Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Наши планы создания международного газотранспортного консорциума могут разбиться о "дохийский сговор"

9 апреля может произойти беспрецедентная перегруппировка "газовых сил" на планете. На этот день намечено собрание представителей ведущих газодобывающих стран в столице Катара Дохе для подписания учредительных документов так называемой газовой ОПЕК. Ее учредителями готовы выступить Россия, Иран, Катар, Венесуэла и Алжир. Отрицательно воспринимают "газовый картель" США и ЕС. Если подписание документов состоится, то Доха будет ассоциироваться не только с историческим раундом переговоров по новым правилам торговли в рамках ВТО, но и с объединением интересов собственников почти 70% мировых запасов газа.

Прописные истины

В последнее время природный газ наряду с нефтью превращается в стратегический ресурс. Главной причиной такого положения дел стало более интенсивное использование его в промышленности, энергетике и жилищно - коммунальном хозяйстве.

Так, в странах ЕС постепенно происходит переход тепловой электроэнергетики с экологически грязных технологий использования угля и мазута на природный газ. Газопаровые электростанции, разработанные с учетом новейших достижений науки и техники, имеют не только более высокий по сравнению с традиционными угольными ТЭС кпд, но и практически не загрязняют окружающую среду вредными выбросами. Увеличивается также потребление природного газа в металлургическом, химическом и машиностроительном производстве - чему в немалой степени способствуют "экологические" соображения.

Таким образом, спрос на природный газ в ближайшее время будет расти. Между тем места распространения этого ресурса на земном шаре гораздо более локализованы, чем нефти, и не всегда нефтяные державы могут похвастаться большими запасами природного газа.

При этом наиболее богатой природным газом страной однозначно является Россия, где сосредоточена примерно четверть всех разведанных мировых запасов природного газа. Помимо России богатые объемы разведанных запасов природного газа имеют такие государства, как Катар (второе место в мире по разведанным запасам), Алжир, Венесуэла, Нигерия, Саудовская Аравия, Иран.

Меркантильный соблазн

Соблазн создать какое - то, аналогичное ОПЕК, объединение экспортеров природного газа чрезвычайно велик. В первую очередь такая инициатива исходит от Ирана. Понять официальный Тегеран можно - устав от "наездов" со стороны США, он пытается использовать "газовый козырь" в своем противостоянии с Западом. Конечно же, доля Ирана на мировом рынке природного газа относительно невелика, однако, договорившись с другими экспортерами газа, Иран мог бы теоретически заставить США и ЕС быть более лояльными к проводимой им политике. Он мог бы торговаться относительно иранской ядерной программы, на сворачивании которой настаивают США.

Крайне выгоден газовый ОПЕК и России, тем более что практически треть природного газа, импортируемого Единой Европой, - российского происхождения. И его доля будет только увеличиваться, поскольку потенциал увеличения экспорта газа из Норвегии и Алжира у Евросоюза практически исчерпан, а сжиженный газ, поставляемый из района Персидского залива, намного дороже трубного из - за значительных расходов на сжижение и транспортировку.

Кроме того, "газовые козыри" намерено использовать руководство РФ в свете усилившегося в последнее время политического противостояния с Западом. Но здесь РФ необходима поддержка других стран - экспортеров, в первую очередь Катара. Не случайно на переговорах в феврале в столице Катара - Дохе президент России Владимир Путин заявил, что речь идет о координации действий между двумя основными обладателями газовых запасов в мире - Россией и Катаром - в газовой сфере.

Похоже, Катар тоже совсем не прочь, используя "газовый вопрос", увеличить свой политический вес в мире. Поэтому именно в Катаре намечено проведение конференции производителей газа, на которой будут обсуждаться вопросы о создании газового картеля. По словам эмира Катара шейха Хамад бен Халифа Аль Тани, разница между ОПЕК и газовым картелем достаточно существенна, поскольку в отличие от цен на нефть цены на газ в основном определяются долгосрочными контрактами, рассчитанными на двадцать - тридцать лет.

Впрочем, нынешняя мировая практика имеет прецеденты пересмотра долгосрочных газовых контрактов. Типичный пример - это разрыв долгосрочного соглашения между Украиной и Россией (точнее, между "Газпромом" и НАК "Нефтегаз Украины") относительно поставок природного газа по цене $50 за тысячу кубометров в начале 2006 года и переход на новый механизм расчетов по более высоким ценам с допуском на украинский внутренний рынок компании "РосУкрЭнерго".

Конечно же, если бы украинская сторона, и в первую очередь руководство НАК, в свое время не дала повода россиянам пересматривать договоренности, мы бы по - прежнему получали газ по $50 за тысячу кубометров. Однако нужно учесть, что механизмов заставить партнера пересмотреть цену имеется множество. Тем более в такой сфере, как рынок газа.

Стратегия зависимости

Анализируя перспективы создания "газовой ОПЕК", нужно учесть, что бесперебойное выполнение газовых контрактов относительно поставок трубного газа обычно зависит не только от страны - производителя и страны - получателя, но и от многочисленных транзитеров. Какой - либо сбой в этой цепочке, как показали газовые конфликты России с Украиной и Беларусью, чреват дестабилизацией газового рынка целых регионов мира и может нанести существенный ущерб экономике одновременно целого ряда государств.

А между тем в мировом масштабе спрос на природный газ только растет, и появляются все новые возможности для увеличения его сбыта. Уже в ближайшее время с крупными заказами на международный рынок газа выйдет Китай, а это означает, что цена на "голубое топливо" повысится.

Конечно же, страны Запада сейчас формально пытаются противопоставить создаваемому газовому картелю свою альтернативную систему газовой безопасности, для которой появился даже свой термин - "энергетическая НАТО". Однако цель этой системы - никак не защита стран - транзитеров, а способ добиться от поставщиков максимально низких, насколько это возможно в условиях действия картельных соглашений, цен.

К тому же на Западе прекрасно понимают, что, позволив возникнуть газовой ОПЕК, они тем самым, как это ни парадоксально будет звучать, навсегда исключают возможность возрождения России как самостоятельной сверхдержавы. И логика в этом есть.

Ловушка для России

Напомним, что однозначное упование на экспортные нефтедоллары в свое время привело к полному экономическому краху Советский Союз. Зависимость экономики от экспортных поступлений и залатывание ими дыр в общесоюзном бюджете резко затормозило ассигнования высокотехнологических сфер. В результате технологически Советский Союз стал отставать от Запада, что только ускорило крах.

Если Россия в дополнение к нефтяному допингу получит еще и газовый, то последние стимулы для развития в стране самодостаточной экономики утратят всякий смысл. Государство будет просто затыкать бюджетные дыры нефтяными и газовыми экспортными долларами и евро, в то время как высокотехнологичные отрасли, не обеспечивающие высокой рентабельности вложения, будут медленно отмирать. В итоге Россия со временем может стать эдаким "большим Катаром с ракетами". Если в дальнейшем не будут найдены альтернативные источники энергии, то РФ рискует навсегда расстаться со своими амбициями сверхдержавы.

Поэтому западные стратеги, скорее всего, не будут возражать против того, чтобы Россия заработала лишние миллиарды на экспорте газа, главное - чтобы российское правительство не вздумало сместить промышленные приоритеты страны с сырьевой отрасли на высокие технологии. Дорогой природный газ позволит Западу также держать на энергетическом крючке стремительно набирающий экономический вес Китай. Уже сегодня в КНР ощущается перманентный энергетический кризис. Ресурсов для увеличения собственной добычи природного газа у Китая нет. Экспортные трубопроводы из России в Китай пока только в проекте, и к тому времени, когда они, вероятно, будут построены, цена природного газа резко возрастет.

Не случайно больших вопросов и тревог сама идея "газовой ОПЕК" на Западе не вызывает. Обогащение Ирана за счет роста цен на экспортный газ США и ЕС не особенно волнуют. А противостоять вероятному сговору ближневосточных экспортеров газа с Россией у Запада тоже возможность есть. Речь идет о таком крупном производителе природного газа, как Норвегия.

Ее министр нефтяной промышленности и энергетики Одд Эноксен уже заявил, что Норвегия не намерена становиться членом какого - бы то ни было газового картеля и планирует увеличить экспорт природного газа примерно на 50% в течение нескольких лет и занять второе место по объемам его поставок после России. Конечно, при такой эксплуатации норвежские запасы природного газа будут сильно истощаться. Однако, имея у себя под боком такого крупного производителя, как Норвегия, Евросоюз и США могут не опасаться неконтролируемого роста цен на природный газ.

Нельзя сбрасывать со счетов и такой чрезвычайно важный геополитический аргумент, как присутствие американских войск в зоне Персидского залива. Тот же Катар в политическом и военном отношении является страной, полностью зависимой от Соединенных Штатов и Великобритании, и в любой момент США могут найти весомые аргументы для того, чтобы разрушить газовый картель, если они сочтут это необходимым. Украина не в счет

Украине в свете последних тенденций на международном рынке природного газа нужно готовиться к фактически неизбежному повышению цен на стратегически важное для нашей экономики сырье.

Дело в том, что создание такого картеля однозначно обернется большими проблемами для таких стран, как наша. Во - первых, автоматически исчезнет возможность получения хоть какого - то дешевого газа, альтернативного российскому, причем даже теоретически. Ведь страны - доноры будут связаны картельным договором. Во - вторых, система транзитных газопроводов постепенно так или иначе перейдет под контроль производителей газа - в случае с Украиной это Россия и РАО "Газпром".

При этом в переходе украинской газотранспортной системы под контроль России будут заинтересованы, как это ни странно, страны - потребители природного газа. В украинском случае - это страны ЕС, со стороны которых на поддержку в "газовых переговорах" с Россией рассчитывать вряд ли придется. И их интерес вполне понятен. Какой смысл переплачивать за конечное сырье, которое и так подорожает, если в цену природного газа для конечного потребителя однозначно будут закладываться и отчисления странам - транзитерам?

Поэтому уповать на ЕС в вопросах более лояльной ценовой политики на рынке газа не стоит. Равно как и строить прожекты относительно вовлечения широкого круга стран в управление газотранспортным консорциумом.

Владимир ЦХВЕДИАНИ

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на 26.04.24, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на 26.04.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес