Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Анализ действующей налоговой системы, проведенный Минфином, показал, что за полгода проверено каждое второе предприятие. Более 50% доначислений незаконны

10:48 28.11.2007 |

Економіка

На минувшей неделе в распоряжении БИЗНЕСа оказались результаты мониторинга Минфином налоговой системы Украины. Два месяца назад БИЗНЕС писал, что с подачи Минфина Кабмин в конце мая решил внед - рить ежеквартальный мониторинг показателей, характеризующих налоговую систему страны. Потом настало лето, и, видимо, всем стало не до мониторинга, поэтому к идее его осуществления в Кабмине вернулись в сентябре, издав поручение #69/36/1 - 07 от 04.09.07 г. В Минфине же, очевидно, о мониторинге не забывали, а потому к 6 сентября смогли представить его результаты за первый квартал. При этом замминистра финансов Татьяна Ефименко пожаловалась Кабмину на то, что необходимую информацию Минфину предоставил только Госкомстат, а вместо информации ГНАУ министерству пришлось пользоваться "информацией внутренних баз данных, имеющих оперативный характер". БИЗНЕС два месяца назад предположил, что больше подобных вольностей председатель ГНАУ Анатолий Брезвин себе не позволит, ведь первый вице - премьер Николай Азаров от имени Кабмина обязал его делиться имеющейся информацией. Наши предположения подтвердились: 7 ноября Анатолий Брезвин даже подписал специальное распоряжение #353 - р "Об утверждении формы сводной информации "О составляющих показателей, характеризующих состояние налоговой системы Украины" и Порядке ее (информации. - Ред.) составления". В документе подробненько расписано, кто, когда и какие данные должен предоставлять для передачи Минфину.

Любопытно отметить, что в числе прочих ГНАУ собирается передавать Минфину информацию о суммах бюджетной задолженности по НДС, несмотря на утверждение председателя ГНАУ Анатолия Брезвина о том, что такой информации нет и быть не может (см."Было сказано").

Тем временем Минфин мониторил показатели налоговой системы по итогам первого полугодия 2007 г., в том числе и на основании данных, переданных ГНАУ еще до подписания упомянутого выше распоряжения. Правда, Минфин вновь пожаловался Кабмину на налоговиков. Мол, центральное налоговое ведомство часть информации утаило полностью (количество принятых налоговых уведомлений - решений по результатам проверок и объемы возмещения убытков по уголовным делам), а часть - частично (общее количество проверок, количество проверок, которыми установлены нарушения, количество обжалованных уведомлений - решений и т.д.). Однако и имевшиеся в наличии у Минфина данные, обобщенные в письме #31 - 21040 - 3 - 8/5487 от 29.10.07 г. "О результатах мониторинга показателей, характеризующих налоговую систему страны" в адрес Кабмина, представляются довольно интересными. Тем более что речь об их официальном обнародовании на повестке дня не стоит.

Как уже рассказывал БИЗНЕС, мониторинг, придуманный Минфином, включает в себя проверку четырех блоков показателей:

* налоговой нагрузки;

* уровня уплачиваемости налогов;

* эффективности администрирования платежей;

* эффективности отдельных видов административной деятельности налоговых органов.

Первые характеризуют общую налоговую нагрузку на экономику и нагрузку, осуществляемую отдельными налогами и группами налогов на отдельные составляющие ВВП. Вторые должны показывать фискальную дисциплину налогоплательщиков. Третьи - отражать отдачу потраченных на администрирование платежей ресурсов. И наконец, четвертые - демонстрировать качество работы налоговых органов. Любопытно, что самые большие сложности Минфин испытывает с получением от ГНАУ именно тех показателей, которые характеризуют качество работы налоговых органов.

Показатели налоговой нагрузки на украинскую экономику в первом квартале 2007 года

Приведенные нами таблицы содержат много любопытных цифр. За неимением возможности прокомментировать каждую из них, остановимся на наиболее показательных.

Прежде всего отметим очень грустные для нашей экономики показатели налоговой нагрузки - более 40% (даже в минувшем году, по подсчетам Минфина, этот показатель составлял 38%) и нагрузки на фонд оплаты труда - немыслимые 45,6%.

А теперь перейдем к "загадкам". Возьмем, к примеру, показатели "Налоговая нагрузка на прибыль корпоративного сектора" и "Уплачиваемость налога на прибыль". Их динамика выглядит более чем загадочно: по итогам первого полугодия, в сравнении с первым кварталом, налоговая нагрузка на прибыль выросла, а отношение поступления налога на прибыль к начисленным по нему суммам резко снизилось. Теоретически второй показатель должен демонстрировать, что ГНАУ стала в меньшей степени заниматься сбором переплат по этому налогу (хотя превышение поступлений над начислениями все равно свидетельствует об их перманентном наличии). Однако при таких раскладах должен был уменьшаться и показатель отношения уплаченного налога на прибыль к прибыли до налогообложения. А он вырос. Не иначе "химия".

Показатели уплачиваемости налогов / Эффективность администрирования платежей

Резкий рост показателя уплачиваемости НДС также трудно объяснить какими - то естественными причинами. Улучшения собираемости налога в столь краткосрочном периоде случиться просто не могло. Возмещать НДС тоже вроде как не перестали. Это бы тоже благотворно отразилось на показателе уплачиваемости НДС, однако присутствующий рост бюджетной задолженности оставался достаточно стабильным и в первом, и во втором кварталах. Видимо, опять - таки имеем дело с "химией" для улучшения совсем уж никудышнего показателя. Мониторинг, конечно, проводится для внутреннего употребления. Но нехорошие цифры налоговикам невыгодно светить даже перед коллегами из Минфина.

Любопытно выглядят и некоторые "проверочные" показатели. Например, 46,5% проверенных за полгода предприятий говорят сами за себя. Если же сюда добавить, что на одного проверяющего инспектора приходится 110 предприятий (следовательно, за полгода он успевает проверить 51 из них), то мы обнаружим логику в некоторых других показателях, а именно:

* отмены доначисленных сумм, который превышает 50%;

* уплаты доначисленных сумм, который составляет 15,7%.

Вершиной же этого винегрета является показатель отношения поступлений по результатам проверок к расходам на содержание проверяющих - на 1 грн. расходов бюджета приходится лишь 2,4 грн. доходов! Потрясающая "эффективность"!

Кстати, "химича" с околопроверочными показателями, в ГНАУ тоже маленько заблудились. Очень слабо верится в то, что многократно увеличились победы налоговиков в судебных и внесудебных спорах с налогоплательщиками. Тем более если этот показатель сопоставить с упомянутым показателем отмененных доначислений. Да, споры по доначислениям - это далеко не все споры, которые ведут налоговики и налогоплательщики. Однако в денежных спорах они уж точно занимают львиную долю. Так вот, если сложить упомянутые выигрыши и проигрыши, то получится, что рассмотренными в первом полугодии оказались почти все споры. Это, конечно же, ерунда - сумма подобных споров, в частности, в судах, год от года растет, и рассматривать даже половину от нее в течение года суды не успевают.

Ну а тот факт, что даже в Минфине не могут посчитать, какое же максимальное количество налогов может платить украинский налогоплательщик (равно как и максимальное количество сроков их уплаты) просто повеселило. Иначе же объяснить увеличение этих двух величин во втором квартале затруднительно.

Впрочем, даже несмотря на наличие в мониторинге странностей, которые мы постарались вывести на чистую воду, многие данные из него являются, скажем так, полезными для обнародования.

Некоторые показатели эффективности отдельных видов административной деятельности ГНАУ

Сергей Саливон

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес