Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

proUA.com: Что принесет нам вступление во Всемирную Торговую Организацию:

17:07 15.11.2001 |

Економіка

В последнее время одной из центральных тем экономической жизни Украины стало возможное вступление государства во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Хотя вероятность этого события в ближайшее время минимальна, последние шаги руководства страны свидетельствуют о приоритетности этой задачи в деятельности властей в уже обозримом будущем. Между тем сам факт вступления Украины в эту известную мировую экономическую структуру неоднозначен с точки зрения украинских экономических интересов.

Как известно, ВТО является одним из старейших мировых экономических объединений стран с рыночной экономикой. Официальной целью существования организации является создание максимально упрощенных и легко регулируемых правил внешней торговли между странами - ее членами. Более того, участие в ВТО дает определенные права в отношении квот и правил торговли на рынках наиболее развитых стран мира. То есть, в идеальном представлении Организация является этаким современным воплощением древнегреческого бога Гермеса - покровителя торговли.

Однако не все так просто. Дело в том, что ВТО существует и развивается в соответствии с запросами и потребностями наиболее развитых стран, с их высоким промышленным, технологическим и финансовым потенциалом. Соответственно, остальные желающие поучаствовать в ней должны, волей - неволей, принимать определенные правила игры и действовать строго в их русле. То есть, "новообращенным" необходимо будет создать равные условия для конкуренции на внутреннем рынке товаров отечественного и иностранного производства.

Между тем Украине, как и большинству стран Восточной Европы, еще очень далеко до того момента, когда можно будет провести более - менее определенные параллели с западными странами по уровню общеэкономического развития. То есть, одного желания мало - необходимо иметь еще и реальную возможность соответствовать мировым стандартам. Причем не только экономическим, но и политическим.

Среди плюсов присоединения Украины к ВТО многие отмечают автоматическое снятие с повестки дня многих антидемпинговых расследований и мер, применяемых по отношению к различным видам украинской продукции. С этим нельзя не согласиться. Действительно, формальное неучастие Украины в Организации дает нашим западным партнерам легитимное право не считать нашу экономику рыночной. В этом кроется основная причина введения антидемпинговых мер: в стране с нерыночной экономикой ценообразование происходит под влиянием административных рычагов, а не на основании сугубо экономических расчетов.

Несмотря на то, что Украина, также как и большинство стран бывшего СССР, уже давно ушла от административно - командного метода внутренних экономических взаимоотношений, с формальной точки зрения мы до сих пор считаемся экономически авторитарным государством. Один факт того, что в США до сих пор действует (хотя и не используется) знаменитая поправка Джексона - Вэника от 1974 г. по ограничению торговых связей с СССР (после распада которого распространившаяся и на Украину), говорит о многом.

Таким образом, в макроэкономическом плане принятие Украины в ВТО принесло бы официальное признание существования в стране рыночной экономики с вытекающими отсюда экспортно - импортными "последствиями". А именно - отсутствием формальных оснований для введения ограничительных квот на поставку таких экспортируемых Украиной товаров, как металлопрокат, трубы, продукция авиапромышленности, ракетостроения и др.

Тем не менее, участие в ВТО для Украины, также как и для стремящейся туда же России, имеет и массу негативных аспектов. Чтобы представить себе возможное развитие событий, достаточно обратиться к опыту Китая. Как известно, во время проходившей на прошлой неделе сессии ВТО в Катаре, КНР была официально принята в ряды Организации. Следует сразу отметить, что руководство страны вело подготовку к этому шагу в течение : 20 лет. Никто в Пекине никогда не заявлял о необходимости срочного вступления страны в ВТО, хотя у них проблемы с ограничениями в торговле с западными странами были гораздо более серьезными, чем у Украины.

Несмотря на долговременную подготовку, уже сейчас многие китайские эксперты отмечают очевидные негативные последствия вступления страны в ВТО. Например, автомобилестроение уже стоит на пороге затяжного кризиса. Это связано с нежеланием китайцев покупать автомобили собственного производства по действительно завышенным ценам, в то время как ожидается отмена таможенных сборов на западные иномарки. Даже китайское правительство соглашается с тем, что в ближайшие несколько лет в Китае произойдет существенный спад производства автомобилей и резкое увеличение безработицы в этой сфере. По - видимому, украинскому автомобилестроению будет не менее сложно конкурировать с зарубежными производителями на равных условиях. Давно уже не секрет, что автомобили отечественного производства не пользуются большой популярностью из - за соотношения качество - цена. А в недалеком "ВТОшном" будущем это положение может еще более усугубиться.

Другая проблема Китая - будущее национального сельского хозяйства. В случае введения единых для ВТО правил торговли сельскохозяйственной продукцией, китайские производители окажутся в заведомо менее выгодных условиях, поскольку структура агропромышленного комплекса Китая практически не видоизменилась за последние несколько десятилетий и существует в настоящее время исключительно за счет государственных дотаций.

Что касается Украины, то в области сельского хозяйства наши перспективы также не выглядят обнадеживающими. Поскольку технологии производства сельхозпродукции у нас морально устарели еще несколько десятков лет назад, сложно говорить о способности отечественного производителя на равных конкурировать с "ножками Буша" и им подобными. При этом никто не сможет дать твердых гарантий, что украинская аграрная продукция будет пользоваться равными правами на рынках других стран - участников ВТО. Как известно, в Европе, основном продуктовом рынке мира, уже долгое время не прекращаются свои внутренние "сельскохозяйственные разборки". Очевидно, что новых конкурентов, тем более с гораздо более низкой себестоимостью производства, там никто не ждет.

По - видимому, необходимо искать какие - то нестандартные решения и добиваться особых условий членства в ВТО. Только такой способ взаимоотношений с организацией может принести реальные плоды от свободного участия в мировой торговле и сохранить отечественную экономику. Однако это удел долгих переговоров, которые могут занять не один год. Ну что же, как говорится, "поспешишь - людей насмешишь!".

Сергей Ильин

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2250
 0,0860
0,21
EUR
1
44,6467
 0,2454
0,55

Курс обміну валют на вчора, 10:22
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9148  0,09 0,22 41,5319  0,12 0,28
EUR 44,2841  0,02 0,05 45,0367  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2050  0,11 0,27 41,2400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес