Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Кіевскій телеграфъ": Украина переживает смену финансовых декораций и экономические ротации

10:21 23.06.2004 |

Економіка

Бюджетный сериал 2004 года стал воистину бестселлером в отечественном политпрокате. Всех интересует одно - каков будет кассовый сбор. Совместное детище правительства и парламента и поныне бурно обсуждается многочисленной когортой критиков, которые сходятся в одном: бюджетный сериал стал неким симбиозом различных жанров. Здесь вам и жаркие баталии, и приключения, и комедийные моменты, и жуткие сцены с жертвами. Но обо всем по порядку.

2004 год стал для отечественной экономики благодатным периодом - он характеризовался невиданным доселе ростом валового внутреннего продукта. Это и послужило прологом к сериалу, но завязка куда интереснее. Казалось бы, воистину счастье привалило - танцуют все! Но оказалось, что не все. Некоторые поют старые песни о главном, что радоваться нечему, ибо государственный бюджет, словно пасынок отечественной экономики, "пасет задних" и явно отстает в развитии. Роль поющих в сериале досталась оппозиции, что вполне естественно, ибо пришел час сводить счеты с нынешним правительством, глава которого метит в президентское кресло.

Сюжетную линию оживляют также постоянная смена финансовых декораций и ротация главных героев на фоне цепочки парадоксов. Главный из которых - доходная часть бюджета выполняется и перевыполняется, но при этом, по мнению Президента, являющегося в данном случае главным политическим продюсером, ситуация в налоговой и бюджетной сферах далека от идеальной. Особенно в плане наполнения казны налогом на добавленную стоимость. Вследствие чего произошла смена шефа фискального ведомства Юрия Кравченко на Федора Ярошенко. С другой стороны, "денежные угольки" подкинула приватизация: "Криворожсталь" продана, на очереди "Укртелеком". Чтобы оперативно сбыть и его, нужна легитимная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Не случайно кандидатура председателя ГКЦБФР названа после заметной отсрочки:

Суть интриги

Рассчитывая параметры бюджета на 2004 год, правительство исходило из консервативного прогноза развития отечественной экономики, согласно которому ключевой индикативный показатель - рост ВВП - оценивался на уровне 4,8%. Однако в программе деятельности Кабмина был заложен более высокий показатель роста ВВП - 9,5 %. Такой диссонанс в оценках дал возможность оппозиции говорить об обмане граждан и о том, что от них скрывают миллиарды гривен. Правительство, в свою очередь, попыталось объяснить, что налоговые льготы, депрессивные регионы и структура ВВП не позволяют рассчитывать на адекватное экономическому росту увеличение доходной части госбюджета. Но оппозицию, окрыленную идеей развернуть политическую пиар - кампанию, уже ни в чем нельзя было убедить.

Тогда, трезво оценив ситуацию и памятуя о том, что права на ошибку нет, ибо Виктор Янукович - кандидат в президенты, правительство решило, не отступая, все же пересчитать ресурс бюджета. Поводом для этого послужили статистические данные о значительном росте ВВП в первые месяцы 2004 года. По данным Госкомстата, в январе - мае прирост реального ВВП составил 11,3 %, а это рекордный показатель за все годы независимости.

В середине мая была создана специальная рабочая группа по разработке единого, согласованного с Бюджетным комитетом парламента законопроекта о внесении изменений в бюджет 2004 года. Группу возглавили первый заместитель министра финансов Федор Ярошенко (ныне глава ГНАУ) и глава парламентского Бюджетного комитета Петр Порошенко, являющийся к тому же одним из лидеров "нашеукраинцев". Во время работы над законопроектом, естественно, возникли трения, но оба сопредседателя рабочей группы пришли к взаимопониманию, и результатом стало общее детище Бюджетного комитета и правительства в виде законопроекта о внесении изменений в бюджет текущего года. Это стало кульминацией сюжета бюджетного сериала, и развязка, судя по всему, уже не за горами.

В четверг, 17 июня, Верховная Рада проголосовала за предложение Кабмина увеличить расходы бюджета на 7,9 млрд. грн., а доходы на 4,5 млрд. грн. Из достоверных источников в правительстве удалось узнать, из чего же составлена эта прибавка к бюджету. Правительство рассчитывает увеличить доходы госбюджета с 60,7 до 65,2 млрд. грн., в том числе по специальному фонду - с 47,9 до 51,4 млрд. грн. и по общему - с 12,8 до 13,8 млрд. грн. Еще 3 миллиарда от общей суммы прибавки составляют средства от приватизации. На том же заседании премьер дал четко понять, что изысканные средства пойдут исключительно на социальные расходы.

Накануне Минфин сообщил, что именно имеется в виду. Более 1 млрд. грн. предусмотрено на увеличение минимальной заработной платы. 300 млн. грн. предполагается потратить на выплату пенсий, 280 млн. - направить на стипендии студентам, 220 млн. - на увеличение финансирования социальных программ для чернобыльцев. Похоже, правительство не забыло и о социальном аспекте военной реформы, заложив 500 млн. грн. на компенсацию уплаты военными 13 - процентного налога на доходы и 160 млн. грн. - на повышение пенсий военнослужащим. Минфин также сообщил, что регионы получат дополнительные субвенции из госбюджета: 90 млн. грн. - на компенсацию льгот по уплате жилищно - коммунальных услуг, установленных для вдов ветеранов - военнослужащих, и 200 млн. грн. - для компенсации бесплатного проезда в транспорте и прочих видов помощи льготникам. Все это вселяет уверенность в то, что правительство Виктора Януковича докажет социальную направленность своей политики, что, соответственно, создаст благоприятный климат для избирательной кампании премьера.

Таланты и поклонники

16 июня Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект "О налоге на добавленную стоимость", внесенный народными депутатами Украины Сергеем Терехиным и Василием Цушко. Законопроект предусматривает снизить ставку налога на добавленную стоимость с 20 до 15% базы налогообложения. При этом на переходный период с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года предлагается установить ставку налога на уровне 17%.

Не спешите называть состоявшийся факт креативом. Правительство (в лице Минфина) уже давно добивается принятия соответствующих законодательных изменений, чтобы уменьшить нагрузку на плательщиков НДС и улучшить администрирование этого налога. Более того, формула 20% - 17% - 15% заложена в бюджетную резолюцию, программные документы правительства и аналитические продукты рабочих групп. Наконец, изюминка "любовного треугольника" депутаты - налогоплательщики - Минфин: если бы идея введения НДС - счетов не была заблокирована в апреле, то снижение налога до 17% могло произойти уже в октябре. Такие планы у команды Николая Азарова были, и он говорил о них не единожды.

Возникает вопрос: зачем было депутатам во время верстки бюджета и каникул принимать в первом чтении налоговый проект? Для того чтобы потом иметь моральное право исполнять роль "либерализаторов" НДС. Дескать, мы снизили вам налог на 3%, где же бурные аплодисменты? Или суть не в цифре, а в методике предложенного механизма возмещения налога, которая заключается в проведении документальной проверки достоверности начисления плательщиком налога заявленного бюджетного возмещения. И только по результатам такой проверки ГНАУ посылает соответствующее сообщение органу государственного казначейства, который, в свою очередь, приостанавливает бюджетное возмещение.

Законопроектом вводится понятие "надежного плательщика налога". Это тот, кто является плательщиком налога не менее трех лет, не имеет на протяжении последних 12 месяцев налоговых периодов налогового долга и при этом имеет объем облагаемых налогом операций на протяжении последних 12 месяцев налоговых периодов 100 млн. грн. и более. Получение плательщиком статуса "надежного" предоставляет ему право на получение бюджетного возмещения без проведения документальной и внеплановой проверки. Но и это не новость: Минфин предложил эту схему еще весной. Впрочем, нам, зрителям, неважно, кто в практическом плане больше любит налогоплательщиков. Главное, чтобы всем было хорошо и сытно. А для этого налоги нужно еще и собирать так же бойко, как деньги в приватизационную кассу:

За кадром

Если звезды конфликтуют прямо на съемочной площадке, это заметно отражается на качестве продукта. В нашем случае затянувшийся конфликт между ГНАУ и Минфином на почве все того же НДС разрешил "главный продюсер". На недавнем совещании по вопросам НДС Леонид Данилович критиковал всех: и Минфин, и ГНАУ, и Гостаможслужбу, и Казначейство. В основном ругал за неумение договориться и отсутствие слаженной работы. Но Юрию Кравченко досталось больше всех: его признали главным виновным во всех НДС - ных грехах.

В коридорах власти часто говорили о конфликте между двумя ведомствами - финансовым и фискальным. Основным проявлением этого конфликта стала отмена Президентом своего же указа по введению НДС - счетов: налоговая открыто боролась против позиции Минфина. Говорят, что подчиненные Николая Яновича, сумевшие в кратчайшие сроки подготовиться к введению новой фискальной модели, тяжело переживали победу оппонентов. Но, как видим, Леонид Данилович старается, чтобы баланс политических групп не нарушался. На этот раз Николай Янович взял над Юрием Федоровичем реванш. Причем реванш однозначный.

Новый глава ГНАУ Федор Ярошенко - несомненная креатура Азарова. В прошлом директор крупнейшей в Донецке птицефабрики, он прошел путь от первого заместителя председателя Государственной налоговой администрации Украины (с 1997 - го по 2003 год) до первого заместителя министра финансов Украины. Причем кривая его перемещении полностью совпадала с маршрутом Николая Яновича. Теоретически это означает, что идея подчинить ГНАУ Минфину реализована.

Другая идея - объединения Госфинуслуг и ГКЦБФР в единый орган - напротив, была похоронена. Она не вписалась в сценарный план, предполагающий пополнение бюджетных доходов средствами от продажи "Укртелекома" в финале предвыборной гонки. Президента убедили в несвоевременности структурной перестройки финансовых регуляторов в момент кульминации сюжета, когда и конъюнктура "продаже века" благоприятствует, и покупатели уже есть, но говорят, что они согласны брать телекоммуникационный гигант только оптом с UMC, и потому скромному советнику главы государства Анатолию Балюку, похоже, удастся стать ключевой фигурой эпизода. Если парламент утвердит его главой комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Галина МОИСЕЕВА, Андрей НИКОЛАЕВ

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес