Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": "Побочный продукт" экспорта. (Улучшение внешнеторгового сальдо без адекватной эволюции внутреннего рынка значит очень мало)

08:58 14.07.2004 |

Економіка

Опережающий рост ВВП страны, начавшийся со второй половины 2003 года, большинство аналитиков связывают с благоприятной конъюнктурой на внешних рынках по группе товаров, традиционно экспортируемых Украиной, в частности, черного металлопроката. Позитив дал повод специалистам Нацбанка анонсировать увеличение прогнозного показателя положительного сальдо текущего счета платежного баланса. Напомним, за I квартал этот показатель вырос до невиданных высот - $1,699 млрд. (или 14,3% ВВП). Годом ранее - $1,076 млрд. Оптимизм аналитиков с Институтской проистекает из внешнеторговой динамики, где рост экспорта (38,8%) вновь начал опережать темпы подъема импорта (32,6%).

Полагаю, главной причиной экспортного феномена стали несколько факторов регулятивного характера. И в первую очередь - пресловутый эксперимент в ГМК (Закон от 14 июля 1999 года "О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно - металлургического комплекса Украины"), суть которого заключалась в трансформации отрасли почти в офф - шорную зону. Фискальные "поблажки", несмотря на их низкую "официальную" эффективность (как по части инвестиций в основные фонды, так и темпов роста заработной платы работников отрасли), позволили накопить определенный потенциал, который и "стрельнул" после обострения "стальной войны", развязанной США в марте 2001 года.

По мере постепенного выхода мировой экономики из состояния стагнации обострялся дефицит черного металлопроката, пик которого был достигнут в первой половине 2004 года. Иначе говоря, Вашингтон, стремясь спасти свою сталелитейную отрасль от импорта, а заодно улучшить рейтинг действующей администрации, стал невольным катализатором роста внешнеторгового сальдо Украины. Естественно, нельзя не отметить и роль Китая, экономика которого растет, как бамбук, потребляя металл с удвоенным аппетитом.

Таким образом, благодаря позитивным экономическим сдвигам в планетарных масштабах потребность в украинской продукции выросла. Металлопродукция, рассмотренная выше в качестве "иллюстрации", пусть и значительная, но все - таки часть нашего ассортимента на внешних рынках. Немалыми темпами в I квартале рос также экспорт химии (45%) и машиностроения (35%).

Вообще, даже беглая препарация ассортимента поставляемых в Украину товаров, а также анализ ценовой динамики мирового и внутреннего нефтерынков дают основания предположить, что экспортно - импортный контраст был бы еще разительнее, не случись прошлогоднего зернового кризиса и будь уровень напряженности на Ближнем и Среднем Востоке пониже. Иначе говоря, львиная доля отечественного экспорта стала следствием экономической динамики (безотносительно вмешательства или нейтралитета руководства стран). А импорт в Украину в значительной части был сформирован природным катаклизмом и очевидным неумением или нежеланием достигнуть консенсуса (компромисса или того же баланса) в регионах, определяющих настроение на нефтерынке.

Мы не зря акцентировали внимание на роли госчиновников (от вашингтонских и киевских до пекинских и московских) в формировании складывающегося внешнеторгового сальдо.

Если США, стремясь ограничить импорт, ввели заградительные пошлины на металлопродукцию, а также, не особо афишируя, пошли, поправ национальную гордость, на снижение курса доллара относительно основных мировых валют, наши кабминовцы предпочли политику невмешательства, отдав бразды правления командирам производств "на местах". Действия Вашингтона возымели успех: внешнеторговый дефицит Соединенных Штатов начал снижаться, рентабельность экспорта в США после ослабления доллара упала. Что же касается либерального ноу - хау отечественных чиновников, то оно имеет давние корни: заблудившись в лесу, следует дать свободу лошади, она вывезет. На фоне, повторимся, фактического "нейтралитета" Кабмина, может сложиться впечатление, что "невмешательство" чиновников оказалось сущим благом для отечественной экономики, однако это не так.

Во - первых, по иронии судьбы во время "стального" кризиса и застоя в мировой экономике кабминовским стратегам было нечего предложить нашим производителям в качестве альтернативы. Поэтому - то наши "командиры производства" пошли по привычному пути экспорта, не особо переживая из - за того, что усиливают дисгармонию родной экономики, ставшей на 60% заложницей состояния внешних рынков.

Во - вторых, выбор экспортного направления в качестве "тактической" модели развития (то есть до перспективного членства в ЕС) можно оправдать отсутствием должной поддержки со стороны Брюсселя евроамбиций Киева. Однако уязвимость данного рецепта от капризов политиков "большой семерки" очевидна. Даже несмотря на завидный прогресс менеджмента наших предприятий по части внешней торговли.

В - третьих, улучшение внешнеторгового сальдо, которое шло без участия правительства, сопровождалось вынужденной эмиссией гривни (согласно правилам игры, 50% валютной выручки от экспорта реализовывалось на межбанке). Эмиссия на фоне безучастности Кабмина как по части стратегии, так и в плане эффективного менеджмента денежных потоков была чревата инфляцией. Обеспокоенный данной тенденцией Нацбанк еще в конце 2003 года объявил крестовый поход против денежной коррозии. Напомним, валовые международные резервы НБУ выросли за I полугодие 2004 года так же, как за весь 2003 год (примерно на $2,5 млрд., до $9,398 млрд. на 21 июня). То есть с начала года НБУ купил в свои "закрома" избыточное предложение валюты на межбанковском рынке на сумму $2,6 млрд., что эквивалентно "вбрасыванию" на внутренний денежный рынок 13,80 млрд. грн.

Однако не эта "свежая" гривня таит в себе инфляционную опасность - оптовые цены производителей, заметно выросшие с конца прошлого года, сохраняют изрядный потенциал трансформирования в резкое подорожание на розничном рынке. Естественно, НБУ "в перерыве" своего противостояния инфляции успел "неофициально" отрапортовать о пересмотре (в сторону улучшения) прогноза сальдо. По мнению экспертов, несмотря на отсутствие конкретики, речь может идти о гарантированном превышении в нынешнем году прошлогоднего показателя в $2,9 млрд.

Логика случившегося понятна: "план по валу" был выполнен в I полугодии, и в дальнейшем, несмотря на вероятное ухудшение внешнерыночной конъюнктуры, главный банк страны надеется на сохранение положительной динамики. Думаю, "экспортный" оптимизм преувеличен, а его разнообразные по степени "вредности" последствия пока остаются вне сферы внимания Кабмина.

Между тем НБУ, "дополнительно" озабоченный катаклизмом на нефтерынке, демонстративно не принимая в расчет госкомстатовские прогнозы сомнительного качества, оперативно провел "модернизацию" правил денежного рынка. 9 июня он повысил учетную ставку с 7 до 7,5% годовых, поднял цену на кредиты overnight до 11% годовых, а с 1 июля ввел практику обязательного ежедневного резервирования средств комбанков на счетах Институтской. Напомним, с июля на корсчетах банков не менее 60 дней в квартал должно находиться минимум 60% суммы обязательных резервов за предыдущий месяц. При этом с 10 июля запрещено включать в расчет общей суммы наличные в кассах банков - как гривню, так и валюту. Де - юре часть этих денег будет обезналичена. Кроме того, резко упала возможность получать бланковое рефинансирование НБУ - с 14 июня кредит overnight (без обеспечения) может предоставляться не чаще одного раза в месяц в объемах не более 5% от суммы обязательных резервов за последний отчетный период и только банкам, имеющим рейтинговую оценку 1 по системе CAMELS:.

Иначе говоря, стремясь смягчить инфляцию, имеющую немонетарное происхождение, Нацбанк по мере сил и возможностей затрудняет доступ к кредитам, так сказать, "связывает гривню". Новые правила резервирования несут в себе потенциал падения предложения денег на ресурсном рынке и, как следствие, роста стоимости кредитов вначале для "своих", финансовых институтов, а затем и для реального сектора экономики. Последняя же, со слов аналитиков Минэкономики и евроинтеграции, будет замедлять свой рост.

Собственно, тенденция была отмечена уже в мае, когда ВВП вырос на 3% меньше, чем в апреле. По словам кабминовских экспертов, макропоказатели "усугубят" дорогая "горючка" и ухудшение внешней конъюнктуры на наши традиционные товары, в наибольшей степени - снижение цен на металлопрокат. Интересно отметить, что уже в мае производство стали сократилось на 1,4%, по сравнению с апрелем, до 3128,9 тыс. тонн, на 3,7% снизилось производство чугуна. В этом же месяце экспорт отечественного плоского проката упал на 19,9%, или на 205,69 тыс. т, по сравнению с апрелем, до 824,57 тыс. т.

Особых иллюзий по части дальнейших благоприятствий нашему "железу" на внешних рынках питать не стоит. Безотносительно общемирового снижения цен на металлопрокат, автор обращает внимание на одно знаковое событие: Россия, общепризнанный металлоэкспортер, в конце мая импортировала партию арматурного и углового проката китайского производства. То есть стартовала трансформация КНР из мирового потребителя стали N1 в ее поставщика. Появление на мировом рынке стали такого игрока резко снизит шансы наших производителей. К слову, у них появились признаки перепроизводства (выросли складские запасы на ряде крупных предприятий).

Кроме того, с середины июня на межбанковском валютном рынке заметно улучшение баланса, то есть спрос на валюту приблизительно соответствует ее предложению. С одной стороны, это исключает арбитраж Нацбанка в торгах, с другой - "мелеет" поток долларов в закромах на Институтской.

Между тем обилие эмитированной с валютного межбанковского рынка гривни, ставшее причиной беспокойства НБУ и вызвавшее стремление последнего ограничить кредитование реального сектора, мало обеспокоило экспортно - ориентированные отрасли, прибыль которых резко выросла за последние 7 - 8 месяцев. С одной стороны, комбанки, обслуживающие экспорт, доселе "лопаются" от безналичной гривни, с другой - из - за вышеупомянутого ухудшения внешнерыночной конъюнктуры коммерческие заимствования металлургии не нужны.

Напомним, что НБУ, ограничивая кредитный рынок, не утруждает себя селективными экзерсисами, деля производство на экспортное и "для внутреннего употребления" (внедрение так называемого "отраслевого мониторинга", ограничение на кредитование банками определенных отраслей экономики на Институтской лишь планируются). То есть одновременно с металлургами и другими "маяками экспорта" кредитования де - факто лишается внутренний рынок, нуждающийся в инвестициях как никогда.

Таким образом, налицо прямая связь неважного состояния менеджмента и возврата к экспортной, изобильной на риски модели экономики. Смена настроений на внешних рынках автоматически стала причиной ухудшения прогнозов дальнейшего развития экономики, а угроза инфляции "обрубила" кредитование внутреннего рынка. Последний, несмотря на ожидающийся приток "свежих" "предвыборных" денег, вряд ли получит значительный импульс к развитию. В первую очередь из - за сопровождающей процесс роста инфляции. Само же по себе состояние внешнеторгового сальдо без адекватной эволюции внутреннего рынка, кроме того, что вызывает естественное чувство гордости, значит очень мало.

Александр ДМИТРЕНКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7206
 0,1688
0,43
EUR
1
42,8148
 0,3836
0,90

Курс обміну валют на сьогодні, 10:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4328  0,13 0,34 39,9820  0,14 0,36
EUR 42,3788  0,16 0,39 43,1064  0,15 0,35

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,8100  0,29 0,73 39,8350  0,30 0,75
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес