Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Контекст": В 2003 году Украина продолжит поиски собственных внешнеполитических координат

16:35 06.01.2003 |

Економіка

Завершившийся год Украина провела в поисках своего внешнеполитического "я". Руководство страны официально ориентируется на программное выступление президента государства "Европейский выбор" от 31 мая 2001 года, которым провозглашен курс на евроатлантическую интеграцию. Де - факто же внешняя политика Украины продолжала оставаться непоследовательной и ситуативной. Политический кризис толкал Киев в "объятия" Москвы. Параллельно Запад получал послания о неизменности внешнеполитического курса украинского государства. По мнению большинства экспертов, не изменится ситуация и в 2003 году: Украина по - прежнему будет искать свое "лицо" между ЕС, США и Россией.

На днях министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко озвучил главную задачу отечественной дипломатии на наступивший год: "Поиск места Украины в новых геополитических координатах, которые уже сегодня четко просматриваются на перспективу". Глава МИД подчеркнул необходимость выравнивания отношений с США как важным стратегическим партнером Украины. Кроме того, в отношениях с Россией "следует закрепить высокий уровень взаимодействия и понимания", а в контакты с Польшей, будущим членом Евросоюза, должны быть внесены "новые акценты и подходы".

По мнению наблюдателей, комментирующих эти высказывания ведущего украинского дипломата, новый год ничего не изменил во внешнеполитической стратегии страны. Речь по - прежнему о "трех геополитических соснах", в которых Украина бродит одиннадцать с половиной лет: США, ЕС и Россия. Вместе с тем, дипломатические неудачи в отношениях с США и ЕС, не могли не отразиться на изменении подхода к отношениям со странами Запада в целом. Речь об "экономизации отношений", о которой также заявил Анатолий Зленко. Этот термин можно истолковать как более активное подключение внешних партнеров к проектам, представляющим стратегический интерес для зарубежных игроков в Украине. Одним из таких проектов является газотранспортная система Украины, вернее - консорциум по ее эксплуатации.

По мнению российских аналитиков, украинская ГТС является последним рычагом воздействия Киева на Москву. И, как отметил в комментарии "Контексту" российский политолог Андрей Окара, "передавать ее в управление кому бы то ни было - означает предательство национальных интересов Украины". Тем не менее, напомним, в октябре 2002 года в Кишиневе было подписано соглашение о создании российско - украинского газотранспортного консорциума, в управление которому передаются украинские газовые трубы.

3 января этого года госсекретарь МИД Украины Александр Чалый выдвинул предположение, что юридическое оформление газотранспортного консорциума произойдет уже в текущем месяце. При этом подлинно неизвестно, войдут ли представители Запада в состав участников консорциума. 20 декабря в Киев приезжала делегация представителей немецкой компании "Рургаз" во главе с председателем ее правления Буркгардом Бергманом. До сих пор нет информации о том, чем закончились переговоры, и это дает СМИ основания для догадок.

Как считает член комитета по вопросам топливно - энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Верховной Рады Александра Гудыма, в 2003 году Россия будет пытаться окончательно получить контроль над украинской газотранспортной системой. На фоне отсутствия энергетической стратегии Украины россияне активно проводят политику экспансии на наш энергетический рынок, полагает народный депутат. При этом, по мнению парламентария, Россия манипулирует интересами Германии. И хотя г - н Гудыма известен свой антипатией к участию россиян в переделе украинского "нефтегазового пирога", в его словах есть известная доля истины. Дело в том, что интересы немецких и российских газовых компаний действительно совпадают по многим направлениям. Упомянутый г - н Бергман является не только председателем правления "Рургаз", но и членом правления "Газпрома", поскольку "Рургазу" принадлежат 5 % акций российской компании. Немцы заинтересованы в стабильных поставках газа в свою страну; 35% потребностей Германии в "голубом топливе" удовлетворяются за счет российских поставок, из которых 90% проходят транзитом по территории Украины. Немцы могли бы и не участвовать в украино - российском газовом консорциуме, если бы россияне обеспечили ремонт изношенных магистралей украинской ГТС. Однако тот же г - н Бергман наверняка имеет представление, насколько критично ныне истинное положение российского газового монополиста...

Украинские аналитики полагают, что "Газпром" с НАК "Нафтогаз" самостоятельно не способны выполнить в необходимом объеме модернизацию украинской ГТС. "Газпром", например, только в следующем году, должен выплатить своим западным кредиторам порядка $7,5 млрд. Поэтому привлечение западных инвесторов, способных профинансировать модернизацию ГТС и одновременно лояльных "Газпрому", выглядит вполне логичным.

При этом создается впечатление, что россияне все же опасаются появления среди соучредителей консорциума третьих лиц, способных уменьшить их долю влияния в ГТК, и стремятся затянуть или сорвать переговоры вокруг консорциума. В связи с этим время от времени появляются заявления, какое, скажем, сделал заместитель правления "Газпрома" Юрий Комаров, который в ходе брифинга 24 декабря прошлого года заявил: "Газпром" помимо рынка Западной Европы планирует захватить также рынки Украины и Закавказья - Грузии, Армении и Азербайджана. В 2002 году, отметил он, "Газпром" добился здесь некоторых успехов: компания заключила долгосрочный контракт с украинской стороной на поставку 100 млрд. куб. м газа в год, а также договор о хранении газа в подземных хранилищах Украины. Кроме того, зампред "Газпрома" напомнил, что в 2002 году был создан международный консорциум "по приватизации газотранспортной системы Украины". Вряд ли руководство "Газпрома" не отдавало себе отчет, сколь негативная реакция может последовать со стороны части украинского политикума, которая не приемлет идею ГТК в принципе. Реакция Александра Гудымы - яркое тому свидетельство.

Поэтому можно предположить, что "экономизация" внешней политики Киева на российском направлении будет продолжаться в рамках кулуарной дипломатии подобной той, что проводилась в 2002 году. В конце января в Карпатах (Ивано - Франковская область) состоится саммит руководителей стран СНГ. Возможно, именно там российское и украинское руководство выработают окончательный вариант создания газотранспортного консорциума. В обмен на уступку по ГТС, россияне могут согласиться на создание между государствами зоны свободной торговли, о которой говорил украинский премьер Виктор Янукович во время своего "выставочного" визита в Москву в начале декабря 2002 года. Кроме того, по словам госсекретаря МИДа Украины Александра Чалого, в начале февраля состоится заседание смешанной украино - российской комиссии по вопросам сотрудничества, которая будет рассматривать и возможность создания зоны свободной торговли между Украиной и Россией. Вероятно, успешность этих переговоров будет зависеть от результатов встречи Леонида Кучмы с Владимиром Путиным в скрытой в заповедных карпатских лесах резиденции украинского президента в Гуте.

Между тем в своем новогоднем послании Леонид Кучма в очередной раз заявил об окончательности европейского выбора Украины. Однако стиль и форма переговоров по ГТС, являющихся лакмусовой бумажкой истинного направления внешней политики Украины, показывают, что речь идет скорее о евразийском выборе.

Вместе с тем, по мнению опрошенных "Контекстом" экспертов, прозрачность при создании газотранспортного консорциума могла бы способствовать реальной экономизации внешней политики Украины, поскольку интеграция в евроатлантические структуры станет реальностью в первую очередь при наличии общих с западноевропейскими партнерами экономических проектов. Как показывает мировая история, ничто так не сближает, как общие цели государств - партнеров. Украина имеет общие интересы и Россией, и с Европой. Однако пока преобладает логика, направленная на удовлетворение потребностей бюрократической элиты, которая стремится сохранить комфортную для себя среду обитания. При этом, исходя исключительно из соображений защиты собственных узкокорпоративных интересов, она выставляет на торг последние "лакомые куски" отечественной экономики. И неудивительно, что спустя более чем десятилетие после обретения независимости Украина все ищет "собственные геополитические координаты".

Юрий Романенко

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5451
 0,0286
0,07
EUR
1
42,0562
 0,0660
0,16

Курс обміну валют на сьогодні, 11:01
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3431  0,06 0,15 39,8973  0,06 0,16
EUR 42,1069  0,13 0,31 42,8912  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5100  0,04 0,10 39,5500  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес