Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Почему фискальная индульгенция не имеет шансов на успех

08:56 21.11.2005 |

Економіка

Дежа - вю. Именно это слово всплыло из глубин подсознания, когда Виктор Ющенко произнес с телевизионного экрана: "экономическая амнистия". Удивительные слова. Типа "Сим - сим, откройся!" наоборот. За 14 лет независимости бизнесмены слышали их четырежды и каждый раз плотнее прижимали к груди "лопатники", туго набитые наличными и кредитными карточками на предъявителя.

Вопреки распространенному мнению, экономическая амнистия (она же амнистия капиталов или налоговая амнистия) не является жестом доброй воли власти по отношению к бизнесу. Это способ государства немного заработать то ли на взимании платы за проезд в налоговый рай, то ли за счет перевода финансовых потоков из одной страны в другую.

Увы, время для удачной амнистии капиталов в Украине давно упущено. Это надо было делать сразу после "оранжевой" революции, когда эйфория перемен удачно соперничала с диктатом разума. Сейчас, когда страна вступила в стадию суровой психологической депрессии, вызванной разбитыми о реальность иллюзиями, призыв засветить теневые доходы может быть воспринят не иначе как очередная попытка "наколоть" народ. Так уже было со свободными экономическими зонами, с налогообложением малого бизнеса, с возмещением НДС, с отменой защитных пошлин и т. д.

Тем не менее Президенту кто - то подсказал, он озвучил идею в телеэфире, ссылаясь на проект своего указа по первоочередным мерам детенизации экономики и противодействия коррупции, значит, есть повод для невеселых размышлений на тему, которую можно озаглавить так: "Чем бы власть ни тешилась, абы не мешала бизнесу работать".

Первая попытка амнистии была в сентябре 1994 года. Отток капиталов за рубеж не только не уменьшился, а даже увеличился. Второй указ впервые зачитали в СМИ в самый неподходящий для такого момента день - 1 апреля 2000 года. До начала собственно амнистии парламент должен был принять соответствующий закон. Но разразился спор вокруг самых интересных положений указа, и рассмотрение законопроекта затянулось на полтора года.

Наиболее неразрешимым предметом дискуссии является: как определить, что доходы физического лица (на юридические амнистия не распространяется) не нажиты криминальным путем, если в указе сказано, что криминальные доходы амнистировать нельзя. Вместе с тем та же неуплата налогов - серьезное преступление. И мало кто из предпринимателей поверит, что, появившись в "пункте легализации" с мешком "заначки", он не рискует загреметь в тюрьму сейчас или попозже.

Следующая "недоамнистия" застряла также на парламентском уровне осенью 2002 года. Тогда в Верховной Раде оказалось несколько аналогичных законопроектов, посвященных теме легализации средств и ценностей, незаконно вывезенных за пределы Украины. Один принадлежал Кабмину, остальные - депутатам. Идея заключалась в том, чтобы совместить налоговую амнистию с запуском законодательства о борьбе с отмыванием денег. Дескать, есть возможность добровольной сдачи финансового оружия. Кто не сдаст - будет расстрелян вне очереди. Но проекта "два в одном" (амнистия + антиотмыв) не получилось, потому что FATF решительно не понравились наши законодательные поделки, не имеющие ничего общего с ее идеями, и в ответ на принятие закона о борьбе с отмыванием денег против нас были введены беспрецедентные санкции. Так что стало как - то не до игры в либерализм.

К тому же подоспела смена правительства, и Виктор Янукович отозвал часть документов, изготовленных кабинетом его предшественника. Вроде как на доработку. А потом свершилось то, что в рекламе называется "Взула и забула". Проект отозвали и назад он не вернулся. Документы - соперники умерли своей смертью.

Четвертая и самая основательная попытка датирована осенью 2003 года. Ее приурочили к введению единой ставки налога на доходы физических лиц - 13%. Но как и в прошлые разы наружу повылезали "клоны": проекты, подготовленные депутатами и экономической службой администрации президента. Основные различия документов состояли в том, что депутатский проект предусматривал налоговую амнистию не только для физических, но и для юридических лиц, а также нулевую ставку налогообложения сумм, которые легализуются. Законопроект же, поданный Кучмой, касался только физических лиц и предполагал взимание налога в размере 10% подлежащей легализации суммы. Такую же цифру утвердил Кабинет министров в своем законопроекте.

Механизм прощения заключался в том, что в течение определенного периода предлагалось не требовать от субъектов налоговой амнистии данных о происхождении активов, а также освободить их от ответственности по соответствующим статьям Уголовного и Административного кодексов. Все замечательно, но во всех проектах был изъян, присущий всем предыдущим вариантам: там тоже не было сказано, как отличить деньги киллера от денег "челнока", если по закону человека не будут спрашивать о происхождении сбережений. А легализация капиталов криминального происхождения не допускается. Говоря официальным языком, не подлежат амнистии средства и имущество, в отношении которых судом доказано их происхождение вследствие совершения таких преступлений, как торговля людьми, торговля наркотиками, умышленное убийство. В общем, с амнистиями в нашей стране явно что - то не сложилось.

Поэтому слова Виктора Андреевича о том, что "амнистия также будет предусматривать механизм стабильности и необратимости итогов приватизации государственного имущества за период 1994 - 2004 годов" звучат как красивая, душевная риторика. Но при этом складывается впечатление, что спичрайтеры, написавшие эти слова, жили в замкнутом идеалистическом мире и никогда не слышали слов "реприватизация", "отмена льгот", "возвращение отмененных льгот", "отмена реприватизации" и т. д. Один харизматический одесский бизнесмен в таких случаях говорил своему младшему брату Зиновию: "Деньги, Зяма, - самый интимный вопрос. Если о сексе можно поговорить с женщиной, а о болезни с доктором, то о деньгах даже с собой иногда не поговоришь откровенно:".

А такой аргумент, как "Италия в 2000 - 2001 годах заработала на экономической амнистии 30 миллиардов дополнительных средств", напоминает ответ армянского радио на вопрос американцев о зарплате советского инженера: "А у вас негров линчуют". В Италии были совсем другие расклады. Как, впрочем, и в других странах Европы, и в Казахстане, Штатах, Турции (которая проводит амнистии с регулярностью намаза). Думаю, стоит провести краткий обзор положительного и негативного опыта, чтобы понять, почему нам, скорее всего, грозит место во "фракции неудачников".

Начнем с чужих ошибок, на которых стоит подучиться. Однозначный крах потерпела "амнистия Шредера", которую правительство Германии готовило полтора года, надеясь возвратить в страну до 100 млрд. евро. В такую сумму оценивают незаконно вывезенный из страны капитал, который не удалось обложить драконовскими немецкими налогами (госналог на капитал составляет 30%). Ошибка заключалась в том, что бизнесменам предлагалось легализовать капиталы, заплатив в казну 25% возвращенной суммы (35% в I квартале 2005 г.). В результате амнистия принесла стране лишь 1,1 млрд. евро и побитые горшки с соседними странами. Знаменитые "налоговые оазисы" Европы вовремя провели ответную пиар - кампанию с призывом не питать особых надежд на амнистию и не поддаваться на уговоры о возвращении денег. Когда весть о новых намерениях немецкого правительства долетела до Люксембурга, глава местного банковского объединения ABBL Люсиен Тииль заявил: "В течение многих лет психологическое давление немецких политиков на вкладчиков было так велико, что "черные вкладчики" давно нашли для своих капиталов места потеплее". А лихтенштейнский князь Ханс - Адам II публично назвал ФРГ "налоговой пустыней", порекомендовав владельцам капиталов руководствоваться разумом, а не эмоциями.

Гораздо более либеральная амнистия капиталов физических лиц в Бельгии в 2004 году тоже не оправдала себя: она принесла 495 млн. евро вместо ожидавшихся 800 млн. евро. Причина в том, что условием была декларация средств и уплата налогов. Ни то, ни другое делать бельгийцы не хотели.

С другой стороны, успех долгоиграющей (почти 2 года) амнистии в Италии и краткосрочной (10 месяцев) в Ирландии был связан с удачной пиар - кампанией, убедившей граждан поверить власти. Италия пошла по пути "постепенного приручения" налогоплательщиков. Почти год большая часть итальянцев присматривалась к первым ласточкам, осмелившимся признаться в фискальном грехе. Когда оказалось, что никого из них даже не упрекнули в обмане родины, в налоговые службы потянулись вереницы "уклонистов". Тем более что издержки на репатриацию составляли всего 3%. В результате за несколько лет в Италию вернулось около $55 млрд. Украине, чтобы насобирать несколько миллионов, понадобилось бы десятилетие.

Что касается опыта Ирландии, которая в 1988 - м сумела с помощью амнистии покрыть бюджетный дефицит, то насобирать в казну $750 млн. вместо ожидавшихся $50 млн. (2,5% ВВП) удалось благодаря абсолютной прозрачности диалога власти и бизнеса. Правительство честно призналось, что у него проблемы с деньгами, что амнистия будет первой и последней и что отведенные на нее 10 месяцев - единственный шанс для налогоплательщиков легализовать свои доходы. Одновременно правительство увеличило число налоговых инспекторов и стало публиковать имена недобросовестных налогоплательщиков в национальных газетах. Этот пример нам тоже не подходит, поскольку ирландцы не имеют причин сомневаться в том, что им говорит власть. Хотя бы потому, что у их власти - не семь пятниц на неделе. И шансов проснуться утром и застать новое правительство, не выполняющее обещаний предыдущего, так же мало, как увидеть снег в сентябре.

Можно вспомнить страны, где амнистия капиталов стала такой же обыденной, как выборы. В Турции это происходит каждые 4 - 5 лет. При этом необходимым условием легализации денег в иностранной валюте является внесение их в турецкий банк сроком только на одни сутки. Но они к этому привыкли, у них другой менталитет. Есть опыт Аргентины, Франции, а также Индии, который подтверждает и неэффективность легализации капитала, который находится за рубежом, по сравнению с амнистией доходов, скрытых внутри страны. Там все было направлено на "выманивание" денег из чулка. Наш народ так развести нельзя, даже пообещав обмен гривни на новую. Все равно переведут сбережения в доллары и спрячут под подушки.

Если возвращаться к постсоветскому пространству, то Казахстан, проводя амнистию, в 2001 г. уничтожил все налоговые декларации за 1995 - 2000 гг. и позволил всем желающим в течение месяца перевести скрытые от государства доходы на банковские спецсчета. Компенсации за легализацию средств не взимались. В страну вернулось около $480 млн. Считать ли это успехом, я не знаю. Думаю, что реально в "заначках" находилось на порядок больше средств.

Самый последний по времени эксперимент такого рода провели в Грузии. Точнее, он еще продолжается, но то, что амнистия оскандалилась, уже совершенно ясно. Вместо ожидаемых $4 млн. удалось наскрести $35 тыс. 6 бизнесменов из Тбилиси, по одному - из Батуми и Южной Грузии. Остальных призывы Михаила Саакашвили поделиться с родиной не соблазнили. Хотя налог на реабилитацию составлял всего 1% возвращаемой суммы.

Есть все основания полагать, что законопроект об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц, которые ранее не декларировались (амнистия капиталов) окажется "пустозвоном" и в России. После чего Владимир Путин сможет с чистой совестью уволить Алексея Кудина с поста министра финансов за провал. 13 - процентный налог на легализуемые деньги, их перечисление на счета в российских банках и проверка источников получения доходов Росфинмониторингом являются откровенно непривлекательными условиями даже для патриотов.

Возвращаясь к Украине, замечу, что при отсутствии собственного опыта "фискальной индульгенции" ориентироваться на чужой не стоит. И все же нам ближе всего пример Италии. Если и "прощать капиталы" - то долго, терпеливо, шаг за шагом возвращая утраченное доверие к власти. Тем не менее, думаю, что данный проект все равно окажется убыточным. И на каком - то этапе терпение налогового инспектора иссякнет, он придет к неплательщику и скажет: "Или ты, собака, идешь добровольно сдаваться, или я тебя посажу за неуплату". После чего амнистия должна пойти веселее. Иначе как из - под палки такие вещи у нас не делаются.

Галина МОИСЕЕВА

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2640
 0,1664
0,40
EUR
1
45,5431
 0,0809
0,18

Курс обміну валют на вчора, 10:55
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,8896  0,11 0,26 41,4704  0,08 0,18
EUR 45,2466  0,10 0,22 45,9552  0,02 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2550  0,18 0,44 41,2800  0,19 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес