Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 14:31
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Зеркало Недели": Под шумок ежегодно нескладной эпопеи подготовки топливно-энергетического комплекса страны к зиме в так называемом секторе газа произошло несколько событий, которые могут иметь далеко идущие последствия
13:55 19.11.2001 |
Под шумок ежегодно нескладной эпопеи подготовки топливно - энергетического комплекса страны к зиме в так называемом секторе газа произошло несколько событий, которые могут иметь далеко идущие последствия. Во - первых, пакет из двух межправительственных украинско - российских соглашений, подписанных еще 22 декабря 2000 года в Москве, - "Об условиях резервных поставок и оплаты российского природного газа в Украину в 2001 году" и "О гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины" - которые уже переданы на ратификацию в парламент Украины, пополнился третьим соглашением - "О дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины" (подписано 4 октября в Киеве премьерами Кинахом и Касьяновым).
К слову сказать, на 15 ноября в Верховной Раде как раз и была запланирована ратификация целой кучи соглашений, включая вышеназванные. Так что, как говорится, если звезды над кишлаком расположатся удачно, то "газовые" соглашения к моменту выхода этого выпуска "ЗН" уже могут быть и ратифицированными. Хотя знающие люди говорят, что это маловероятно.
О первых вышеназванных соглашениях "ЗН" подробно рассказывало уже не однажды. В третьем же, кроме прочего, речь идет об условиях реструктуризации корпоративных долгов НАК "Нефтегаз Украины" и конвертации "газового" долга, сформировавшегося на 1 июня 2000 года, в еврооблигации. Тогда мы задавались вопросом: к чему, казалось бы на первый взгляд, отношения хозяйствующих субъектов двух стран понадобилось выносить на ратификацию в ВР?
Ан есть для чего. Хотя в документе (в одном из его приложений) и зафиксировано, что "форма облигаций: стандартные корпоративные" с номинальной стоимостью в 1000 долл. каждая, есть в самом соглашении статья 6, в которой говорится, что, "в случае невыполнения НАК "Нефтегаз Украины" платежных обязательств по облигациям ОАО "Газпром" будет сокращать оплату и/или поставки российского природного газа за услуги по транзиту на неоплаченную сумму по этим обязательствам:" Иначе говоря, если НАК после окончания льготного периода, то есть с 2004 года, чего - то недоплатит "Газпрому", то внутриукраинский баланс газа будет испытывать дефицит газа на эту сумму.
Еще одна, не менее интересная статья этого соглашения - статья 8: "В случае реорганизации, ликвидации, введения внешнего управления, банкротства или каких - либо иных изменений (статуса или формы собственности НАК "Нефтегаз Украины", что может привести к невыполнению обязательств НАК "Нефтегаз Украины", предусмотренных этим соглашением), украинская сторона гарантирует выполнение этих обязательств НАК "Нефтегаз Украины"Да, это вам не лазаренковские "гарантии" по типу филькиной грамоты. Те в суде не предъявишь. А вот это соглашение - вполне возможно, тем более если его ратифицирует Верховная Рада Украины.
И вот что еще примечательно, ратификация вышеназванных трех межправительственных "газовых" соглашений назначена в период, когда оговариваются условия поставок российского газа в Украину в 2002 году. Чтобы россияне были покладистее?.. К слову, в том же третьем соглашении говорится (в статье 2): "НАК "Нефтегаз Украины" и ОАО "Газпром" до 1 ноября 2001 года подпишут долгосрочный контракт о транзите российского природного газа через территорию Украины на период 2002 - 2013 гг." То есть на весь период реструктуризации корпоративного "газового" долга НАКа перед "Газпромом": Подпишут, может, и не к 1 ноября, но, скорее всего, все же подпишут.
Остается напомнить, что второе в названном в начале материала перечне межправительственных соглашений содержит также весьма интересную статью 10, в которой речь идет о том, что "еврооблигации могут быть предъявлены для досрочного погашения по номинальной стоимости для использования во время приватизации государственного имущества Украины".
На фоне вышесказанного (особенно в отношении изменения формы собственности НАКа и ответственности Украинского государства при этом по его долгам) совсем иначе выглядит мнение представителя Shell г - на Ластовецкого, высказанное недавно в ходе выставки - конференции "Нефть и газ 2001".
Как, возможно, помнят читатели "ЗН", в свое время эта компания весьма активно предлагала Украине выкупить или хотя бы взять в концессию на продолжительный срок украинскую магистральную газосистему. Помните, наверное, и то, что тогда договориться не удалось. Однако, похоже, в отношении Украины, как, впрочем, и некоторых других стран, Shell решил добиться своего, как говорится, не мытьем, так катаньем. Эта компания снова упирает на то, что рынок газа Европы уже заинтересован в создании как можно большего количества альтернативных вариантов газомагистралей, что должно минимализировать зависимость не только от источников газопоставок, но и от путей их транспортировки. Г - н Ластовецкий усомнился в том, "что в Украине в ближайшее время будут построены газопроводы для транспортировки дополнительного газа, в котором Европа будет нуждаться в будущем. Поэтому он придумал "рецепт" для Украины: срочно искать инвестиции для газотранспортной системы, пока она не развалилась и хоть кому - то еще нужна. В противном случае Европа с удовольствием профинансирует строительство россиянами альтернативных украинской газомагистралей. Так и сказал. Ну, положим, Европа не очень - то торопится с финансированием. Пока. Это первое. А во - вторых, не очень нравится европейцам зависимость от одного российского источника газопоставок. Хотя, конечно, и проблема "старения" газотранспортной системы Украины существует. И, как считает представитель Shell, если Украина все же надумает обратиться к внешней помощи для разрешения этой проблемы, то может выбрать несколько вариантов. Однако сначала, считает он, ей придется разделить внутреннюю и транзитную части газотранспортной системы страны и начать реформирование внутренней газотранспортной и газораспределительной систем Украины.
Следующим шагом должно стать решение о том, приватизировать ли систему международного газотранзита, отдать ее в концессию или частично то и другое.
Следует заметить, что если еще несколько лет назад в украинском парламенте и правительстве даже слышать не хотели ни о какой приватизации газотранспортной системы и до сих пор действует мораторий на сей счет, то сегодня все чаще приходится слышать не только от народных депутатов, но и от самих газотранспортников, что в приватизации этого госимущества есть некий смысл. Уже потому, что газотранзитные трубы из Украины все равно никто увозить не станет:
Между тем представитель Shell подчеркнул (видимо, для подтверждения последовательности позиции представляемой им компании), "что концессия быстрее обеспечит инвестиции в систему".
Все это, конечно, интересно. И что из этого получится, мы еще узнаем. Остается только напомнить, что хотя в определенных проектах российский "Газпром" и Shell - партнеры, украинский НАК и Украинское государство, как было сказано выше, имеют определенные обязательства перед "Газпромом". Так что если речь пойдет о смене формы собственности "Нефтегаза Украины", его корпоративный долг автоматически может стать государственным: