Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Новый канал "Дунай - Черное море" лишит Румынию монопольного права на выход в Черное море. Минтранс вопреки выводам экологов начал строительство

16:47 14.05.2004 |

Економіка

Вопрос о создании канала Дунай - Черное море в украинской дельте перестал быть риторическим. Минтранс вопреки выводам экологов начал строительство. Престиж Украины на рынке перевозок в регионе в глазах зарубежных судовладельцев повысится.

После затяжных споров с экологами и представителями Академии наук в начале марта министр транспорта Георгий Кирпа все же установил окончательные сроки строительства глубоководного судоходного канала (ГСК) Дунай - Черное море. Официально строительство стартовало 11 мая. Ранее работы планировалось начать девятого, но из - за плохой погоды их пришлось перенести.

На все у Минтранса осталось чуть более трех месяцев. Совсем недавно удалось утвердить экологическую экспертизу ТЭО проекта и провести тендер по определению генподрядчика. Ранее заказчиком и исполнителем проекта выступало госпредприятие Минтранса "Дельта - лоцман" (Николаев). Теперь при рассмотрении тендерных предложений было принято решение, что строительство первой очереди ГСК будет выполнять немецкая компания "Мобиус".

Строительство канала будет вестись в рукаве реки Быстрая. Согласно комплексному выводу государственной инвестиционной экспертизы, включающему также мнение Минэкологии, этот вариант признан наиболее оптимальным. Его проектная длина составит 162,6 км, протяженность морского подходного канала - 3,1 км. Как заявил Кирпа, министерство намерено вложить в проект около 200 млн. грн. и окупить его за девять лет.

Правда, сами транспортники не отрицают, что проект по - прежнему на грани срыва из - за противодействия со стороны экологических организаций и Академии наук. Противостояние Минтранса и экологов по этому вопросу длилось более трех лет. И только в июне позапрошлого года в ходе заседания СНБО "главные оппоненты" - Минтранс, Минэкологии и АН - пришли к компромиссу, но, как видно, не надолго.

К примеру, в феврале этого года хозяйственный суд Киева удовлетворил иск благотворительного фонда "Экоправо - Львов" к Министерству охраны окружающей среды о признании недействительными выводов государственной экологической экспертизы ТЭО проекта. В Минтрансе никакого беспокойства на этот счет не возникло - решение суда удалось опротестовать. В ведомстве уверены, что сроки строительства будут выдержаны.

Защитникам природы дали понять, что из - за длительного блокирования решения этого вопроса Украина теряет потенциал на рынке грузоперевозок. Ведь 95% территории заповедника "Дунайские плавни", а это более 46 тыс. га, полностью исключены из хозяйственного использования. Для сравнения: в соседней Румынии зонирование Нижнедунайского биосферного резервата произвели таким образом, что более 90% его допускает хозяйственное использование земель и акваторий.

На открытии строительства Кирпа заявил, что канал будет соответствовать всем техническим и экологическим стандартам. "Здесь будут применены современные системы навигационного оборудования: комбинированные системы электронных карт и спутниковые системы позиционирования для речной информационной системы (RIS)", - уточнил он.

Из - за заиленности канала Прорва Украина уже не имеет собственного выхода из Дуная в Черное море. По данным Минтранса, максимальный судооборот по Прорвинскому каналу в начале 90 - х достигал четырех тысяч судопроходов в год. Страна была вполне конкурентоспособна на рынке стран Придунавья.

Частично суда идут из портов Рени и Измаил через Сулинский канал по территории Румынии. По нему под украинским флагом за год проходит 110 - 200 судов (12% от общего количества). Канальные, лоцманские и прочие сборы за проход одного судна составляют в среднем 6,8 тыс. долл. Таким образом, касса администрации канала за год пополняется от 700 тыс. до 1,2 млн. долл.

Сегодня соединительный технологический канал порта Усть - Дунайск (Жебриянская бухта - Очаковское устье) остается единственной водной трассой в украинской части Нижнего Дуная, по которой двигаются малые суда и вспомогательный флот в порты региона. Около 97% судов, проходящих там, - отечественные, остальные - иностранные, в основном российские. Судам с осадкой свыше 3,5 - 4 м там не пройти. Для них пока альтернатива - румынский Сулинский канал.

Грузопоток, который сейчас проходит по украинской дельте, составляет более 3 - 3,5 млн. тонн, а суммарный объем - около 7 млн. тонн. Доля Украины на этом рынке составляет пока 40 - 46%, соответственно 54 - 60% рынка принадлежит Румынии. Но, как заявляют в Минтрансе, подобное соотношение долго не продлится.

Появление украинского канала - вопрос престижа. Эксперты планируют переключить до 60% дунайского грузопотока в украинскую дельту. Сейчас этот показатель оценивается всего в 1 - 2%. Транспортники обещают привлечь грузопотоки из стран Закавказья, Центрально - Восточной Азии и России для придунайского региона. Общий транзит составит более 20 млн. тонн в год. В связи с этим прогнозируемая оценка доли рынка, которая может быть освоена в украинской части дельты, для отечественных судовладельцев оценивается 75 - 80%, для зарубежных - 60 - 65%.

Что касается тарифов по проходу судов новым каналом, то они будут на порядок ниже, чем в румынском. Как сообщил директор ГП "Дельта - лоцман" Виктор Бездольный, тарифы на румынском канале установлены в размере 75 центов за кубометр судна. Стоимость прохода по отечественному составит всего от 12 до 20 центов. Это даст ему дополнительные конкурентные преимущества.

В Минтрансе считают, что создание ГСК позволит Украине принять участие в создании новых транспортных коридоров. Это Волга - Дон - Черное море - Дунай с выходом на морские пути каспийских государств. А также с возможностью выхода на транспортное кольцо Невы, Дуная, Волги, Майна и Рейна.

Сергей ГОНЧАРОВ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,4246
 0,1761
0,44
EUR
1
43,4726
 0,3983
0,91

Курс обміну валют на вчора, 10:54
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,1046  0,08 0,20 40,7788  0,09 0,22
EUR 43,4519  0,18 0,42 44,3496  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,3600  0,12 0,30 40,3900  0,13 0,32
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес