Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Кабмин реанимирует проверенный способ "освоения" бюджетных миллиардов через сомнительные инновационные проекты

12:13 22.06.2007 |

Економіка

До 2012 года правительство планирует привлечь в инновационную сферу не менее 7 млрд. грн. Такая задача поставлена в утвержденной недавно концепции "Создание в Украине инновационной инфраструктуры на 2008 - 2012 годы". В Кабмине считают, что реализация положений документа способна повысить конкурентоспособность национальной экономики и способствовать эффективному использованию отечественного научно - технологического потенциала. Наполнить конкретикой новую концепцию поручено Минобразования и Государственному агентству по инвестициям и инновациям, которые совместно с другими профильными ведомствами должны в трехмесячный срок подать на рассмотрение Кабинета Министров проект соответствующей государственной целевой экономической программы. Причем ее основные критерии уже заложены в концепции. По версии правительства, выполнение программы должно повысить не менее чем на 5% инновационную активность промышленных предприятий и увеличить объемы производства инновационной продукции на 20%. Достичь таких результатов планируется за счет средств государственного и местных бюджетов, а также инвестиций предприятий и организаций, грантов международных организаций. Рассчитан кабминовцами и примерный объем средств, которые на первых порах необходимы для реализации программы, - порядка 500 млн. грн.

Как именно действовать для достижения задекларированных показателей, правительство не указывает. Видимо, и не это является подлинной целью концепции. Похоже, Кабмину просто срочно нужна эта экономическая программа для того, чтобы заложить финансирование инновационной деятельности в бюджет следующего года. А уж как освоить миллионы казенных средств - это не вопрос. Видимо, чиновники в очередной раз наступают на те же грабли - все ранее предпринятые попытки финансировать за госсчет инновационную сферу заканчивались либо скандалами, либо тихой ликвидацией курирующих направление структур.

Впервые государственные мужи обеспокоились проблемой инноваций еще в далеком 1992 году - тогда был создан Государственный инновационный фонд (ГИФ), на который возлагались функции отбора и ассигнования инновационных проектов. Придумали тогда и как наполнять фонд деньгами - для этого ввели специальный "инновационный сбор" в размере 1% от объемов реализации (его должны были уплачивать все промышленные предприятия). Наличие отдельного источника финансирования позволяло в год прокредитовать инновационные проекты на сумму около 1 млрд. грн. К слову, сегодня, говоря об инновационной политике, и Президент, и Кабмин сходятся во мнении, что необходимый минимум для поддержания инновационной сферы - именно миллиард гривен. И именно к этой сумме необходимо стремиться при составлении бюджета - 2008.

Однако здравая идея на практике оказалась провальной. Эксперты, анализируя причины неудачи, пришли к выводу, что кроме общеэкономического кризиса неплатежей, инновационные начинания не были успешными еще по ряду причин. Во - первых, с целью уменьшения бюрократии в областных центрах были созданы государственные хозрасчетные предприятия, которые непосредственно и занимались выдачей кредитов. Несмотря на косвенную подчиненность фонду, де - факто они действовали самостоятельно - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Интересно, что буквально пару недель назад Государственное агентство по инвестициям и инновациям (Госинвестиции, нынешняя реинкарнация Государственного инновационного фонда) учредили восемь региональных центров инновационного развития. По словам первого заместителя председателя Госинвестиций Анатолия Зайца, финансирование деятельности региональных центров будет осуществляться за счет средств казны. В частности, уже на этот год на их содержание, а также внедрение региональных и отраслевых инновационных программ в государственном бюджете предусмотрено 50 млн. грн.Вторая причина провала - нечеткие критерии отбора проектов для кредитования и отсутствие контроля за использованием бюджетных средств. В Харькове до сих пор рассказывают историю о том, как некое предприятие получило 9 млн. кредита на производство "новых радиационно - защитных изделий". Как выяснилось впоследствии, деньги были получены на разработку средства защиты, которое полностью опровергало все законы ядерной физики, то есть было чистой воды профанацией. Разумеется, этот факт всплыл уже после освоения кредита и объявления получателя банкротом. Кстати, несмотря на то, что ГИФ работал с 1992 года, первые проверки его деятельности состоялись лишь в 1999 году. Их результаты, обнародованные Счетной палатой, шокировали: из бюджета 1998 года Госиннофонду было выделено 683 млн. грн., из которых на инновации было фактически направлено 160,1 млн. То есть 77% полученных средств израсходовано неизвестно на что. А за весь период своей деятельности ГИФ профинансировал лишь около 7% инновационных проектов, остальное растворилось бесследно.

И только всплывшие факты злоупотреблений заставили правительство принять срочные меры. ГИФ был ликвидирован, несмотря на долги в размере 700 млн. Но, как известно, свято место пусто не бывает, и уже в 2000 году на смену ему пришла Украинская государственная инновационная компания (УГИК). Изначально она создавалась с целью "выбивания" долгов ГИФ, но постепенно начала получать финансирование и под себя. При создании нового кошелька для новаторов правительство не пересмотрело даже методику выдачи кредитов, не учло ошибки, допущенные в управлении. Более того, УГИК получила право самостоятельно разрабатывать инновационные программы. Результаты были соответствующими. В декабре 2005 года ГлавКРУ обнародовало результаты очередной проверки УГИК. По данным ревизоров, в 2002 - 2005 годах учреждение затратило 131,4 млн. грн. на проекты, которые вообще не были связаны с инновациями и не соответствовали уставной деятельности компании. Более всего сотрудников ГлавКРУ удивили вклады УГИК в банки, что никак не предусматривалось уставными документами. Например, еще в 2003 году компания перечислила 32 млн. грн. на формирование 99% уставного фонда Украинского кредитного банка. А в августе 2005 года - 10 млн. грн. на депозит в Украинский банк реконструкции и развития, являвшийся дочерней структурой УГИК. Нецелевым использованием средств ГлавКРУ считает и покупку акций Легбанка, один из собственников которого - УГИК. Что же касается первоначальной цели созданий компании, то она смогла собрать лишь около 70 млн. старых долгов.

Поразительными оказались выводы, сделанные из обнародованных результатов проверки. Правительство решило создать еще одну структуру, которая будет отвечать за инновационную политику, - Государственное агентство по инвестициям и инновациям. Оно было образовано в соответствии с указом Президента в последние дни 2005 года. Однако масштаб его финансирования не столь впечатляющий, как у предшественников. Так, в бюджете 2007 года Госинвестициям выделено лишь 236 млн., из которых 144,5 млн. - на финподдержку инновационных и инвестиционных проектов. Да и эти деньги удалось получить только после подчинения ряда структур, в том числе и УГИК. Всего же в казне на инновационную и инвестиционную деятельность предусмотрено более 20 млрд., но их распределением занимаются профильные министерства и местные власти. Видимо, такой "несправедливый" дележ вызвал недовольство как Госинвестиций, так и Минэкономики, которое уже более полугода добивается подчинения себе этой структуры. Однако в следующем году ситуацию может изменить принятие отдельной программы, ассигнование по которой может достигать полумиллиарда в год. Кстати, госпрограмма - это не просто возможность за один прием урвать миллионы, но и некая стабильность. Ведь финансирование предусматривается сразу на пять лет вперед.

Как видим, все возвращается на круги своя. Снова создаются относительно независимые центры в регионах, снова речь идет о кредитовании и опять - таки предусматривается стабильное финансирование таких проектов. Учитывая, что критерии отбора инновационных проектов Госинвестиции унаследовало от ГИФ, результаты могут оказаться столь же плачевными. Кстати, де - факто Госинвестиции работает уже около года, однако результаты проделанной инновационной работы пока не озвучивались. В самой компании говорят, что работа только начинается и потому похвастаться пока нечем. Правда, деньги осваиваются в полном объеме. На что они идут, думается, узнаем из отчета Счетной палаты или контрольно - ревизионного управления спустя несколько лет. Когда вернуть потраченное будет невозможно.

В 2008 году сельское хозяйство впервые отойдет на второй план в структуре бюджетных расходов Евросоюза. Аграрная строчка опустилась вниз в пользу расходов, объединенных в группу "модернизация экономики" (наука, исследования, переподготовка кадров, технологические инновации). Так, в следующем году расходы на модернизацию экономики, заложенные в рамках так называемой Лиссабонской стратегии, предлагается довести до 57,2 млрд. евро. Впрочем, Европе пока что далеко до США. Штаты ежегодно на гражданские научно - технические программы тратят от 5 до 7% всех бюджетных средств. В 2006 году эта сумма составила $135 млрд., в этом - около $150 млрд.

В России посчитать общий объем средств, которые направляются из бюджета на инновации, практически невозможно - уж слишком велико их количество. С одной стороны, расходы на инновации в образовании в прошлом году достигли 40 млрд. руб., расходы на технопарки - еще 20 млрд., на внедрение в промышленность научных разработок - около 33 млрд. рублей. Кроме того, существуют еще как минимум две отдельные программы, которые можно назвать инновационными. Первая из них - это "Исследования и разработки по приоритетным направлениям в развитии научно - технического комплекса" с 135 - миллиардным финансированием из бюджета в течение пяти лет. Вторая - "Национальная технологическая база" с объемом бюджетных вливаний 50 млрд. рублей.

Но пальму первенства среди стран СНГ по продуманности и эффективности инновационной политики занимает Казахстан. В 2006 году там были приняты закон "О государственной поддержке инновационной деятельности" и новая Стратегия индустриально - инновационного развития страны до 2015 года. После утверждения этих документов в бюджете прошлого и нынешнего года предусмотрено финансирование мероприятий по формированию национальной инновационной инфраструктуры в размере 1,2 млрд. тенге (около $10 млн.).

Виктория Пода

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,6545
 0,1040
0,26
EUR
1
43,5450
 0,0262
0,06

Курс обміну валют на сьогодні, 09:43
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,3100  0,05 0,11 40,9400  0,00 0,00
EUR 43,3090  0,08 0,20 44,0560  0,08 0,18

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,6850  0,21 0,52 40,7000  0,21 0,52
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес