Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Обильные законодательные инициативы ГНАУ могут повторить прошлогодний сокрушительный удар по экономике

11:54 17.05.2006 |

Економіка

Пока большая часть украинских граждан в течение трех с лишним недель отмечала навалившиеся скопом праздники, в ГНАУ просто - таки буйствовала творческая мысль. Вылилось это в выдачу на - гора целого пакета законопроектов, имеющих целью выбить из налогоплательщиков дополнительную "деньгу" для пополнения многострадального бюджета. Можно было бы удивиться лихорадочной работе налоговиков над разработкой законопроектов именно в конце апреля - начале мая, если бы не одно "но". А именно - если бы ситуация с выполнением плана налоговых поступлений не ухудшалась от месяца к месяцу. Кстати, в этой связи вероятность поддержки если не всех предложений ГНАУ, то большей их части новым Кабмином, а значит, и новой Верховной Радой серьезно увеличивается. А ведь большинство этих инициатив имеют исключительно фискальный смысл, при этом здравый экономический смысл полностью игнорируется. Повторение "фискальновыдавливающего" эксперимента чуть больше чем через год после предыдущего выглядит весьма небезопасным. Не говоря уж о том, что едва ли не все политики, баллотировавшиеся в парламент в нынешнем году, наоборот, говорили о трех с половиной безвыборных годах, которые позволят провести ряд либеральных реформ. В том числе и реформу системы налогообложения. Но, видимо, не учли при этом, что нынешнее, а особенно предыдущее, правительство раздало столько социальных обещаний и настолько повысило нагрузку на бюджет по этому направлению, что даже при фиксации социальных платежей на нынешнем уровне сбалансированный бюджет в 2007 г. нам вряд ли грозит (а уж в 2006 г. его не будет точно). А там, глядишь, и до президентских выборов рукой подать.

Топ - факт:

Только за счет изменений в Закон о прибыли ГНАУ планирует дополнительно сдирать с бизнеса2,1 млрд грн. за год

Часть предложений ГНАУ можно назвать ожидаемыми, так как налоговое законодательство в каких - то вопросах имеет явные нестыковки. Например, БИЗНЕС уже рассказывал о ситуации вокруг поступлений в бюджет рентной платы за нефть и газовый конденсат (см. N16 от 17.04.06 г., стр.64, 65). Напомним: в Законе о Бюджете - 2006 загадочным образом появилась запись о том, что к ставкам рентной платы за нефть и газовый конденсат применяется корректирующий коэффициент, который рассчитывается как отношение цены 1 т нефти (конденсата), проданной на аукционе в каком - либо месяце 2006 г., к цене, сформировавшейся на аукционе в октябре 2005 г. При этом так уж совпало, что в октябрьском аукционе участвовала только "Укрнафта", обеспечивающая 75% украинской нефтедобычи. Другое совпадение - октябрьская аукционная цена была рекордно высокой (2536 грн.), а после Нового года она, вопреки мировым тенденциям, начала снижаться. Да так, что и в апреле, когда на мировых биржах были зафиксированы абсолютные рекорды нефтяных цен, стоимость черного золота на отечественных аукционах была на 6% ниже, чем в октябре (в январе цена была ниже октябрьской на 33%). Результат - потери бюджета за четыре месяца составили по нефти 150,4 млн грн., по конденсату - 57,5 млн грн. Логично предположить, что большая часть этих денег осела в карманах лиц, контролирующих "Укрнафту". Не менее логично, что этот вопрос как - то нужно решать. В ГНАУ поначалу думали отделаться постановлением Кабмина, которое бы: противоречило Закону. Ну любят там так действовать! В итоге, все же решили (возможно, и не без нашей подсказки) пойти путем внесения изменений в законодательство - путем долгим, но более надежным. Правда, проявили при этом традиционно оригинальный подход: коэффициент оставить, но применять только в тех случаях, когда он равен или больше единицы. В любом случае, эти изменения вступят в силу никак не ранее середины года. Это значит, что бюджет недосчитается (читай - вполне определенные частные лица получат) не менее 300 - 350 млн грн. Но как - то не верится, что чиновники, "пропустившие" запись о коэффициенте в Законе, хоть немного пострадают.

Другой застарелой проблемой является установление размеров сбора за специальное водопользование. Еще в прошлом году Кабмин наделил себя правом изменять ставки налогов постановлениями, начав как раз с "водяного" сбора. Постановлениями Кабмина N541 от 04.07.05 г. и N575 от 14.07.05 г. были вдвое увеличены нормативы сбора за специальное использование поверхностных и подземных вод. Кроме того, был установлен норматив в размере 2 грн. за 1 куб.м воды для производства напитков. Новые нормативы вступили в силу 15.07.05 г. Однако платить их стали только "сирые и убогие". Некоторые же серьезные предприятия усомнились в таком расширении прав Кабмина (в частности, "по - старому" платят ЗАО "Оболонь" и "Укрзалізниця") и последовательно 30.08.05 г., 15.11.05 г. и 22.03.06 г. добились признания постановлений недействительными в Хозсуде г.Киева, Киевском апелляционном хозсуде и Высшем админсуде Украины. Речь идет примерно о 50 млн грн. в год, которые налоговики надеются собрать путем утверждения нормативов в Законе о Бюджете - 2006. Удастся ли им решить этот вопрос в свою пользу - неизвестно. Тем более что тот же Александр Слободян, почетный президент ЗАО "Оболонь", работая уже в ВР, вполне может попытаться отстоять интересы милого его сердцу пивзавода. Во всяком случае, такой путь выглядит, как минимум, более законным, чем "шутки" с постановлениями.

Дополнительные доходы, на которые рассчитывают в ГНАУпри внесении изменений в Закон "О налогообложении прибыли предприятий"
Предложение Оценка влияния на доходы бюджета, млн грн.
Отмена льгот по налогу на прибыль, в том числе 387,5
запрет на включение в валовые расходы:
суммы средств или стоимости имущества, направленных в качестве финансовой помощи на производство и/или демонстрацию национальных фильмов 200
расходов на бесплатное предоставление работникам угольной промышленности и неработающим пенсионерам - шахтерам угля на бытовые потребности 43,8
расходов, связанных с разведкой (доразведкой) и оборудованием нефтяных и газовых месторождений 41,5
средств, направленных уполномоченными банками в дополнительный специальный резерв по ХК "Киевгорстрой" 0,4
отмена освобождения от обложения налогом на прибыль:
предприятий и общественных организаций инвалидов 28,1
прибыли, полученной за счет международной технической помощи чернобыльскому фонду "Укрытие" 16,3
книгоиздательской деятельности 22,2
предприятий, которым льготы предоставлены местными органами власти в пределах сумм, поступающих в их бюджеты 35,2
Усовершенствование налогообложения страховой деятельности путем установления ставки 25% 509
Усовершенствование налогообложения операций торговли валютой и банковскими металлами 50
Усовершенствование амортизационной политики в части расходов на улучшение основных фондов 765,25
Усовершенствование порядка формирования за счет валовых расходов страховых резервов банков 250
Применение повышенного коэффициента (1,15) к выручке от реализации товаров (работ, услуг) в офшорные зоны 150
Всего дополнительных поступлений в год 2111,75
Прошлой весной украинская экономика пережила серьезный шок, который не в последнюю очередь был связан с ликвидацией большинства налоговых льгот, ужесточением порядка взимания основных налогов (особенно - НДС), увеличением бюджетных платежей неналогового характера (рентных, лицензионных, ресурсных). Безусловно, некоторые налоговые льготы вообще не имели права на существование и использовались исключительно для ухода от уплаты налогов - БИЗНЕС о них писал многократно. Однако нельзя считать, что все льготники были "липовыми". Безусловно и то, что некоторые неналоговые платежи нужно было увеличивать: во - первых, отдельные виды деятельности действительно превратились в источники сверхприбыли для узкого круга лиц. Во - вторых, цивилизованное государство смогло бы бороться с этим явлением налоговыми рычагами, но не наше. Однако главным неприятным сюрпризом для бизнеса год назад стала внезапность действий властей. С тех пор экономика находится в подвешенном (над пропастью) состоянии, балансируя на грани кризиса.

И в этот момент у представителей власти появляется желание ободрать бизнес еще раз. Иначе предложения ГНАУ, например, касающиеся изменений налогообложения прибыли предприятий, оценить нельзя (см. "Дополнительные доходы:"). А ведь в таблице мы указали только те "усовершенствования", которые приведут к увеличению бюджетных доходов по версии налоговиков. К примеру, "упрощение процедуры осуществления доначисления налоговых обязательств налоговым органом вследствие усовершенствования порядка применения обычных цен", по мнению авторов проекта, приведет лишь к "улучшению администрирования налога"!

Да и представленных предложений достаточно, чтобы усомниться в здравомыслии авторов. Скажем, откуда возьмутся дополнительные 200 млн грн. от ликвидации льготы на финансирование кинопроизводства, если такового в этом случае просто не станет. Его и сейчас - то немного, но появляется производство фильмов в основном благодаря пп.5.2.18 Закона о прибыли (на который посягают в ГНАУ). А как вяжется отмена "шахтерской" льготы с нынешними заявлениями о социальной политике? По - хорошему, и эту, и прочие подобные льготы следовало бы заменить адресной помощью, но ведь речь не идет и об этом. Отмена льгот по объекту "Укрытие" выглядит и вовсе абсурдно, поскольку "доноры" просто перестанут давать деньги в случае их обложения налогами. И это предлагается вместо того, чтобы просто разобраться с небольшим количеством предприятий, которые вообще пользуются "чернобыльскими" льготами. Что уж говорить о попытке загнать под ставку 25% страховщиков - ее внезапное введение будет означать массовое убийство. Что любопытно: страховщики, вечно жалующиеся на лоббирование 25% - ной ставки банкирами, в этот раз ничего подобного сказать не могут: для банков у налоговиков тоже нашелся подарочек. Налоговики хотят лишить банкиров возможности относить страховые резервы на валовые расходы. Попытку же уменьшить амортизационные возможности предприятий даже комментировать не хочется.

Но и этим творческий порыв мытарей не ограничился. Им, например, хочется срубить 55 млн грн. на внесении изменений в Закон "О плате за землю". Хотя как раз с частью предлагаемых земельных изменений согласиться можно - уж больно дырявый у нас "земельный" закон. А вот с расширением полномочий Кабмина посредством предоставления ему права устанавливать ставки сборов за геологоразведочные работы, специальное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и пользование радиочастотным ресурсом согласиться точно нельзя. В этом случае инициативным ребятам из той же ГНАУ или Минфина будет куда проще реализовывать свои инициативы по наполнению бюджета. Пусть это коснется и не всех налогов, а только нескольких платежей. Лиха беда начало.

Сергей Саливон

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес