Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Налоговики подготовили шесть новых поводов для организации проверок. Их частота и количество теперь будут зависеть лишь от желания фискалов

23:35 03.04.2012 |

Економіка, Право

Марков Александр

В ГНСУ подготовлены изменения к Методическим рекомендациям по организации и проведению органами ГНС встречных сверок, утвержденным приказом ГНАУ №236 от 22.04.11 г. Документ предусматривает существенное расширение возможнос­тей налоговиков по организации проведения встречных сверок. И, по большому счету, размывает различия между терминами "встречная сверка" и "проверка".

Напомним: встречные сверки, введенные Налоговым кодексом, должны были прийти на смену так называемым встречным проверкам (которые де-юре считались внеплановыми. - Ред.), осуществлявшимся ранее при проверке заявленного к возмещению НДС.

Одно только выведение "встречек" из состава проверок должно было уменьшить их количество в разы и сделать статистику проверок гораздо более симпатичной. Ведь, согласно НК, сверки проверками не являются.

Однако на самом деле встречные сверки в Кодексе оказались определены более широко (см. "Что говорит закон"). В их рамках выясняется наличие самого факта проведения операций между субъектами хозяйствования.

Порядок проведения встречных сверок в соответствии с Кодексом должен определять Кабмин. И постановлением правительства №1232 от 27.12.10 г. это было спешно сделано (см. статью "У дачного исхода").

Им было уточнено, что "встречные сверки проводятся у субъектов хозяйствования, относительно осуществления операций с которыми во время проверки плательщика налогов и сборов возникают сомнения касательно факта совершения таких операций или если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств".

Однако разного рода порядки, утверждаемые постановлениями Кабмина или ведомственными приказами, а следовательно, проходящие хоть какую-то юридическую экспертизу в Минюсте, уже давно стали чем-то умозрительным для налоговиков. Гораздо четче процедуры прописываются в методических рекомендациях, которые не требуют регистрации в Минюсте и которыми налоговики в первую очередь и руководствуются.

Методические рекомендации, утвержденные приказом №236, представляют собой классический случай: их объем оказался в 23 раза больше объема правительственного Порядка. Тем не менее до этих пор рекомендации, во всяком случае, не дополняли и без того достаточно широко определенное в Кодексе понятие "встречная сверка".

Теперь же в придачу к имеющемуся поводу налоговики намереваются добавить еще шесть! Но дело даже не в их количестве, а в содержании (см. ""Шесть новых..." ). Любой человек, имеющий хотя бы отдаленное отношение к бизнесу, поймет: проведение встречной сверки почти по любой сделке становится неминуемым и зависит лишь от желания налоговиков!

И вряд ли может успокаивать тот факт, что рекомендации выходят за рамки Порядка: не являясь нормативно-правовым актом, они не подлежат судебному обжалованию. В связи с этим весьма вероятным видится будущее, в котором налоговики будут "безвылазно" третировать бизнес. При этом статистика будет показывать неуклонное сокращение количества налоговых проверок.

Шесть новых поводов для проведения встречных сверок

Предлагается подвергать встречным сверкам субъектов хозяйствования:

1 имеющих состояние (в базе данных. - Ред.), отличное от "нулевого"(сумма НДС по операциям с такими субъектами хозяйствования за налоговый период составляет более 50 тыс.грн.), в частности: 3 "принято решение о прекращении", 4 "воз­буждено производство в деле о банкротстве", 5 "возбуждено производство в деле о прекращении", 7 "в Единый госреестр внесена запись об отсутствии подтверждения сведений", 8 "в Единый госреестр внесена запись об отсутствии по местонахождению", 9 "направлено уведомление об отсутствии по местонахождению", 10 "запрос на установление местонахождения", 14 "признан банкротом", 19 "длится процедура прекращения", 23 "местонахождение не установлено", 32 "фактический адрес не установлен, адрес массовой регистрации";
2 по которым установлены факты, которые свидетельствуют (могут свидетельствовать) об осуществлении субъектом фиктивной деятельности по признакам, определенным в ст.55 Хозяйственного кодекса;
3 по которым существуют расхождения задекларированных в декларациях по НДС показателей налогового кредита и налоговых обязательств (в размере более 50 тыс.грн. за налоговый период);
4 по отношениям с которыми налогоплательщик задекларировал в существенных объемах корректировку налоговых обязательств (налогового кредита) по НДС и (или) доходов (расходов) по налогу на прибыль, в частности, в связи с корректировкой количественных и (или) стоимостных объемов продажи в объеме более 500 тыс.грн. за налоговый период;
5 по которым есть информация об использовании схем минимизации (уклонения) от уплаты налогов и необходимость исследования прохождения товаров (работ) через покупателей (поставщиков) от производителя (импортера) до конечного потребителя в целях подтверждения или опровержения такой информации;
6 с которыми плательщиком осуществлены сделки, по которым возникли сомнения относительно реальности их осуществления, и (или) имеются факты, свидетельствующие об их недействительности.

Что говорит закон

"Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемое органами государственной налоговой службы в целях документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика.

Встречные сверки не являются проверками и проводятся в порядке, определенном Кабинетом министров Украины.

По результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в десятидневный срок."

Извлечение из п.73.5 Налогового кодекса

Юрист - о спорности рекомендаций

Иван Мустанен (34), менеджер налогово-юридического отдела компании "Эрнст энд Янг" (в Украине - с 1991 г.; 500 чел.):

- Даже на сегодняшний день спорным является соответствие Методических рекомендаций постановлению Кабмина №1232 от 27.12.10 г., которое устанавливает (к сожалению, недостаточно четко) следующие основания для проведения встречных сверок:

* во время налоговой проверки возникают сомнения относительно факта совершения операций с определенным субъектом хозяйствования;
* существуют расхождения задекларированных в декларациях по НДС показателей налогового кредита и налоговых обязательств.

Предлагаемые изменения не устраняют их нынешних недостатков, а устанавливают дополнительные критерии отбора налогоплательщиков для проведения встречных сверок. Формулировка этих критериев является общей и оставляет возможности для вольного толкования налоговиками на местах.

Предложенный уровень для отбора является слишком низким (50 тыс.грн. НДС в месяц на контрагента) - под такую выборку попадут большинство операций среднего и крупного бизнеса. Изменения, очевидно, не облегчат жизнь налогоплательщикам и не уменьшат количества запросов на сверки или объема запрашиваемой информации. Как показывает практика, налоговые органы не ограничиваются рамками, заданными постановлением Кабмина №1232.

Правительству следовало бы внести в него изменения, максимально ограничив основания для проведения встречных сверок, критерии отбора налогоплательщиков для них и четко определив объем предоставляемых при этом документов.

За матеріалами: БИЗНЕС №14 (1001) от 02.04.2012
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3310
 0,0405
0,10
EUR
1
43,6910
 0,0565
0,13

Курс обміну валют на сьогодні, 10:39
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0072  0,03 0,08 41,6288  0,05 0,12
EUR 43,4760  0,04 0,08 44,2172  0,03 0,06

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3600  0,02 0,04 41,3750  0,02 0,04
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес