается запугиванию "Газпрома" и подписывает с ним невыгодные для европейцев транзитные договора, одним из условий которых является запрет на покупку газа на границе Украина - РФ кому - либо, кроме уполномоченных "Газпромом" структур. Теоретически, если бы европейские корпорации имели возможность закупать газ "перед Хутором Михайловским" (на крупнейшей в Украине приграничной газоизмерительной станции в Судже), Киев мог бы начислять россиянам и европейцам разные транзитные тарифы. Транзитная политика большинства стран Восточной Европы ориентируется на стремление покупать газ как можно более ближе к месторождениям. Именно для оптимизации схемы закупок Румыния и Венгрия, например, в эти годы провели стремительную приватизацию своих газораспределительных сетей (региональных трубопроводов низкого давления). "Газпром" борьбу за эти активы проиграл вчистую - то ли от жадности, то ли по другим соображениям российская монополия не смогла сделать ценовые предложения выше европейских. В итоге сбытовые сети стали собственностью западноевропейских корпораций, которые получили возможность закупать газ не на границе Восточной и Западной Европы, а дальше, на границе с Украиной.

Судя по всему, конкуренты "Газпрома" на этой отметке решили не останавливаться, откровенно стремясь к возможности закупки газа на границе Украины и РФ. Об этом говорит хотя бы тот факт, что буквально за день до декабрьской встречи Ющенко и Качиньского о новой транзитной политике заявил один из крупнейших восточноевропейских газовых дилеров - венгерская газопроводная Magyar Olaj - es Gazipari Foldgazszallito (MOL Transmission), принадлежащая немецкой E.On Rhurgas. "Мы выступаем с инициативой объединения всех газотранспортных компаний Центральной и Южной Европы в единую компанию под рабочим названием New Europe Transmission System Co. (NETS). К участию в ней на равных условиях приглашены Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Румыния, Болгария и Австрия. Наше предложение действительно и для других участников рынка региона. Объединенная газотранзитная компания повысит стоимость инвестиций акционеров, а также будет обладать более выгодными позициями на международных рынках капитала, которые необходимы, в том числе, для реализации новых транзитных проектов европейского уровня, таких, как строящийся с Закавказья в ЕС газопровод Nabucco", - заявила пресс - служба венгерской компании.

Несмотря на то что создание компании - гиганта NETS идет полным ходом, Украина по непонятным причинам не спешит присоединяться к проекту. Во время встречи Ющенко и Качиньского, на которой обсуждался вопрос о консолидации транзитных тарифов, Президент Украины умолчал о европейском проекте. Украинский лидер и раньше не особо акцентировал внимание на реальных процессах, развивающихся в транзитном бизнесе стран - соседей. Так, во время последнего визита Ющенко в Венгрию летом этого года венгерская сторона презентовала очень важный для Киева проект расширения компанией MOL Transmission "выходящего" звена украинского газопровода "Братство". Кроме этого, венгры ненавязчиво напомнили о подписанном еще в 2005 году, но так и не заработавшем транзитном протоколе между MOL Transmission и "Укртрансгазом". Указанный протокол должен позволить венграм экономить на цене газа, покупая его не на западной, а на восточной границе Украины, и закладывая ресурс в нашей стране на хранение. Несмотря на визит Ющенко, Киев официально никак не отреагировал на эти начинания Будапешта. По мнению большинства экспертов украинского газового рынка, и нынешняя вялая реакция украинской власти на NETS, и игнорирование предыдущих инициатив Венгрии исходили сугубо из внутриполитических соображений. Так, например, кроме MOL Transmission, на расширение трубопровода "Братство" претендует австрийская Group DF, созданная Дмитрием Фирташем, - одним из украинских учредителей транзитной монополии RosUkrEnergo. Эта же компания на сегодня по полномочиям российского "Газпрома" загружает почти все украинские хранилища газа, оттесняя от них европейцев. Пользуясь покровительством в самых высоких коридорах киевской власти, подобные Group DF компании - посредники зарабатывают немалые деньги не только на низких украинских транзитных тарифах, но и на изоляции Украины от начавшихся в Восточной Европе процессов консолидации единой транзитной политики. Подтверждением этому стало и нынешнее заявление о намерениях в следующем году "обсудить возможность" единых тарифов на транзит. Если это обсуждение и произойдет, то оно случится уже спустя несколько месяцев после создания NETS, что в очередной раз продемонстрирует миру неповоротливость официального Киева и его странную симпатию к отдельно взятым газовым компаниям.

Андрей Старостин

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6196
 0,1010
0,25
EUR
1
42,7495
 0,0653
0,15

Курс обміну валют на вчора, 11:09
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4258  0,01 0,02 39,9850  0,00 0,01
EUR 42,4325  0,05 0,13 43,1567  0,05 0,12

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5600  0,25 0,63 39,6300  0,20 0,51
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес