Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Пока на внутреннем рынке поставок газа происходит активный передел собственности, его игроки, как новые, так и старые, рискуют остаться без "трубы"

Сегодня нет гарантии, что действующая модель управления еще оставшимися у государства ценными активами, газораспределительными сетями, не будет разрушена. А это значит, что в пылу борьбы за передел собственности на этом рынке владельцы газоснабжающих компаний, облгазов, забыли, что могут остаться ни с чем. Другими словами - просто со стульями и штатом сотрудников. Дело в том, что основное средство производства, сети, они арендуют. С нового года условия аренды ужесточились настолько, что арендаторам впору бить тревогу. В любой момент договоры с ними могут разорвать, если "чуть что". А это - малейшая недоплата за поставленный газ потребителем, "невписание" в норму по прибыльности и размеру инвестиционных отчислений. Тогда поставщик газа в одностороннем порядке расторгает договора.

Во властных кругах политикой управления газовыми сетями ведает "Нафтогаз України" - он и выдвинул облгазам новые, ужесточенные условия. В высших слоях общества вопросом системного подхода в управлении газопроводами не задаются. То есть получается, что стратегические решения принимаются ситуативно. Как в таком случае не наломать дров, и чтоб последствия от разрушения сложившейся системы газоснабжения не ощутил конечный потребитель, разбирались журналисты "ВД".

Обмен любезностями

НАК "Нафтогаз України" несколько месяцев упорно пытается найти нарушения в работе облгазов, обвиняя их в нецелевом использовании средств (в основном на газификацию) и большой задолженности по расчетам за газ. Облгазы, в свою очередь, демонстрируют проложенные газопроводы и недоумевают, в чем, собственно, их обвиняют. А что касается задолженности, - утверждают, что ее формирует не что иное, как установленные Нацкомиссией регулирования электроэнергетики низкие тарифы на транспортировку и поставку газа. Генпрокуратура что - то, как всегда, расследует. Суды разных инстанций отменяют решения друг друга. И начинаются первые тревожные звонки - лимиты газа для отдельных категорий потребителей не подтверждаются. Это всего лишь сви - детельствует о том, что с предприятиями, от которых зависит подача газа потребителям, надо быть поаккуратнее.

Апогеем выяснения отношений можно считать объявление компанией "Газ Украины" о создании дочерней компании "Укргазсети". Такое решение позволит "Газу Украины" переводить газотранспортные сети на ее баланс, если какой - то "плохой" облгаз не выполняет условий договора по аренде сетей. Разумеется, повод легко может быть найден. Поскольку в новом договоре по аренде сетей (который часть облгазов подписала, а меньшая часть - нет) заложено право для ДК "Газ Украины" в одностороннем порядке разрывать договор. То, что уже создана компания как бы в рамках подготовки к сливу в нее активов, не оставляет сомнений - НАК собирается отбирать сети у недостойных арендаторов.

Новая система

Попытки собрать под одной крышей газовые сети (а значит, под предлогом невыполнения условий аренды, оставить владельцев облгазов - частные структу - ры - ни с чем) похожи на завуалированную реприватизацию. Но если вынести за скобки этот факт, то, выстраивая модель управления сетями, надо быть последовательными. Во - первых, как быть с теми газопроводами, которые многие облгазы построили за свои собственные деньги? Во - вторых, если цель - забрать сети только у неугодных, то это уже вряд ли можно назвать системным государственным подходом.

С одной стороны, "Нафтогаз України" на реформирование системы управления своей собственностью имеет право. Особенно если учесть, что компания недовольна тем, как ряд арендаторов вкладывают инвестиции в поддержание сетей в хорошем состоянии или как собирают оплату с потребителей. Или злоупотреблениями на газе, который якобы списывается на технологические потери, а на самом де - ле распродается втихую. Так, в 2006 г. уровень оплаты облгазов в среднем по Украине составил 85%, долг накопился в размере почти 500 млн грн. Другое дело, что резкие движения в сфере газоснабжения - игры с огнем.

Главная опасность в том, что на рынке поставок газа фактическая монополия. Отсюда и другая опасность - ресурса может на всех не хватать. Какую бы модель управления сетями ни вводило государство, главное - сделать так, чтобы поставки газа потребителям оставались стабильными. В вопросах поставок газа в мире нет доминирующей модели, каждая страна выбирает свою. Главное - чтобы она работала как часы. Как рассказали ВД в концерне "Укргаз" (бывшая "Газтэк", управляющая семью газоснабжающими компаниями), в Европе форма собственности на газотранспортные сети разная. Но, как правило, они находятся в полной или совместной собственности (а не в аренде, как у нас) компаний, которые эксплуатируют сети. И обычно иностранные компании не контролируют рынок более чем на 40%.

Естественно, как и в Украине, на Западе поставщики газа и транспортирующие его компании имеют разных собственников. Тем не менее, газотранспортный бизнес дает стабильный доход. "На рынке существует конкуренция, соответственно, цена на газ и транспортировку определяется рынком, - сказал "ВД" Андрей Карпенко, президент концерна "Укргаз". - Трейдеры сейчас покупают газ у одной организации "УкрГаз - Энерго", от этой компании теперь зависят и облгазы. Надо допустить на рынок поставки хотя бы еще одну - две компании. И тогда проблем с газом не было бы". В Европейском Союзе принята Директива о либерализации газового рынка. Как пояснила "ВД" эксперт по вопросам энергетики Школы политической аналитики Елена Витер, со - гласно этой стратегии, к середине 2007 г. потребители (как промышленные предприятия, так и потребители ТКЭ) должны иметь возможность самостоятельно выбирать компанию - поставщиика газа (причем это могут быть поставщики разных форм собственности). Однако на сегодняшний день большая часть стран ЕС еще не пришла к такой формуле.

По мнению главы концерна "Укргаз", в перспективе надо разделить деятельность по транспортировке и поставке газа на разные компании. Но при одном условии: тариф на транспортировку должен покрывать затраты предприятий. С одной стороны, выделение функции поставщика газа и функции транспортировки по распределительным сетям для облгазов означает, что часть бизнеса они теряют. Но ведь, в отличие от сегодняшнего сценария, только часть (надо сказать, не ключевую, ведь 70% доходов компаний - поступления от тарифа на транспортировку), а не весь. Если ввести достойные тарифы на транспортировку, то это помогло бы вывести газоснабжающие компании из ямы убыточности. И достичь той цели, которой мотивирует НАК свои новые правила аренды - полной собираемости оплаты и обеспечения приемлемого уровня инвестиций в состояние газопроводов.

В чьей собственности будут находиться газопроводы, или компании, которые их арендуют, не ключевой вопрос для действенной схемы управления газовым рынком. Важно прийти к приемлемой форме рентабельности работы газоснабженца. Иначе, как ни бейся, вкладывать инвестиции в сети он не будет - нечего просто. А вот уже в вопросе установления обоснованных тарифов, оправдывающих расходы облгазов, идет некоторая пробуксовка. За последние два года тарифы на поставку и транспортировку газа выросли почти в два раза, и, казалось бы, это должно было способствовать выходу облгазов из хронически убыточного со - стояния. На сегодняшний день средневзвешенный тариф на транспортировку газа распределительными газопроводами составляет около 51,3 грн. за 1 тыс. кубометров (величина тарифа колеблется для разных облгазов). Однако установленные тарифы не успевают за ростом цены на газ. Так, по имеющимся у "ВД" данным из разных источников, по итогам работы 14 облгазов за 2006 г. 10 из них были убыточными, и только четыре - прибыльными. Так что пока обл - газы вынуждены выполнить социальную функцию, требовать с них эффективности и инвестиций в сети просто глупо. И передача их государственному арендатору, который столкнется с теми же проблемами, что и частники, ничего не решит.

>>БЛИЦ - ИНТЕРВЬЮ

Сергей Скиба:

"Нас не устраивает возможность расторжения договора в одностороннем порядке со стороны "Газа Украины"Позицию облгазов в конфликте по поводу перезаключения договоров аренды сетей до ВД донес первый заместитель председателя правления ОАО "Львовгаз" Сергей Скиба.

>>Почему облгазы не хотят подписывать новые договора с ДК "Газ Украины" на поставку газа для населения?

- Вариант договора, предложенный ДК "Газ Украины", предусматривает начисление штрафных санкций облгазу в случае несвоевременных расчетов за поставленный газ бытовым потребителям. В то время как облгаз не имеет права начислять никаких штрафных санкций на бытовых потребителей. Самый важный момент, который нас не устраивает, - возможность расторжения договора в одностороннем порядке со стороны ДК. Кроме этого, в предлагаемом "Газом Украины" проекте договора аренды сетей есть положение, по которому облгазы должны вкладывать в обслуживание сетей 50% от прибыли, полученной за год, но не менее 4% от балансовой стоимости сетей. Что касается этих 4%, то здесь нет большой проблемы. При балансовой стоимости сетей около 160 млн грн., за 2006 год ОАО "Львовгаз" вложил 9 млн. грн. в обслуживание сетей, то есть более 4%. Но при этом чиновники заявляют, что облгазы вкладывают недостаточно средств в сети. Дайте нам сначала возможность получить прибыль, утвердив справедливый тариф, а после этого - требуйте. Отмечу такой еще нюанс: тарифы утверждает одна инстанция (НКРЭ - прим. "ВД"), а требует вкладывать деньги в использование сетей другая (ДК "Газ Украины" - прим. "ВД"). Кто руководит рынком? Непонятно:

>>Чем вы объясните активный интерес к получению контроля над облгазами?

- Такие предприятия, как облгаз, облэнерго, - это стратегические объекты для государства. В феврале 2007 года для промышленных потребителей и ТКЭ Львовской области не было выделено ни одного кубометра газа. У нас не было подтверждения, что мы получим этот газ. Хотя, согласно постановлению КМУ, лимиты газа для предприятий должны доводиться до ведома облгазов за три дня до начала месяца. В случае, если облгаз не имеет подтвержденного лимита, он обязан отключить такого потребителя. Можно себе представить последствия, если бы мы зимой отключили предприятия ТКЭ. Конечно, мы этого не сделали. Но в ситуации, когда газа не хватает, другой собственник мог бы повести себя иначе. Теоретически существует опасность отключения любого потребителя в любой момент.

Александр Болкисев:

"Не надо забирать у облгазов распределительные сети"

П очему экс - глава НАК "Нафтогаз України" Александр Болкисев предлагал разделить деятельность облгазов по транспортировке и поставке газа, и в чем недостатки нынешней газовой реформы, он пояснил в эксклюзивном интервью "ВД".

>>Почему нужно "развести" поставку и транспортировку газа между разными компаниями?

- Если мы разделим эти два вида деятельности, то облгаз сосредоточит деятельность на главной своей задаче - содержании распределительных сетей в надлежащем состоянии, их развитии и реконструкции. А поставками газа потребителям будут заниматься другие компании. Эта деятельность не должна быть монопольной, поставщиков может быть много. Облгаз же не будет заниматься перепродажей газа - то есть тем видом деятельности, который тянет за собой проблемы неплатежей, задолженности и т.д. Главным инструментом заработка должен быть тариф на транспортировку, и все. Снимутся проблемы, которые вообще не должны быть свойственны такому монополисту, как облгаз. А вот транспортиров - ка - это объективно монополия. Кстати, такие подходы предусматриваются директивами ЕС, которые регулируют европейский рынок поставок газа.

>>По вашему мнению, создание компании "Укргазсети" сможет повысить эффективность управления газораспределительными сетями?

- Само по себе создание компании никак не сможет изменить существующее положение в лучшую или худшую сторону. Качество управления сетями невозможно повысить каким - то изолированным мероприятием - должен быть комплекс последовательных мер. Когда я был руководителем ДК "Газ Украины", наши специалисты разработали концепцию реформирования внутреннего рынка газа и представили ее на рассмотрение НАК "Нафтогаз України" и Минтопэнерго. В этой концепции был пункт о создании ДК, аналогичной сегодняшним "Укргазсетям" (мы тогда ее назвали "УкрГазРаспределение"). Но при этом мы четко прописали все шаги и цели. Существующая сейчас система договоров по временному использованию сетей - это плохо прописанный юридический механизм, который никого не может защитить - ни облгаз от давления и попыток эти сети отобрать, ни государство (в лице НАК "Нафтогаз України") от недобросовестной эксплуатации сетей. А соглашение N76 от 2001 г., по которому ФГИ передал в управление НАК "Нафтогаз України" распределительные газотранспортные сети, с юридической точки зрения не выдерживает никакой критики. Нужна определенность. Если мы, например, хотим создать такой юридический механизм, как концессия, то давайте так и действовать. И дальше, уже на условиях концессии, можно будет принимать решения: кому передавать се - ти - облгазам или специально созданной структуре.

>>А какая роль в этой схеме достанется облгазам?

- Прежде всего, создание госпредприятия должно проходить совместно с облгазами. Не следует забирать у них распределительные сети, необходимо только определить принципы и механизмы, при помощи которых они будут эксплуатировать переданное им имущество. Как только четко будет определен механизм, по которому эти сети передаются в распоряжение, моментально в несколько раз вырастет капитализация этих предприятий. Это уже открывает определенные возможности для развития. Не следует забывать, что также вырастет и доля государства в этих активах. Я считаю, что контрольный пакет акций в облгазах должен принадлежать государству. Таким образом, мы только организационными мероприятиями могли бы создать дополнительную стоимость активов государства в несколько миллиардов гривен.

Беседу вел Константин Шевченко

За матеріалами: Власть Денег
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на 26.04.24, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на 26.04.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес