Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Армянское лобби в США отступает под давлением американских нефтегазовых компаний, имеющих стратегические интересы в Азербайджане

14:16 20.04.2001 |

Економіка

c Виктор Сомов

Новая американская администрация намерена поддерживать Азербайджан и сокращать помощь Армении. Смещение акцентов в американской внешней политике отражает интересы американского бизнеса, проводником которых выступает Дик Чейни, новый вице - президент США, тесно связанный с Halliburton и другими компаниями, участвующими в реализации крупных нефтегазовых проектов на азербайджанском шельфе Каспия.

"Неверный законопроект"

На прошлой неделе Армянский национальный комитет Америки (АНКА) сообщил, что администрация Белого дома направила в комитет по внешним ассигнованиям американского Конгресса проект программы финансовой помощи США странам Южного Кавказа на 2002 - й год. Как следует из проекта, официальный Вашингтон предлагает сократить финансовую помощь Армении на 22% и увеличить помощь Азербайджану на 46%.

Пока преждевременно говорить о том, как законодатели отреагируют на предложенный документ. В Конгрессе позиции Республиканской партии достаточно сильны, а республиканцы традиционно поддерживают хорошие связи с армянским лобби и пользуются его полной поддержкой. Но ведь и новая администрация Белого дома принадлежит к Республиканской партии. Между тем, проект финансовой помощи явно сигнализирует о смещении акцентов в американской внешней политике на Кавказе.

Арам Ампарян, исполнительный директор АНКА, уже выразил резкое недовольство предложенным документом. "Администрация США направила в Конгресс неверный законопроект, - считает Ампарян, - так как следует учитывать, что Армения - наиболее продвинувшаяся на пути демократизации общества страна Южного Кавказа". "Белый дом оказывает поддержку стране, блокирующей соседнее государство", - заключил лидер АНКА.

Началось с Карабаха

Истоки намечающегося скандала относятся к 1992 году. В США проживает мощная армянская диаспора, насчитывающая около миллиона человек. Она традиционно пользуется большим влиянием в американском Сенате, в основном, через сенаторов - республиканцев. После того, как между Арменией и Азербайджаном разгорелся военный конфликт из - за Нагорного Карабаха, армянское лобби сумело убедить Сенат в том, что Азербайджан является основным виновником военного столкновения.

Тогда же Сенат принял статью 907 "Закона о свободе", ограничивающую возможности сотрудничества между США и Азербайджаном. В соответствии с этой статьей, Азербайджан лишен возможности получать от США техническую финансовую помощь, что затрудняет для него и отношения с международными финансовыми организациями.

С тех пор Азербайджан ведет ожесточенную, но до сего дня безуспешную политическую борьбу за отмену статьи 907. Гейдар Алиев неоднократно ставил вопрос об этом перед лидерами США и получал от них заверения в том, что дискриминационная поправка вскоре будет отменена. Так, за отмену статьи выступали бывшая госсекретарь США Мадлен Олбрайт и бывший министр энергетики Федерико Пенья. Олбрайт заверяла Алиева, что администрация Билла Клинтона выступает против антиазербайджанской статьи, и дала слово, что сделает все возможное для ее отмены.

Поиски союзников

Гейдар Алиев, понимая, что в США нет мощной азербайджанской диаспоры, сравнимой по влиятельности с армянской, пытался даже установить контакт с лидерами еврейской диаспоры, пользующейся большим влиянием в Демократической партии.

Например, летом 1999 года, во время визита в США, Алиев встречался с руководителями Конференции президентов еврейских общин. На встрече азербайджанский президент заявил, что в ходе его бесед с официальными лицами США последние прямо говорили, что армяне, имеющие сильное лобби в Сенате, оказывают влияние на принятие важных решений и, следовательно, с ними нужно считаться. У азербайджанцев же нет лобби в Америке.

"Но оно будет, - торжественно заявил на встрече Алиев. - Им станут наши друзья, в том числе еврейские общины США, и вы будете ими. Я возлагаю на это большие надежды". По мнению президента, "по мере роста числа друзей Азербайджана в США, мы сможем противостоять армянской диаспоре в ее несправедливых действиях по отношению к Азербайджану".

Смещение баланса

Хотя Алиеву пока не удалось добиться конечной цели - отмены дискриминационной статьи - тем не менее, баланс сил в США постепенно меняется в пользу Азербайджана и его ближайшего политического союзника - Турции. Например, в прошлом году армянское лобби подготовило принятие Конгрессом США резолюции с осуждением геноцида армян в Турции. Подкомитет по правам человека Комитета по международным отношениям палаты представителей США принял резолюцию с призывом к Клинтону официально именовать события 1915 года в Турции геноцидом армян.

Однако резолюция не была принята. По утверждению Союза армян России, ключевую роль в срыве голосования сыграл американский президент. "Клинтон сорвал принятие Конгрессом США резолюции с осуждением геноцида армян в Турции, - отмечается в заявлении Союза. - В то время как Госдума России однозначно осудила геноцид армян в Турции как преступление по международному праву".

По информации Союза, именно Клинтон надавил на спикера палаты представителей Денниса Хастерта и попросил отменить голосование. На следующий день Клинтон направил Хастерту письмо с объяснением своей позиции: "У нас есть важные интересы в этом проблемном регионе мира: сдерживание угрозы, исходящей от Саддама Хусейна, стабилизация Балкан и развитие новых источников энергии".

Роль Дика Чейни

Немалую роль в налаживании политических отношений с Азербайджаном сыграл Ричард (Дик) Чейни, нынешний вице - президент США и бывший министр обороны в администрации Буша - старшего. В ноябре 1998 года, когда Ильхам Алиев, первый вице - президент ГНКАР и сын нынешнего азербайджанского президента, нанес визит в США, Чейни был одним из организаторов официального приема в его честь в Фонде американо - азербайджанского партнерства и Институте Центральной Азии и Кавказа.

Бывший министр обороны США в своем выступлении отметил, что, с точки зрения национальных интересов США, одним из наиболее привлекательных государств в кавказском регионе, как с коммерческой, так и со стратегической точки зрения, является Азербайджан. Он сказал, что правительство США должно предпринять решительные шаги для снятия статья 907.

"Конечно же, некоторые соседи по региону не хотели бы такого развития событий, - отметил Чейни, - более того, они не хотели бы вообще видеть независимый и сильный Азербайджан. Но у администрации США сейчас есть уникальная возможность помочь укрепить стабильность в стране и содействовать более широкому содействию двухсторонних отношений".

Интересы бизнеса

Проазербайджанская позиция Чейни объясняется просто: к тому времени он уже был одним из высших руководителей американской компании Halliburton, которая получила крупные заказы на сервисное обслуживание нефтегазовых проектов, продвигаемых международными консорциумами на каспийском шельфе Азербайджана. Что же касается Армении, то от нее ждать значимых поступлений в бюджеты американских нефтегазовых компаний не приходится.

Не удивительно, что когда Джордж Буш - младший выдвинул Чейни кандидатом на пост вице - президента, армянская диаспора в США пришла в негодование. Майкл Махдесян, один из лидеров диаспоры, заявил прошлой осенью: "армяне по всей стране - республиканцы и демократы - очень обеспокоены. Дик Чейни на всех постах, которые занимал, не только служил интересам крупного нефтяного бизнеса, но и агрессивно продвигал азербайджанские интересы в ущерб интересам Армении и Нагорного Карабаха".

По мнению американских армян, Чейни всегда, в том числе в бытность членом палаты представителей, противостоял предложениям армянского лобби. Так, в 1985 и 1987 годах он голосовал против признания факта геноцида армян. Став министром обороны, Чейни, по мнению армян, содействовал поставкам в Турцию крупных объемов военной техники.

Во время пребывания на посту руководителя Halliburton нынешний вице - президент сделал многое для того, чтобы добиться отказа от статьи 907. За свои усилия, как обратила внимание армянская община в США, в 1997 году Американо - Азербайджанская торговая палата присудила Дику Чейни "Приз за поддержку свободы".

Вечером деньги

Напрашивается вывод, что и за последними предложениями администрации Белого дома об увеличении помощи Азербайджану и сокращении помощи Армении также стоит фигура вице - президента, как активного выразителя интересов американских нефтегазовых компаний. Чейни слишком многое связывает с Азербайджаном, чтобы он упустил шанс воспользоваться своим нынешним положением для того, чтобы оправдать выданные им ранее авансы.

Если Чейни удастся реализовать все, что он обещал Азербайджану, то американские компании, безусловно, получат еще более благоприятный режим для работы в этой республике. Впрочем, в том, что Чейни удастся выполнить программу - максимум, то есть отменить скандальную статью 907, остаются некоторые сомнения.

Во - первых, позиции армянского лобби, хотя и не столь сильны, как десять лет назад, все же достаточно прочны, чтобы заблокировать отмену дискриминационной поправки. Во - вторых, отмена статьи 907, по большому счету, не в интересах американского бизнеса. Если Азербайджан получит право самостоятельно привлекать крупные кредиты международных организаций, он будет вести более независимую политику и в отношении американских нефтегазовых компаний.

Так что, скорее всего, сначала международные нефтегазовые компании попытаются получить в Азербайджане все, что сочтут нужным, а уж затем дадут отмашку политикам для принятия политического решения об отмене поправки

За матеріалами: ПРАЙМ-ТАСС
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
36,5686
 0,0000
0,00
EUR
1
39,8762
 0,1280
0,32

Курс обміну валют на сьогодні, 10:36
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,8828  0,04 0,09 40,6041  0,01 0,02
EUR 42,6252  0,05 0,11 43,7348  0,00 0,00

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:42
  куп. uah % прод. uah %
USD 36,9325  0,00 0,00 36,9343  0,00 0,00
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес