Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Контекст": АМК и КРУ постараются ограничить рост цен в преддверии президентских выборов

17:42 10.03.2004 |

Економіка

Преамбула: Рост цен в Украине постепенно превращается из тенденций в отдельных отраслях в волну глобального подорожания. Задекларировав осенью прошлого года намерение создать специальный уполномоченный орган по контролю за ценами, Кабинет министров сделал ставку на административное регулирование рыночных цен.

Вездесущая и непобедимая инфляция

Разразившийся летом прошлого года продовольственный кризис, заставил правительство пойти на безперецендетные шаги по преодолению ажиотажа на зерновом рынке и снижению цен. Впрочем, рост цен не ограничился продовольственным рынком - индекс инфляции цен производителей почти весь год стабильно превышал рост цен на розничном рынке. В этом и состоит отличие нынешних проблем с ценами от последнего всплеска инфляции 2000 года - тогда цены росли на розничном рынке, сейчас - на сырье и машины в т.н. базовых индустриях. Для борьбы с инфляцией правительство избрало "старый и испытанный" метод усиления административного контроля за ценовой ситуацией в стране. Однако отдельные действия по борьбе с ростом цен на зерновом рынке или, например, на рынке нефтепродуктов не смогли остановить общий рост цен.

В конце января 2004 году премьер - министр Виктор Янукович выступил с новой инициативой, сутью которой было создание некоего органа, занимающегося "формированием ценовой политики в государстве".

Впрочем, до воплощения такой инициативы в жизнь дело не дошло сразу по нескольким причинам. Первая - в действительности в Кабмине не собирались ничего создавать. Громкое заявление было сделано для обывателя, которому необходимо продемонстрировать "заботу о народе". Технически, исходя из заявления премьер - министра, создание такого органа означало бы возврат к системе Госплана, когда цены устанавливались не рынком, а на основе баланса спроса - предложений по отдельным отраслям и по экономике в целом. Кроме очевидной сложности создания такого механизма, эффективность его действия в отечественных условиях довольно сомнительная, учитывая тот факт, что его полномочия противоречили бы очень многим украинским законам.

Вторая причина - планы о создании еще одного контролирующего подразделения действительно существовали, однако не исключено, что после негативной реакции со стороны чиновников в Брюсселе и Вашингтоне, где Украина стремится получить рыночный статус, с его созданием решили повременить. По крайней мере, официально.

Взамен этого, правительство продолжило регулировать цены в рамках неформальных соглашений между поставщиками и правительством. Как средство контроля за действиями производителей используются регистрация (фактически разрешительная система) экспортных контрактов или, например, запрет на экспорт того или иного вида продукции распоряжением премьера (что само по себе противозаконно). Подобная практика успешно действует уже два года на рынке нефтепродуктов, когда собственники украинских НПЗ обязуются не поднимать цены во время посевной компании в обмен на "лояльность" правительства. Следующими, очевидно, станут химпредприятия, производящие минеральные удобрения, горнорудный комплекс, участники рынка металлолома и, возможно, даже строители жилья. Впрочем, эксперты сомневаются в возможностях Кабмина эффективно бороться с ростом цен методами "вызова на ковер" - слишком серьезные политические и бизнесовые силы стоят за теми же горнорудными предприятиями или строительными организациями.

ВСТАВКА Как они растут и когда это закончиться?

Как показывает украинская статистика, инфляционное давление на украинскую экономику усиливается. Потребительские цены выросли в январе на 1,4%, а в феврале на 0,4%. Всего за два месяца 2004 года индекс потребительских цен увеличился на 1,8% по сравнению с декабрем. Больше всего, по информации Госкомстата, выросли цены на мясо +2,6%, молоко и молочную продукцию +3,5%.

Промышленное оборудование и сырье только за два месяца подорожало почти на 4,5%. "Рекордсменами" роста стал горно - металлургический комплекс - цены на кокс возросли на 8,5%, а на продукцию меткомбинатов - на 9,8%. Для сравнения - промышленные цены за весь прошлый год увеличились на 11,1%. Среди других отраслей можно отметить увеличение цен в производстве строительных материалов +5,3% за два месяца.

Согласно консенсус - прогнозу, который строится на основе консолидированных данных 12 исследовательских организаций, правительства и бизнес - структур, рост потребительских цен составит в 2004 году 7,8%, а цен производителей - 9,2%. Таким образом, темпы инфляции сохранятся на уровне прошлого года.

Антимонопольная дубинка

Экономическая часть украинского правительства предлагала более изысканный метод борьбы с ростом цен. По мнению отдельных чиновников высшего звена, главные причины роста цен кроются в двух факторах. Первый - это вполне объяснимый эффект экономического бума - предприятия просто не успевают за быстрорастущим спросом, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Например, в той же металлургии быстрорастущий спрос со стороны стран Азии взвинтил цены на мировом рынке на 50 - 100%, аналогично выросли цены на сырье. Бороться с мировыми ценовыми тенденциями дело малоперспективное, что было доказано еще во времена мировых нефтяных кризисов 70 - 80 - х годов прошлого века. Второй фактор - чрезвычайная монополизация украинской экономики, причем монополизация искусственная - с помощью ограничений на импорт или действия конкурентов. Именно с этим инфляционным фактором и будет бороться Антимонопольный комитет.

Так 6 января 2004 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам защиты экономической конкуренции", согласно которому АМКУ присвоен специальный статус (п.10.1 а). То есть, если раньше заданием комитета было определение конкурентной цены на рынке и контроль за ее соблюдением, то с вступлением в силу нового закона АМКУ получил право контролировать формирование цен на товары и услуги естественных монополий. Ранее монополисты такого рода лишь информировали АМК об уровне устанавливаемых цен без детальной аргументации.

Напомним, что к естественным монополиям относится большинство ценообразующих организаций, например, газо - и энергопоставляющие компании. По мнению экспертов, контроль за ценами на энергоносители даст возможность во многих случаях устранить причину роста цен, но независимость ценообразования "канет в Лету". Так, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Иван Марьянчик считает, что идея наделить АМК полномочиями по контролю процедуры регулирования цен (тарифов) на товары и услуги естественных монополий без конкретной детализации этих полномочий может привести к разным трактовкам, дублированию функций и перетягиванию полномочий, коими и так переполнено украинское антимонопольное законодательство.

Изменения коснулись не только самих полномочий, но и принципов комплектования службы. Согласно закону, кадровые перестановки становятся исключительной прерогативой главы комитета и не должны согласовываться с органами государственной власти и местным самоуправлением (п.10.13.3). Это позволит правительству контролировать решения, принятые на местах и ускорит процесс реагирования на любые изменения тарифов.

Между тем, расширение полномочий АМК может привести к тому, что рядовые предприниматели получат еще одну "головную боль" к уже имеющимся в виде налоговой, санэпидемстанций, пожарных и так далее. Так, согласно новому закону, антимонопольщики могут, приходя на предприятие, требовать получения информации, необходимой для расследования, которое ими же и было инициировано (ст. 1 п.10.6). При этом предприятие обязано представить любую требуемую информацию, в том числе конфиденциальные данные, документы с ограниченным доступом и коммерческой тайной. Ранее такие полномочия имели только налоговая милиция и органы внутренних дел при наличии соответствующего постановления прокуратуры. В случае со следственными действиями представителей АМКУ наличие постановления прокуратуры новым законом не предусматривается. Также сотрудники АМК в охране их личных и имущественных прав приравниваются к правоохранительным органам (п. 10.1 б), а комитет получил право отслеживать действия исполнительной власти вплоть до министерств. То есть, АМК в отдельных вопросах приравнивается в правах с прокуратурой.

Впрочем, эксперты полагают, что в расширении прав АМК есть и положительные моменты. Так, Иван Марьянчик считает позитивным то, что Комитет получил доступ к информации необходимой для его деятельности, были устранены несоответствия в некоторых важных законах.

Однако, необходимость таких изменений, по мнению аналитиков, вызывает сомнения. Как предполагает эксперт Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизулин, "существуют структуры, имеющие достаточно полномочий (Минпромполитики, Минтопэнерго и тот же АМК), которые все равно не справляются с возложенными задачами". По мнению же директора департамента ЮФ "Салком" Алексея Кота, о целесообразности такого решения говорить пока рано: необходимо, чтобы предоставленные полномочия принесли реальный экономический результат.

Шире КРУг

Учитывая, что монополии занимают ведущие позиции лишь в некоторых отраслях, то у правительства возникает необходимость контроля за ценами на относительно конкурентных рынках. В связи с этим, в ближайшее время планируется усиление власти еще одного государственного органа - Контрольно - ревизионного управления, которому придется взять себе обязанности так и не созданного органа "по регулированию цен".

Следует отметить, что, хотя вопрос о расширении полномочий управления законодательно не решен, в самом КРУ уверены, что необходимые полномочия будут им предоставлены. Об этом говорят планы работы Управления на текущий год, в котором КРУ намерено проверять не только использование бюджетных денег, но и средства, которые могли бы стать бюджетными, то есть кредиты, взятые под государственные гарантии и убыточные или доведенные до банкротства промышленные предприятия. О таких планах заявил Начальник ГлавКРУ Украины Петр Германчук: "Сегодня мы должны поставить точку на дискуссии вокруг этого вопроса. Никаких аргументов о том, что это не входит в компетенцию органов государственной контрольно - ревизионной службы, чтобы я больше не слушал!"

Напомним, что изменение полномочий предусматривается проектом изменений к закону "О государственной контрольно - ревизионной службе в Украине", который Кабинет министров направил в Верховную Раду еще в мае 2003 года, и рассмотрение которого планируется в ближайшее время. На сегодня Контрольно - ревизионная служба имеет право проверять лишь бюджетные учреждения, а также предприятия, которые когда - либо получали в виде госпомощи средства из бюджета. Ревизоры считают, что для полноты контроля Управление должно иметь возможность проверять и предприятия коммунальной собственности, и те, где государству принадлежит более 50% акций, а также убыточные предприятия и организации всех форм собственности.

Необходимость расширения полномочий в КРУ объясняют огромным количеством убыточных предприятий, которых в Украине, согласно официальной статистике около 40%. Впрочем, убыточность многих подозрительна или вызывает сомнения.

Отечественные предприятия давно требуют пристального внимания, однако, по оценкам экспертов, главной причиной поднятия вопроса о получении КРУ дополнительных полномочий является необходимость контроля за ценами. Учитывая, что многие предприятия аргументируют поднятие цен низкой рентабельностью или убыточностью производства, дополнительный контроль заставит предприятия не допускать повышения цен на свою продукцию.

С другой стороны, расширение полномочий КРУ подразумевает вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий негосударственной формы собственности и может провоцировать нарушение законодательства. Так, по мнению ряда народных депутатов, инициатива Кабмина предоставить КРУ право налагать административные взыскания на руководителей и других должностных лиц негосударственных предприятий, учреждений и организаций противоречит ст. 124 Конституции Украины и основным положениям административной реформы, согласно которым правосудие в Украине осуществляется только судами. Более того, органам контрольно - ревизионной службы предоставляется право получать от коммерческих банков, финансовых учреждений и т.п. структур необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах, что нарушает право на сохранение банковской тайны, предусмотренное Законом "О банках и банковской деятельности".

Зачем придумывать велосипед?

Следует отметить, что в рамках действующего правового поля имеется достаточно возможностей для неограниченного регулирования цен. В Законе "О ценах и ценообразовании", принятом ещё в 1990 году, наряду со свободными (рыночными) ценами предусмотрено установление регулируемых и государственных фиксированных цен и тарифов. Согласно этому закону, для создания эффективных рычагов административного давления на производителей, достаточно принять постановление правительства.

Впрочем, по мнению экспертов, причина расширения полномочий контролирующих органов ясна. Правительство сегодня, учитывая предвыборный фактор, делает все, чтобы сдержать рост цен до октября, при этом власти часто забывают о "негативе" административных методов. Так, по мнению г - на Газизулина, определенное усиление роли государства необходимо. "Однако методы, которыми государство пытается установить контроль, вызывают сомнения: административное руководство, часто используемое в последнее время, может привести к ограничению частной инициативы, уменьшению темпов роста инвестиций и экономики в целом", - заявляет эксперт.

Напомним, что и такая ситуация в Украине уже была: в ходе избирательной кампании 1999 года в регионах искусственно сдерживались цены на большинство продуктов питания, а уже в первом квартале 2000 года индекс инфляции составил 25%. Так что приходится в очередной раз констатировать: "все новое - это хорошо забытое старое".

Виктория Пода

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес