Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Кіевскій телеграфъ": Украинская экономика уже начала приспосабливаться к негативам будущего подорожания энергоносителей

10:23 23.06.2004 |

Економіка

Два взаимоисключающих, на первый взгляд, заявления привлекли внимание СМИ в последние дни. Леонид Кучма на своей пресс - конференции внезапно высказался за повышение цены на импортируемый природный газ, назвав политику ценового замораживания "проеданием ресурса". А через несколько дней премьер - министр Виктор Янукович поехал на Экономический форум в Петербург, чтобы встретиться со своим российским коллегой Михаилом Фрадковым и обсудить вопрос отмены двойного НДС при экспорте энергоносителей в Украину. Это необходимо, чтобы цена на газ снизилась:

История опасных игр

Эллочка Щукина обходилась тридцатью словами. Технология создания "излишков" природного газа, часть которых употреблялась на месте, а другая втихаря экспортировалась в Польшу, укладывается в три слова: "несанкционированный отбор газа". Этот фразеологизм мгновенно стал предметом многочисленных дискуссий, противоречий, попыток давления на государственном уровне и материалом для политических спекуляций партийных боссов.

Несмотря на то, что формально вопрос давно решен на высшем уровне (долги НАК "Нефтегаз Украины" перед РАО "Газпром" в $1,410 млрд. оформлены в еврооблигации, которые, впрочем, российская сторона до сих пор не приняла "по акту"), рецидив интереса к нему наблюдался буквально на днях. В контексте перевода газоснабжения Беларуси на рельсы экономической целесообразности.

То, что Минск отстал от Киева на два года, с одной стороны, делает комплимент "рыночности" Украины, с другой - подчеркивает "эволюционную неизбежность" справедливой платы за поставляемые энергоносители. Параллель с эволюцией неслучайна. Развитие новых отношений в Украине и соседних странах сопровождалось разнообразным криминалом. В том числе и банальным воровством, которое впоследствии назвали "несанкционированным отбором газа".

Со стороны это напоминало так называемый "синдром чукотских агрономов", сажающих картошку утром и выкапывающих ее к вечеру. Потому что "однако, кушать хочется". Украине действительно был нужен газ, и на самом деле не хватало денег, чтобы за него рассчитаться (во всяком случае, вовремя). Но с другой стороны - это была игра с огнем. Строгий в отношении энергобезопасности Евросоюз, если бы выявил малейшие недопоставки газа, устроил бы нам такие экономические и политические санкции, что слово "евроинтеграция" исчезло бы из нашего лексикона лет на десять. К счастью, отбор газа осуществлялся в рамках предусмотренной оплаты "натурой" использования нашей трубы россиянами. То есть суть скандала заключалась в дисбалансе расчетов между Москвой и Киевом. А сам конфликт стал, по мнению независимых экспертов, следствием неденежных форм расчетов, распространенных в конце 90 - х годов (векселя и взаимозачеты), что в пакете с нецелевым использованием и далеко не безупречным списанием казенных средств, а также поставками энергоносителей по завышенным ценам через цепочку посредников было главной причиной роста долга перед "Газпромом" до $1,41 млрд.

Заметим, что лишь ценой изрядных усилий высокопоставленных госчиновников Украине удалось избежать трансформации упомянутого корпоративного долга в государственный. Кстати, информационный фон для "воровства" был благоприятным: коммунальные неплатежи, снижение ВВП и т. п. Между тем официальная позиция украинской стороны не менялась: мы настаивали, что Украина в зимний период 2000 - 2001 гг. не производила несанкционированный отбор российского газа из магистральных трубопроводов, не осуществляла и не намерена осуществлять его реэкспорт в Польшу. Что, собственно, подтверждалось апрельским 2001 года письмом тогдашнего главы РАО "Газпром" Рэма Вяхирева на имя Президента Украины.

Мы упоминали о последствиях несанкционированного отбора газа. На первый взгляд, они имеют к нынешнему анонсу роста цен на "голубое топливо" лишь опосредованное отношение. Однако это не так.

Испорченный имидж Украины как газотранзитной державы дал повод России проявить инициативу в создании газотранспортного консорциума (ГТК). А проблемы с реализацией данной идеи (2003 год де - факто прошел безрезультатно, заседания рабочих групп перманентно переносились по "техническим причинам" и сопровождались кадровыми оргвыводами в отечественном Кабмине на фоне критики оппонентов) стимулировали начало реформы транзитных отношений. Ее суть - в исключении самой возможности внешнего давления на страну путем "перекрытия краника" при одновременном введении максимально допустимой цены газового импорта.

В поисках поддержки

Еще одним поводом вернуться к вопросу повышения внутренних цен на газ стал недавний доклад председателя Координационного комитета при Президенте по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Татьяны Корняковой, предупредившей общественность, что недофинансирование нефтегазовой отрасли может привести к катастрофе.

9 июня 2004 года появилось сообщение, что дочерняя компания НАК - "Газ Украины" - реализует газ населению и бюджетным учреждениям по ценам, не покрывающим реальных затрат на его добычу, транспортировку и хранение. "Сдерживание экономически обоснованного повышения цен на импортированный природный газ, поставляемый промышленным потребителям, вынуждает компанию работать практически с отрицательной рентабельностью и в этом сегменте и фактически субсидировать приватизированные отрасли промышленности за счет государственных ресурсов", - утверждала НАК.

При этом советник главы НАК Иван Дияк успокоил общественность, заявив, что повышение цен на газ не затронет население (поскольку на обслуживание "коммунального" сектора идет газ, добываемый в Украине), а коснется только промпредприятий. Предполагается повысить цены на газ, импортируемый Украиной и из России, и из Туркменистана: стало известно, что газ, закупаемый в Ашхабаде, вырос в цене на фоне снижения ставки за транзит газа РФ по территории Украины. В обмен на снижение платы за транзит Москва снизила цену на свой газ с $80 до $50, но при этом НАК остается "в минусах" (около 6 грн. с тысячи кубометров газа).

Что и дает основание к повышению цены с 300 грн. до 325 - 340 грн. за тысячу кубометров.

Итак, надежды и чаяния НАК связаны в первую очередь с поддержкой Президента. Как мы уже сказали выше, Леонид Кучма действительно высказался за повышение цены. "Мы от России получаем газ за транспортировку около 30 млрд. кубов и практически весь газ отдаем на коммунальные услуги по цене намного ниже. Это проедание", - сказал глава государства, отметив, что отсутствие у "Нефтегаза" полномочий для установления цен на газ приводит к потерям государственных средств. "Будем так жить - он ("Нефтегаз") обанкротится, тогда все - никаких налогов не будет", - добавил Леонид Данилович.

Российские аналитики навострили уши. Заявление Президента о повышении цен на газ де - факто означает конец эпохи, когда одним из важнейших считалось умение "договариваться". Чем, собственно, Леонид Данилович частенько занимался, исправляя провалы чиновников на переговорах в Туркмении, в Москве и Харькове. Похоже, с этого дня начнет расти значимость экономической целесообразности и внешнеторгового прагматизма. В данном контексте широко анонсированные петербургские переговоры Виктора Януковича, во время которых премьер склонял Михаила Фрадкова к отмене двойного НДС при экспорте энергоносителей в Украину, несут скорее предвыборную пиар - нагрузку.

Судьба "страны назначения"

Напомним, что действующий с 1 июля 2001 года принцип взимания НДС при экспорте газа и нефти в Украину усложнил поставку наших товаров в РФ. Причем данный шаг Москва сделала на фоне откровенного затягивания идущих с 1994 года переговоров о зоне свободной торговли. Сообщение о том, что Янукович с Фрадковым почти договорились о возможности перехода на принцип взимания НДС по стране назначения при торговле нефтью и газом с января 2005 года, заинтересовало наблюдателей. Но не убедило их. Особенно если учитывать расплывчатость ответов российского премьера, что данный вопрос является комплексным, поскольку связан с расчетами доходной части бюджета 2005 года и может повлечь за собой "выпадающие" доходы, которые нужно компенсировать. Поэтому "будем посмотреть":

Впрочем, специалисты полагают, что идея "удешевления энергоносителей путем снижения НДС" слишком заполитизирована и далека от реальности. Конечно, добиться от России фискальных уступок - почетная обязанность любого премьера, мечтающего стать президентом. Версия, будто отмена НДС при экспорте энергоносителей сразу же приведет к падению цены на них, ложная. Цену формируют рынок, мировая конъюнктура, уровень добычи и прочие нюансы. И отмена взимания НДС скорее увеличит прибыли российских компаний, чем повлияет на собственно цены на энергоносители в Украине. Подобную мысль нередко высказывали как наши, так и московские аналитики. Не случайно вопрос отмены НДС лоббируют прежде всего российские компании, которым степень влияния позволяет пререкаться с их Министерством финансов. Даже если Янукович на следующих консультациях добьется того, что в контрактных документах на продажу и покупку энергоносителей будет записан пункт о снижении цены на величину НДС, то можно будет говорить об удешевлении энергоносителей только по межправительственным поставкам.

Последствия и перспективы

Повышения цен на газ в Украине ждали. Наши аналитики единодушно указывают на превентивный рост цен в горно - металлургическом комплексе, который по итогам 2003 года потребил 12,8% общеукраинского объема газа. Уже в прошлом декабре, аккурат после первой попытки "Нефтегаза" поднять цены, свое аналогичное желание (на 20 - 30%) анонсировали металлургические гиганты, затем трубопрокатчики. К счастью для ГМК, рост внешнего спроса на металл обеспечил повышение цен на экспортную металлопродукцию на 55%, взметнув рентабельность лидеров отрасли до 23,5 - 30%.

Кстати, газ в это время не дорожал. Но даже если бы НКРЭ и пошел навстречу НАК еще в декабре 2003 года, прибыли ГМК почти не пострадали бы. Хотя бы потому, что де - факто доля стоимости газа в конечном продукте металлургии составляет около 10%. Даже несмотря на устаревшие фонды и неважное состояние энергосбережения. Иначе говоря, вероятное повышение цен на газ не окажет сколько - нибудь заметного влияния на ГМК.

Кроме того, даже с учетом высокой доли газа в отечественном энергобалансе (до 45%, в то время как в Европе - от 15 до 22%), в последние месяцы наблюдается заметное снижение потребления "голубого топлива". В январе - апреле Украина сократила потребление газа на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 32 млрд. кубометров, причем лидером снижения стал отечественный химпром (85,7% от уровня 2003 года). Подчеркнем, что сегодняшняя "газовая диета" поражает специалистов на фоне роста экономики. Как и увеличение в январе - мае добычи газа из отечественных недр на 3,8% по сравнению с прошлым годом, до 8 352,4 млн. кубометров. Таким образом, с учетом того, что, по мнению Минэкономики, к концу года нас ждет постепенное снижение темпов роста (ВВП и промпроизводства), негативные последствия от подорожания газа будут смягчены.

А вот заверения относительно ценового моратория на газ для населения и бюджетных организаций вызывают сомнения. Во всяком случае, ценовую стабильность после 31 октября я бы не гарантировал.

Александр ДМИТРЕНКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес