Фінансові новини
- |
- 07.05.24
- |
- 15:32
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Определено десять самых важных стратегических программ. Но их быструю реализацию затруднят отсутствие механизма государственно-частного партнерства и все еще высокие политические риски страны
09:54 22.12.2009 |
Вчера Национальное агентство по иностранным инвестициям и развитию обнародовало перечень десяти инвестиционных проектов, которые признаны стратегически важными для экономики. Среди них четыре проекта - в сфере транспорта, два - в энергетике, по одному - в сфере космических технологий и медицине. Предлагается также построить десять мусоросжигательных заводов - в Виннице, Луцке, Черновцах, Хмельницком и шести городах, отобранных на конкурсе, - и десять индустриальных парков в Киевской, Закарпатской, Харьковской, Херсонской и Ровенской областях. Изначально министерства и местные власти подготовили перечень из 366 проектов, из них в прошлую среду были отобраны 18 программ, отвечающих условиям стратегической важности, экономической окупаемости и реальности выполнения (см. Ъ от 18 декабря), а в пятницу - десять проектов. Стоимость восьми из них оценена в $3,7 - 4,1 млрд, двух - не определена.
Глава нацагентства Сергей Таран считает, что стратегический статут проектов заинтересует потенциальных инвесторов: "Правительство дает понять, что заинтересовано в успешной реализации этих проектов. Это неофициальная гарантия, но она очень важна для бизнеса. В единичных случаях возможны предоставление инвесторам госгарантий и использование механизма государственно - частного партнерства".
Один из проектов - программа запуска космического ракетного комплекса "Циклон - 4" - уже имеет инвестора. Решение о его финансировании было принято во время визита в Украину президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы (см. Ъ от 3 декабря). "Этот проект был подан Национальным космическим агентством - а значит, там считают, что он пока нуждается в инвестициях", - прокомментировал господин Таран.
Впрочем, по информации участников рабочей группы, проект строительства железной дороги с шириной колеи 1435 мм от польской границы до Львова, поданный Львовской областной госадминистрацией, прошел отбор, однако расчеты Министерства транспорта и связи не подтверждают его экономическую целесообразность. А инвестора Ильичевскому морскому торговому порту решили искать после того, как был расторгнут договор с "Укртрансконтейнером".
По словам господина Тарана, вкладом государства в реализацию этих программ может стать разработка проектной документации за счет госбюджета. "Но их осуществление зависит от принятия закона о государственно - частном партнерстве", - подчеркнул он. Законопроект #3447 "О принципах государственно - частного партнерства" был зарегистрирован в Верховной раде еще в декабре 2008 года, но не рассматривался даже в первом чтении. "Проблема отсутствия механизма участия инвесторов в инфраструктурных проектах не позволила привлекать средства в то время, когда инвестиционный климат был гораздо лучше. Сейчас эта проблема все так же актуальна", - говорит директор Международного института приватизации Александр Рябченко.
Еще одной проблемой для привлечения инвестиций могут стать выборы в местные органы власти, запланированные на май 2010 года. "Если инвесторы пожелают дождаться окончания президентских выборов, то им придется ждать окончания и выборов в местные органы власти, которые являются важными для инвестиций в локальные проекты, например индустриальные парки", - добавляет аналитик ИК Dragon Capital Елена Белан.
Перечень десяти стратегических проектов
Проект | Инвестиции | Срок реализации | Окупаемость |
Строительство комплексов по утилизации твердых отходов | 420 млн евро | 2010 - 2012 | до 10 лет |
Проект космического ракетного комплекса "Циклон - 4" | $719 млн | до 2024 года | 12 лет |
Создание 10 индустриальных парков | $200 млн | - | - |
Скоростная железная дорога от польской границы до Львова "Евроколия" | - | 2010 - 2016 | - |
Производство ветроэлектрических установок мегаваттного класса | 2,5 млрд грн | 2010 - 2012 | 10 лет |
Модернизация и завершение строительства теплоэлектростанций | $383,1 млн | 2010 - 2012 | - |
Строительство грузового аэропорта в Узине (Киевская область) | - | - | - |
Строительство завода по фракционированию крови | $120 млн | 2010 - 2012 | 2 года |
Организация железнодорожного сообщения Киев - аэропорт "Борисполь" | $1008 млн (подземная дорога) | - | - |
- | $623 млн (наземная дорога) | 2010 - 2016 | 22 года |
Модернизация и развитие Ильичевского морского торгового порта | $760 млн | 2010 - 2014 | 7 лет |
Юрий Панченко