Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Галицкие контракты:Законопроект "О торговой деятельности путем многоуровневого сетевого маркетинга и дистрибьютерской деятельности" позволит MLM-компаниям не без успеха отстаивать свои интересы

13:40 19.09.2002 |

Економіка

Сетевой или многоуровневый маркетинг, когда товар "продвигается" по рекомендации знакомых или просто "достойных доверия" людей, вызывает много споров. Для компаний, которые его применяют, это способ пробить потребителя, сознание которого уже автоматически отметает любую информацию рекламного характера. Для дистрибьютеров - заработать и даже удовлетворить карьерные амбиции, поднявшись в фирменной иерархии, применяя свои коммуникационные таланты.

Но, как говорится, от плюсов до минусов - один шаг, и немало MLM - компаний, особенно в условиях законодательной неопределенности, работают как классические пирамиды, стараясь "впарить" дистрибьютерам залежалый товар, от которого потом невозможно избавиться.

В законопроекте "О торговой деятельности путем многоуровневого сетевого маркетинга и дистрибьютерской деятельности", принятом Верховной Радой в первом чтении больше года назад, немало "белых пятен", но шаги сделаны обнадеживающие. Одна беда - законопроект залежался, хотя есть надежда, что ему все - таки "дадут ход". Кстати, всех юридических и моральных проблем этого бизнеса не смогли преодолеть даже американские законодатели, хотя там, как говорится, "есть наработки".

MLM - товар дороже, чем в традиционной торговле

Основное звено MLM - процесса - дистрибьютер или независимый дистрибьютер - физическое лицо дееспособного возраста (иногда юрлицо), подписавшее с MLM - компанией дистрибьютерское соглашение, согласно которому получает право покупать продукцию по оптовой цене, привлекать (спонсировать) других дистрибьютеров и получать вознаграждение (бонусы) от объема закупок созданной "под собой" дистрибьютерской организации (сети) в соответствии с маркетинговым планом MLM - компании.

В отличие от незаконных пирамидных структур, в MLM источником дохода служит выкупленная и реализованная дистрибьютерской организацией продукция, а не взносы участников. То есть MLM - это легальная система, в которой, кроме движения финансов, обязательно присутствует продвижение продукции (товаров или услуг) на рынок. Второе отличие MLM от "пирамиды" заключается в том, что в сетевом маркетинге происходит отбор, обучение и предоставление помощи в ведении бизнеса одними участниками системы другим.

MLM - продажа, хотя и оказалась ввиду многоступенчатых скидок дороже по расходам на распространение, чем традиционные розничная торговля и коммивояжерство, но, в силу большей заинтересованности и активности продающей стороны в чем - то и более эффективным, особенно в случае продажи новинок косметики, пищевых добавок, некоторых услуг страхования, связи и т. п.

Возникнув сравнительно недавно - в конце 70 - х годов прошлого века, сетевой маркетинг поразительно быстро набирал обороты. Компании MLM, каких сейчас в мире несколько тысяч, по разным оценкам, достигли суммарного оборота свыше $100 млрд в год. Многоуровневый маркетинг легализован в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Германии, Японии, Малайзии и других странах мира. Применение интернета сделало этот бизнес еще более эффективным.

С начала 90 - х годов он активно проникает на территории стран Восточной Европы и СНГ. Сейчас в Украине по сетевому принципу распространяют товары и услуги свыше ста компаний, многие из которых даже не зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности.

Пока "под вами" менее 100 человек, регистрироваться не нужноА теперь подробнее о самом законопроекте. В нем, во - первых, четко представлено само понятие многоуровневого сетевого маркетинга (МСМ), который определен как "деятельность юридического или физического лица, заключающаяся в создании многоуровневых сетей дистрибьютеров на основе гражданско - правовых соглашений с целью реализации товаров или услуг, выплаты дистрибьютерам вознаграждений за реализацию таких товаров и услуг конечному потребителю или предоставление льгот (скидок, поощрений) за личное потребление и/или за построение многоуровневых сетей дистрибьютеров, а также деятельность по привлечению потенциальных дистрибьютеров к многоуровневой сети сбыта товаров или услуг, которая осуществляется согласно маркетинговому плану таких лиц".

Во - вторых, в новом проекте закона достаточно профессионально представлены и разъяснены другие необходимые термины, такие как многоуровневые сети, дистрибьютер МСМ, компания МСМ, маркетинговый план, дистрибьютерский договор и т. д.

В - третьих, декларируется рациональный подход к регистрации и налогообложению дистрибьютеров. Предусмотрено, что до определенного уровня месячного дохода (100 н.м.д.г.) и карьерного роста (100 подчиненных дистрибьютеров) дистрибьютер выступает только плательщиком подоходного налога и не обязан регистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

В - четвертых, определен правовой статус субъектов многоуровневого сетевого маркетинга, дано понятие структуры типа "финансовая пирамида" и т. п. Хотя проект закона не лишен и недостатков, из - за чего постановлением ВР решено его доработать и вынести на второе чтение.

У компаний останется возможность не забирать продукцию обратноКак недоработку проекта можно отметить некоторую его декларативность. Например, нет норм, которые прямо предусматривают и конкретно регулируют обязательную обратную покупку продукции компанией у дистрибьютера в случае ее ненадлежащего качества или прекращения дистрибьютерства, а только указывается, что в дистрибьютерском соглашении должны быть такие положения. Это не исключает возможности для компании вносить в соглашение положения с целью усложнить возврат продукции.

Не конкретизирован и порядок (сроки, дополнительные условия) регистрации дистрибьютера в качестве субъекта предпринимательской деятельности в случае достижения им установленных законом оборотов.

Нет в проекте также норм, ограничивающих закупку начинающими дистрибьютерами крупных партий продукции. И именно определение понятия "финансовой пирамиды" в законопроекте расплывчатое и не учитывает вариантов "замаскированных" структур такого образца, которые формально провозглашают цель реализации товаров и услуг, а на самом деле фактически продают членство на условиях покупки неликвидной продукции по явно завышенной цене. Не предусмотрены также нормы о гарантиях выплаты дистрибьютерам положенного им вознаграждения по маркетинговому плану, в том числе в случае банкротства компании и т. п.

Из сферы МСМ изъята страховая деятельность, хотя в других странах страховые компании вполне успешно реализуют через многоуровневые сети страховые программы, особенно страхования жизни и здоровья граждан, которыми не особенно жаждут заняться компании обычного "линейного" типа.

В то же время не понятно, для чего вместо четкого, единого и однозначного понятия "компания МСМ" как субъекта предпринимательской деятельности, реализующего свою продукцию, непосредственно произведенную или закупленную у других производителей и посредников, через созданные многоуровневые сети, приводится понятие "компания - организатор МСМ", "компания прямой продажи", "компания МСМ", "торговый агент", которые только расширяют круг субъектов, но никак не облегчают правового регулирования.

Следовательно, даже если проект будет принят, стоит показать хороший оборот - как проверки последуют одна за другой, и многочисленных штрафов не избежать.

В США большинство судебных решений выносят в пользу MLM - компанийАнализ правовых норм разных стран, прежде всего тех, где MLM давно легализован, приводит к печальному выводу: нигде нет соответствующего универсального законодательства. Это касается даже США - колыбели MLM. Федеральные правовые нормы, как правило, возникают в результате судебных и административных решений, чаще после исков Федеральной торговой комиссии (FTC), властей штатов и частных лиц к компаниям. А законодательство штатов по этой проблематике сводится к определению "пирамидальной" деятельности, которое запрещается и преследуется.

Правовая история MLM, как известно, берет свое начало в 1975 году, когда FTC США выдвинул иск к компании AMWAY Corporation, обвиняя ее в том, что она представляет собой "незаконную пирамиду". В 1979 году AMWAY выиграла дело. На основании этого судебного прецедента было выработано несколько основных положений - правил, которые и поныне при необходимости компании используют, доказывая законность своей деятельности, и которые приводят сетевой маркетинг в соответствие с юридическими нормами США:

1. Правило 70%

Дистрибьютер должен либо продать, либо лично использовать 70% купленной им ранее продукции до того, как сделать новый заказ на товар. Это не позволяет дистрибьютерам "увлекаться", покупая в погоне за комиссионными слишком крупные партии товара, за которые они не смогут рассчитаться.

2. Правило обратной продажи

Дает право дистрибьютерам продать назад компании партию продукции при желании выйти из бизнеса или исчерпании потребности в ней. Обычно компания возмещает 90% расходов на покупку, а 10% удерживаются в счет складских расходов. Возвращаемая продукция, должна быть неповрежденной и с действующим сроком годности.

3. Правило розничного покупателя

Реализация продукции покупателям, которые не являются дистрибьютерами компании, должна осуществляться по розничным ценам. В некоторых компаниях следует подтверждать обязательный минимум личной продажи по розничным ценам 5 - 10 клиентам.

FTC и властные структуры штатов периодически инициируют дела против тех или иных компаний, которые этих правил не придерживаются. Так, в 1996 году власти предъявили компании Destiny Telecom International претензии в связи с нарушением действующих в штате Северная Каролина Актов "О пирамидах" и "О нечестной и обманной торговле". В результате чиновники штата и компания приняли компромиссное решение, но компании пришлось согласиться с тем, что 70% продаж в Северной Каролине будут осуществляться по розничным ценам и только тем клиентам, которые не связаны с компанией.

В марте 1996 года судьи Апелляционного суда США по делу против компании Omnitrition выносят решение, что комиссионные дистрибьютерам должны начисляться только за реализацию среди розничных покупателей (не дистрибьютеров). Это решение не вступило в силу, иначе возникла бы угроза многим компаниям MLM в США.

Следует отметить, что большинство судебных решений по таким делам выносят в пользу компаний. Судьи чаще всего только обязывают компании устранять недостатки, связанные с искажением информации.

В "антипирамидных" актах, принятых в 1995 - 1996 годах в некоторых штатах (Оклахома, Техас, Луизиана), есть положения, что компания, соблюдающая принцип обратной продажи, не является "пирамидой". Внутреннее потребление продукции компании самими дистрибьютерами также признано законным, а не "пирамидным" явлением.

"Антипирамидная" позиция и ее существенное определение в законах штатов заключается в основном в том, чтобы установить, есть ли связь между вознаграждением участникам любой многоуровневой системы и вербовкой новых членов, если вступление в эту систему требует финансовых взносов.

Олег БУРОВ, юрист

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес