Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": В поисках идеального канала (Более выгодный вариант строительства судового хода из Дуная в Черное море просто замалчивался)

11:26 30.03.2005 |

Економіка

Канал "Дунай - Черное море" в гирле Быстрое действует почти год, но только сейчас оказалось, что это неудачный вариант. Старо - Стамбульский проект судового хода, экономически более выгодный, пылится где - то в архиве.

Судовой ход в гирле Быстрое вскоре может оказаться на вторых ролях. Для начала, у Минтранссвязи нет денег, чтобы закончить вторую очередь строительства. Парламентарии на днях как раз исключили строчку его финансирования из бюджета 2005 года. Кроме того, знающие люди все более открыто говорят, что этот вариант экономически не выгоден Украине.

Тем более что новое руководство транспортного ведомства проекты прежнего министра отметает один за одним, обвиняя их в несостоятельности и заполитизированности. Финансовой дырой для бюджетных денег уже названы автобан "Киев - Одесса" и проекты развития скоростного железнодорожного движения. Такую же судьбу предрекают и дунайскому судоходному каналу.

Стоимость его строительства варьировалась от 130 до 180 млн. грн., но в итоге прессе стало известно, что собирались потратить чуть ли не 345 млн. грн. На проект уже ушло около 78 млн. грн., а на окончание второй очереди нужно еще 280 млн. грн. Их у министерства нет и достать такие средства негде.

Но это не самая главная причина для замораживания строительства. Оказалось, что в прошлом Минтранс намеренно лоббировал создание канала в гирле Быстром, отметая другой, более выгодный для страны вариант в Старо - Стамбульском гирле. Чтобы увидеть полную картину, вопрос необходимо изучить глубже.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ФАКТОРОВ

Решение о создании судового хода по гирлу Быстрое - это шаг политический, а не плод инженерных раздумий, говорят аналитики.

Канал Прорва, по которому до 1994 года еще ходили суда, себя на то время уже исчерпал. Дноуглубительные работы на канале достигли 4,4 млн. куб. м/год и стал вопрос, что экономически выгодней: продолжать здесь удерживать проектные глубины со стареющим флотом или снимать шапку перед румынами и ходить через Сулину?

Второй фактор, о котором в прессе говорят как о незначительных шалостях со стороны Румынии, это спрямление Георгиевского гирла и создание по нему собственного судового хода.

Третий фактор - мощная ирригационная система, созданная Румынией в дельте Дуная, и подключенная к Килийскому гирлу. Антон Бутейко, будучи послом в Румынии, обратил внимание на то, что на туристических картах, которые продаются в Румынии на каждом углу, вся дельта испещрена каналами. Большой отвод воды - основная причина заиливания Килийского гирла в украинской части, считает экс - посол. Четвертый фактор, который также нельзя сбрасывать со счетов, это нахождение в украинской дельте порта Усть - Дунайск.

ВСЕМУ ВИНОЙ ГИДРОЛОГИЯ

В основание пирамиды всех факторов надо ставить гидрологию. В устье реки водные объекты связаны друг с другом именно по этому принципу. Здесь любое вмешательство - либо природное, либо человеческий фактор - сразу отражается на всей речной системе.

Что касается Дуная, то в этом ключе его надо рассматривать со 116 км (Измаильский Чатал), где река разветвляется на три рукава. После окончания Второй мировой войны Дунай уже был, выражаясь научным языком - "с нарушенной гидрологией естественного формирования русловых процессов". Дамба на 116 километре, перераспределявшая сток Дуная в пользу Тульчинской системы (Румыния), и перекрытие выхода Старо - Стамбульского гирла, которые Румыния умудрилась соорудить во время войны в 1943 году, только усугубили положение.

Как только румыны перекрыли основное русло Килийского гирла, а Старо - Стамбульское (Украина) гирло является его продолжением, произошел подпор воды в рукаве и увеличился эффект дамбы на 116 км. В Бухаресте предвидели, как будет проходить демаркационная линия по Дунаю после войны и постарались свой шанс не упустить.

ИСТОРИЯ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В 1991 году в Румынии была принята программа развития Тульчинского уезда до 2004 года, над которой работали 12 министерств. Не последнее место в ней уделялось как раз Дунаю. Под проект выделили 7 млрд. лей.

Постоянные дноуглубительные работы в румынском канале Сулина ежегодно выдвигали канал в море на 300 - 400 метров. Его удлинение увеличивало подпор воды в нем, что в свою очередь уменьшало водосток во всей Тульчинской системе и усиливало водосток в пользу Килийского гирла.

Изменение заметили все. По одну сторону границы посчитали это за Божий дар, в Румынии же, зная истинную причину происходящего, приняли за катастрофу. Нужно было исправлять положение, и решение было найдено. Острова между Килийским, Сулинским и Георгиевским гирлами, которые представляли собой сплошные болота и являлись пристанищем перелетных птиц, осушили. На острове появились каналы, а болота превратились в плодородные земли.

Территория заповедника "Дунайские плавни" выглядит на этих островах как отдельные пятна и не затрагивает экономически важных регионов. Килийское гирло расположено выше Сулинского и Георгиевского рукавов. Водосток Сулинского и Георгиевского рукавов пополняется с Килийского гирла за счет дамбы на 116 км и дамбы, возведенной в 1943 году румынами, которая перекрывает русло Старо - Стамбульского гирла.

Может, масштаб забора воды с Килийского гирла в пользу Румынии преувеличен, как пытались доказать те, кто по роду своей деятельности должны своевременно информировать правительство об экономической диверсии по отношению к Украине? На этот вопрос существует простой ответ.

Есть межправительственное соглашение между Украиной и Румынией о заборе воды с Дуная (Килийского гирла). По этому документу, Румыния может производить забор с Килийского гирла в объеме 22 кубокилометров/год или (22 млрд. куб. м). Весь Дунай за год выносит в море 200 - 240 кубокилометров, а Килийское гирло - 100 - 120 кубокилометров. Озеро Ялпуг площадью 149 кв. км, расположенное на территории Измаильского, Ренийского и Болградского районов, является самым большим озером в Украине. Запас воды здесь - 0,26 кубокилометра. Если все отечественные озера, подпитываемые Дунайской водой, осушить и снова заполнить, то понадобиться менее двух кубокилометров. Из вышеизложенного видно, что для нужд мелиорации объем в 22 кубокилометра завышен минимум раз в десять.

Орхусская конвенция как раз регулирует эти вопросы. В ней указывается, что два кубокилометра - это тот предел, после которого наступает ответственность стороны, нарушившей данный документ.

Дамба на 116 - м километре отбирает минимум 30% водостока у Килийского гирла и направляет его в румынскую Тульчинскую систему. На лоцманской карте Килийского гирла, отпечатанной в Украине, видно, как сразу после водозаборов, расположенных вдоль румынского берега, сечение русла уменьшается минимум в три раза, то есть ориентировочно можно определить забор воды. Румыния забирает ежегодно с Килийского гирла до 50 кубокилометров влаги. Расчеты подтверждаются как натурными наблюдениями, так и мощностью высоковольтной линии электропередач, проходящей по острову вдоль берега. Она адекватна линии, подходящей к Одессе.

"ЗЕЛЕНЫЕ" ПРОТИВ

На этом румынские "подарки" не заканчиваются. В Румынии находятся около 40 золотодобывающих шахт и сопутствующим элементом их являются так называемые хвосты. В "хвостохранилищах" собирается сотни тонн отходов золотодобывающей промышленности, основа которых - ртуть и ее соединения.

Утилизация ртутьсодержащих отходов - процесс очень дорогой. Чтобы не обременять себя утилизацией, в Румынии эта проблема решается путем сброса отходов в Дунай. Первая реакция - начинает всплывать мертвая рыба. В Румынии в это время закрываются все каналы, течением в море уносятся растворенные в воде цианиды, а тяжелый металл с донными наносами мигрирует в сторону Килийского гирла.

Часть ртутьсодержащих отходов попадет и в румынские гирла Сулина и Георгиевское. Тогда включаются все насосы, расположенные вдоль Килийского гирла, и идет промывание румынских рукавов. В это же время в украинской дельте падают глубины, появляются острова, рукава становятся несудоходными, суда не могут подойти к причалам. Тог есть Килийское гирло превращено в полигон отходов румынской промышленности.

Румыния откровенно нарушает природоохранные конвенции до сих пор. Бывшая власть устранилась от решения этой проблемы, спустив ее на уровень области. Нынешняя - пока не находит на это время, решая вопросы бюджета, коррупции и контрабанды.

Но "зеленые" как внутри страны та и за ее пределами обвиняли правительство Украины в нарушении ряд конвенций и выступали против создания канала по гирлу Быстрое, забывая о румынском влиянии. В то же время как бы невзначай и со ссылкой на НАН Украины сообщили общественности, что есть экологически безопасный вариант.

Сергей ГОНЧАРОВ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес