Фінансові новини
- |
- 16.11.24
- |
- 17:29
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Забота" государства о миноритариях отпугнет стратегических инвесторов
10:13 22.09.2009 |
Комментарии главы аналитического отдела КУА "Бонум Груп" Александра Дмитриева.
Предложение правительства Украины о принудительном выделении 30% прибыли на дивиденды не улучшит положения миноритариев, но может отпугнуть значительное количество стратегических инвесторов. По сути, бенефициаров ограничивают в базовом праве реинвестирования в собственность, то есть в наращивании ее биржевой стоимости. От "заботы" государства выиграют лишь спекулянты, заинтересованные в сиюминутной прибыли, а не в стабильном развитии предприятий.
Внесение положения об обязательном отчислении 30% прибыли любого акционерного общества на дивиденды в "Закон о Государственном бюджете Украины на 2010 год" вызывает удивление. Сомнительно, чтобы данное положение было как - то связано с расходами или доходами государства. Скорее, это обязательство должно "подсластить" в глазах общественности негативные стороны бюджета.
Сама идея "принудиловки" в распределении прибылей выглядит несколько популистически. Предлагаемый принцип противоречит ключевому праву собственника: по своему усмотрению пускать прибыль на развитие или на дивиденды. При существующем порядке вещей, действительно, чаще всего прибыли идут на реинвестирование в производство. От этого выигрывают в том числе и мелкие акционеры, бумаги которых поднимаются в цене.
Основным залогом защиты прав миноритариев является их возможность свободно продавать свои паи на рынке. Если миноритарному акционеру не нравится политика основных собственников, он просто уходит. Обратный пример стал бы "диктатурой меньшинства". Его можно было бы сравнить с законодательно оформленной необходимостью политика - победителя выборов выполнять пункты программы проигравшего соперника (чтобы не обидеть "миноритариев", голосовавших за иных кандидатов).
Административное вмешательство в дела частных предприятий нарушает фундаментальный принцип свободы предпринимательства. Это неминуемо скажется на отношении к стране зарубежных инвесторов, в первую очередь, крупных. У последних неминуемо родится вопрос о природе цифры "30%", логическое обоснование которых инициаторами нововведения представлено не было.
Кроме того, мера будет негативно воспринята потенциальными инвесторами - иностранцами и по причине ослабления конкурентноспособности украинских активов. С утверждением 30% - ных отчислений прибыли на дивиденды предприятия будут меньше реинвестировать в собственное развитие. Кроме экономической неэффективности меры, отметим и ее моральную сторону.
В связи с особенностями украинской приватизации мелкими акционерами становились, как правило, не реальные инвесторы (помогавшие "поднимать" производство своими средствами), а "счастливцы", получившие бумаги бесплатно или за бесценок. В отличие от бенефициаров данные лица практически никогда не "вкладывались" в собственные активы. Ценные бумаги интересовали их исключительно как источник дополнительной прибыли. Закреплять же спекулятивный интерес в кризисное время, когда предприятиям особенно сильно требуются деньги для модернизации, было бы неправильно.