Фінансові новини
- |
- 21.12.25
- |
- 14:53
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
МВФ порекомендовал существенно усилить полномочия ГНАУ, пересмотреть структуру налоговых органов и провести четырехкратное сокращение количества ГНИ
15:00 06.12.2010 |
На минувшей неделе в распоряжении БИЗНЕСа оказались рекомендации департамента по бюджетным вопросам МВФ “Рассмотрение состояния реализации заданий по реформированию в сфере администрирования налогов и предоставление рекомендаций”, которые появились в ответ на запрос украинской стороны о предоставлении технической помощи.
Документ был разработан по итогам визита специалистов МВФ (Питер Барранд, Том Стори и Марк Конза), состоявшегося 9-22 ноября.
Понятно, что сроки этого визита неспроста совпали с периодом работы в Украине миссии Европейского департамента МВФ под руководством Атанасиоса Арванитиса — украинский запрос и рекомендации МВФ по проблеме администрирования налогов являются составной частью корректировки общей программы сотрудничества между Фондом и нашей страной.
А потому рекомендации департамента по бюджетным вопросам МВФ на самом деле можно считать прямыми указаниями украинским властям. По крайней мере, до тех пор, пока они заинтересованы в получении очередных траншей кредита от Фонда.
Ближайшие шаги
Резюме по итогам работы специалистов в Украине содержит ряд любопытных, хоть и небесспорных выводов. По мнению представителей Фонда:
1) украинская сторона не выполнила рекомендации МВФ, предоставленные в июне 2009 г., относительно консолидации контроля за крупными налогоплательщиками и улучшения администрирования НДС;
2) ГНАУ не хватает некоторых важных инструментов проверок, таких как полномочия по использованию косвенных методов расчета обязательств плательщиков и получение доступа к информации о движении средств на банковских счетах проверяемого плательщика;
3) государственные налоговые инспекции не в полном объеме осуществляют контроль налоговых обязательств крупных налогоплательщиков, недостаточное внимание уделяют плательщикам — представителям среднего бизнеса, вследствие чего значительная часть поступлений оседает в теневом секторе экономики и теряется;
4) по международным стандартам, ГНАУ имеет много органов (имеются в виду ГНИ, ОГНИ, СГНИ и т.д. — Ред.) и очень большое количество персонала.
Если в вопросах невыполнения консолидации контроля за крупными налогоплательщиками (хотя такое изменение структуры было твердо обещано МВФ летом прошлого года), несовершенства структуры налоговых органов и осуществляемого ими контроля за поступлениями платежей можно согласиться с экспертами МВФ на 100%, то от их рекомендаций по усилению административных полномочий налоговых органов в наших условиях — просто мороз по коже.
Впрочем, так или иначе, резюме авторов рекомендаций наиболее четко обрисовывает желаемые для МВФ пути реформирования налоговой системы Украины в самой ближайшей перспективе (см. “Основные краткосрочные…”).
Наибольшее беспокойство вызывает рекомендация о некоем пересмотре заявок на возмещение НДС, полученных от новосозданных экспортеров с высокой степенью риска, и общей суммы обязательств по возмещению НДС за 2008 г. и 2009 г. Как бы наши налоговики не решили, что речь идет о возможности “простить” ранее накопленные долги.
Тем более что без такого “прощения” выполнить целевой параметр о сокращении задолженности по возмещению НДС до 2-3 млрд грн. к 1 января 2011 г. невозможно (см. также БИЗНЕС №46 от 15.11.10 г., стр.42).
Администрирование
Что касается общих принципов управления реформами в сфере администрирования налогов, продвигаемых МВФ (см. “Основные принципы…”), то очевидно, что они больше напоминают набор благих пожеланий.
Представители Фонда акцентируют внимание на недоверии украинских налогоплательщиков как к существующей налоговой системе, так и к осуществляемому ГНАУ администрированию. Приводятся даже примеры: если в рейтинге простоты осуществления предпринимательской деятельности Украина занимает 145-е место, то в рейтинге систем налогообложения — 181-е (в обоих случаях из 183).
Кроме того, в отчете Международной финансовой корпорации за 2009 г. указано, что среднестатистическая украинская фирма тратит на соблюдение требований налогового законодательства в 6 раз больше времени, нежели такая же фирма из стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития; ее членами являются 34 “наиболее экономически развитых государства”. — Ред.), и в 2 раза больше, чем российская.
Поспорить с этим (даже с учетом субъективности подобных рейтингов) довольно сложно. Однако и реальных путей коренного изменения ситуации не видно.
Оценка выполнения прошлогодних рекомендаций по усилению администрирования чрезмерного оптимизма у представителей МВФ не вызвала (см. “Оценка выполнения…”).
Впрочем, исходя из содержания этих рекомендаций, неизвестно, как бы все сложилось для украинской экономики, если бы они были выполнены: МВФ предлагал наделить отечественных контролеров правами зачастую большими, нежели те, что были предусмотрены даже в первой, июньской, версии проекта Налогового кодекса.
Впрочем, предложения Фонда по улучшению администрирования за истекший год особо не изменились. Суть их сводится к следующему:
1) возможности применения контролерами косвенных методов расчета обязательств плательщиков;
2) предоставлению налоговикам доступа к информации о движении средств на банковских счетах проверяемых плательщиков;
3) увеличению следственных полномочий (“поведение плательщика, ориентированное на исполнение им требований законодательства, наилучшим образом стимулируется, когда плательщик понимает, что администрирование поступлений является как справедливым, так и способным обнаруживать случаи уклонения от уплаты налогов и противодействовать им”);
4) увеличению полномочий ГНАУ по принудительному взысканию.
Кроме того, как уже указывалось, остаются актуальными и требования МВФ по консолидации контроля за крупными налогоплательщиками.
Которые, кстати, в ГНАУ, намеревающейся в ближайшее время открыть одиннадцатую СГНИ по работе с крупными налогоплательщиками, выполнять пока, похоже, не намерены.
Модернизация
Модернизация ГНАУ, по версии МВФ, должна идти в том направлении, которое было одобрено еще в 2001 г. Всемирным банком и после ни шатко ни валко развивалось с 2003 г. (половина средств на эту программу, напомним, была выделена по линии Всемирного банка).
Правда, все первоначальные сроки реализации программы были в итоге сорваны, но это такое дело — недавно были согласованы новые сроки.
Одним из ключевых положений модернизации была и остается консолидация органов ГНС, на которую руководство ГНАУ (кто бы ни возглавлял ведомство) никак не может решиться. МВФ же, в свою очередь, настоятельно рекомендует заняться консолидацией.
На выходе структура налоговых органов должна радикально измениться (см. “Программа…”). “Фишка” реформы — в почти трехкратном сокращении региональных ГНА и почти четырехкратном — местных ГНИ, которое будет сопровождаться увеличением количества отделений, функции которых будут включать лишь сбор местных налогов и прием отчетности налогоплательщиков.
По сути, МВФ хочет сократить количество чиновников, принимающих решение. Кроме того, немногочисленные налоговые органы в так называемых “налоговых районах” (надо полагать, речь идет об объединении областей) должны будут заняться средними налогоплательщиками, а ГНИ — малым бизнесом.
Количество органов ГНС при этом вроде бы сократится не сильно, однако персонала может быть высвобождено достаточно. А сокращение количества сотрудников органов ГНС, по мнению МВФ, — еще один необходимый шаг на пути к модернизации.
Объективным аргументом в пользу необходимости уменьшения штата налоговиков являются любопытные данные об отношении количества плательщиков к количеству работников налоговых органов в разных странах (см. “Количество налогоплательщиков…”).
И хотя эта таблица до определенной степени условна (она не учитывает множества специфических факторов — от особенностей работы таможни до особенностей ведения предпринимательской деятельности, например, физическими лицами), все же приведенные в ней данные позволяют говорить о неэффективности использования человеческих ресурсов в отечественных налоговых органах.
Еще один ключевой элемент модернизации — переход налоговых органов к функциональной организационной структуре, которая теоретически должна прийти на смену существующей структуре, предусматривающей и функциональное разделение (например, контрольно-проверочные подразделения или подразделения регистрации), и разделение по виду налога или налогоплательщика.
Собственно, разговоры обо всем вышеперечисленном продолжаются уже десяток лет.
Вывод
Не вызывает сомнений то, что в вопросе усиления административных полномочий налоговых органов (конечно же, прикрытых разговорами о добровольности уплаты налогов) специалисты МВФ найдут в лице руководства ГНАУ, а отчасти и правительства, благодарных союзников и последователей.
Остается выяснить лишь, что из намеченного удастся провести через парламент. Совсем другое дело с упомянутыми выше элементами модернизации налоговой службы.
Специалистам МВФ уже было заявлено, что подобные реформы могут привести к перебоям в поступлениях платежей в бюджет, а потому могут быть реализованы в лучшие времена и только на экспериментальных площадках.
К этому следует прибавить еще и незаинтересованность региональных политических элит в укрупнении налоговых регионов.
В этой связи нет уверенности даже в том, что к концу будущего года будет разработана концепция перехода к новой структуре органов ГНС. Ведь настоящая цель консультаций — получение очередного транша (и, возможно, не одного) кредита — будет достигнута и без этого.
Основные принципы управления реформами в сфере администрирования налогов
1) Надлежащая правовая база администрирования налогов, которая обеспечивает баланс между правами плательщиков и полномочиями налоговых органов.
2) Эффективная организационная структура и кадровый потенциал, имеющие:
-
признаки сильного центрального аппарата;
-
организационную структуру по функциональному признаку;
-
минимальное количество уровней управления и соответствующий объем функций контроля;
-
упорядоченные функции региональных и местных подразделений;
-
распределение организационно-функциональных обязанностей по ключевым сегментам налогоплательщиков (например, департамент обслуживания крупных налогоплательщиков);
-
достаточное количество персонала.
3) Система самостоятельного начисления плательщиками налоговых обязательств, направленная на создание условий для добровольного выполнения обязательств (с минимизацией вмешательства налоговиков в дела дисциплинированных плательщиков и сосредоточением усилий на мерах принудительного взыскания для тех, кто представляет большой риск).
4) Оптимизированные процедуры взыскания, направленные на обеспечение своевременных поступлений без необходимости неправомерных расходов на соблюдение требований налогового законодательства и неудобств для частнопредпринимательского сектора.
5) Методы, ориентированные на предоставление услуг, благодаря которым налоговая администрация осуществляет деятельность как доверенный консультант, предоставляющий плательщикам информацию и поддержку для добровольного исполнения налоговых обязательств.
6) Риск-ориентированный аудит и другие программы контрольно-проверочной деятельности, направленные на обнаружение тех плательщиков, которые представляют наибольшие риски для налоговой системы, поддерживаемый механизмами эффективного решения споров.
7) Широкое использование информационных технологий в целях сбора и обработки информации о плательщиках, осуществление выборочных проверок на основе результатов анализа рисков, автоматического обмена информацией между правительственными учреждениями и т.д.
Марков Александр
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Цього тижня ціни на нафту впали нижче за $60 за барель, оскільки
інвестори намагаються зрозуміти прагнення президента США Дональда Трампа
припинити розв'язану росією повномасштабну війну проти України й
витіснити президента Венесуели Ніколаса Мадуро.
Індекс відновлення ділової активності (ІВДА) в Україні погіршується
третій місяць поспіль і з 0,03 у жовтні знизився до 0 у листопаді,
свідчать результати щомісячного опитування підприємств, проведеного
Інститутом економічних досліджень та політичних консультацій (ІЕД).
У результаті перегляду переліків об'єктів критичної інфраструктури уряду
вдалося вивільнити щонайменше 800 МВт електричної потужності, повідомив
заступник міністра енергетики України Олександр В'язовченко на
ранковому брифінгу в п'ятницю.
Регулятор банківського ринку вважає, що Верховна Рада повинна відійти від практики мораторіїв на роботу з NPL
Щорічне зростання чистих гривневих кредитів бізнесу прискорилося до 35%, а роздрібного кредитування - до 33%.
Міжнародні партнери із початку 2025 року
передали Україні 962 од. обладнання для розподіленої генерації, завдяки
якому в енергосистему додано понад 450 МВт генеруючих потужностей.
На перших з початку війни місячних аукціонах за європейськими
правилами розподілені всі 804 МВт запропонованої потужності міждержавних
перетинів з Угорщиною, Словаччиною та Румунією для імпорту
електроенергії в січні 2026 року, передає Енергореформа.
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.