Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Проблемы экономического роста

09:34 10.10.2001 |

Економіка

Некоторые эксперты поспешили назвать текущий год в Украине - годом "экономического чуда". Я считаю, что здесь скорее всего стремление выдать желаемое за реальность. Действительно, 10,8% роста ВВП за 8 месяцев и 16,9% - промышленности - это наиболее высокие показатели среди стран европейского континента. Важным является и то, что рост экономики высокими темпами продолжается уже более двух лет и что в нынешнем году он осуществляется в условиях максимальной стабильности цен, а также существенного роста реальных доходов населения.

Но при всем этом нельзя не учитывать базу отсчета - ту глубокую яму, в которой оказалась наша экономика в результате кризиса 1990 - 1999 гг. Это - падение ВВП на 59,2%, промышленности - 48,9, сельского хозяйства - на 51,5%. С учетом этого указанный рост производства корректней всего рассматривать как только начало выхода экономики из кризисного состояния, а не преодоление кризиса. Нельзя порождать опасные иллюзии, якобы все проблемы, связанные с кризисом, ушли в прошлое. Существуют расчеты, согласно которым для полного преодоления кризиса в случае, если бы нам удалось обеспечить 10% роста ВВП ежегодно, потребуется 6 - 7 лет.

Но дело не только в этом. Нас должна постоянно беспокоить проблема накопленного потенциала экономического роста. К сожалению (по моим оценкам), он не столь уж прочный. Многие факторы, определявшие начало роста во второй половине 1999 г., себя практически исчерпали. Такими факторами были: глубокая девальвация гривны, прошедшая в 1997 - 1998 гг.; очень благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура 2000 - го года (4% роста мировой экономики); свободные производственные мощности, которые простаивали в годы кризиса и были задействованы в условиях подъема и др. К этому следует приплюсовать и т.н. неформальные ресурсы роста - дешевая рабочая сила, задолженности по заработной плате, а также неплатежи в бюджет, огромнейшая кредиторская задолженность, ставшие также своеобразным кредитным ресурсом для производителей. Естественно, что с точки зрения перспектив роста, эти факторы не могут рассматриваться как базовые не только в будущем, но и сегодня.

То же самое можно сказать и по поводу дальнейшего использования инструментов экономической политики 1999 - 2000 гг. Речь идет о политике, которая решала функцию "первотолчка" в экономической динамике. Для этого были использованы фискальные инструменты стимулирования металлургической, легкой и пищевой промышленностей, производства сельскохозяйственной техники, судо - , самолето - и танкостроения, жилищного строительства и др. Очень важно учитывать и то, что фискальное стимулирование производства сопровождалось существенным снижением (с 6,7% в 1997 г. до 1,5% в 1999 г.) дефицита госбюджета. Я не устаю говорить о том, что это была очень разумная, грамотная и самое главное - результативная политика. Ее инструментом были соответствующие указы Президента. Импульсы роста экономика получила благодаря этим указам. Но и эти меры себя исчерпали. Рассчитывать и дальше на фискальные стимулы роста мы не должны, да и не можем.

Мы говорим о перспективе, как о политике устойчивого экономического роста - роста темпами, не ниже 6 - 7% в год. А это возможно только на основе создания государством соответствующей общеэкономической среды. Не стимулы для развития отдельных отраслей, пусть даже и самых важных (хотя в отдельных случаях я не исключаю и это), а общеэкономические стимулы для всех - таков смысл новых задач экономической политики на нынешнем этапе развития. Но в контексте ее реализации сразу же возникли проблемы. Они очень серьезные, и о них следует сказать в полный голос. Их суть такова: мы очень быстро демонтировали фискальные механизмы, которые использовались для стимулирования роста в 1999 - 2000 гг., но пока еще не только ничего не сделали, но и, с моей точки зрения, должным образом даже не определились в том, на какой основе будет осуществляться предполагаемая политика роста в будущем. Я говорю об этом не абстрактно. В только что подготовленной правительством Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2002 год соответственно с позициями Послания Президента детально говорится по поводу того, "что нужно делать". Но вся суть поставленной проблемы состоит в том, что подобный документ правительства должен, по моему глубокому убеждению, в первую очередь акцентировать внимание на вопросах "как делать", как обеспечить устойчивый рост и качественные изменения в экономике и соответственно - в социальной сфере.

В этой связи позволю себе сказать и следующее. С моей точки зрения, сегодня, пожалуй, единственным существенным фактором, стимулирующим положительную динамику, является политика НБУ. Стабильность национальной валюты (за 9 месяцев - 3,7% инфляции) всегда и везде предопределяет стабильность экономики. Это происходит и у нас. Настойчивое сдерживание курса доллара и инфляции по сути впервые за все годы независимости снизило привлекательность сбережений средств граждан в иностранной валюте. Те, кто хранил деньги в долларах, фактически потерял часть сбережений. Появилась заинтересованность вкладывать деньги в депозиты, а это реальный источник роста. Этот фактор я отношу к нашему позитиву, и он при условии соответствующей политики НБУ будет активно работать и дальше.

Что же происходит на других направлениях экономической политики? Здесь много неоднозначного. И все же нерешаемые проблемы видны невооруженным глазом, хотя, справедливости ради, то, о чем речь пойдет далее, касается вопросов не только правительства, а сложившейся системы экономического управления, экономической политики государства в целом. Основными актерами здесь являются не только правительство, но и парламент, судебная власть и местные структуры. Раскрывая смысл отмеченного, я позволю себе сказать (хотя и с необходимыми оговорками) о формирующемся кризисе экономической политики. На первый взгляд, кризис политики при прогрессирующей экономике кажется парадоксом. Но с точки зрения перспективы (а каждого из нас беспокоит в первую очередь этот вопрос) поставленная проблема представляется весьма серьезной. В данном случае речь идет об отсутствии механизмов реализации ряда ключевых вопросов, касающихся, с одной стороны, обеспечения устойчивых темпов роста, с другой - качественных аспектов развития.

С точки зрения первого аспекта, кризис экономической политики видится в том, что, во - первых, мы так и не создали необходимых предпосылок укрепления финансов предприятий, повышения конкурентоспособности их продукции на основе существенного снижения налогового пресса. Во - вторых, то же самое можно сказать и по поводу механизмов стимулирования внутреннего рынка: здесь больше вопросов, чем ответов. В - третьих, в условиях резко ухудшающейся конъюнктуры государство не смогло решить комплекс задач, связанных с созданием более благоприятных внешнеэкономических условий для отечественных экспортеров. Нерешенными остаются вопросы вступления Украины во Всемирную организацию торговли, создания зон свободной торговли, получения Украиной статуса государства с рыночной экономикой. К этому следует приплюсовать резкое ухудшение условий торговли с Россией, многочисленные антидемпинговые расследования, навешанный нам ярлык по поводу отмывания криминальных денег и другое. Для экономики все это не может пройти бесследно. В - четвертых, вопреки многочисленным декларациям, не виден сколько - нибудь существенный прогресс в создании более благоприятной среды для предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Правительство практически ничего нового не предлагает в том, чтобы более надежно защитить частную собственность, преодолеть монополизм, сформировать достаточно эффективную институциональную среду защиты кредитора и инвестора, осуществляемых контрактов. В - пятых, при острейшем инвестиционном голоде мы продолжаем "проедать" финансовые ресурсы, получаемые от приватизации, а те "нововведения", которые касаются соответствующих позиций проекта бюджета на 2002 г., представляются, скорее всего, чиновничьими манипуляциями, нежели принципиальными изменениями в государственной инвестиционной политике. Последняя фактически остается несформированной. В - шестых, мы отказались от стимулирования жилищного строительства - отрасли, которая дает самый высокий мультипликационный эффект в формировании внутреннего потребительского спроса, и поэтому практически везде во всех странах Запада является приоритетным объектом государственной политики.

Перечень проблем политики экономического роста, механизмы реализации которых мы так и не сумели создать, можно продолжить. Их много. Каждое правительство их лишь декларирует, но не решает. В их ряду особо выделяются много лет неразрешаемые проблемы фондового рынка, существенного укрепления банковской системы, формирования институциональных инвесторов, развития ипотечных отношений, лизинга и другое.

К указанным позициям прибавились и проблемы бюджетного дефицита. И дело здесь не только в новой методике расчетов, которая исключает (вполне резонно) финансовые ресурсы от приватизации. Если пересчитать предыдущую статистику дефицита по данной методике, то получается следующая картина: 1997 г. дефицит составил 6,7%, 1998 г. - 2,67, 1999 г. - 2,13, 2000 г. - 1,26, 2001 г. - 1,5, 2002 г. (по проекту) - 1,7%. Возможно, 1,7% дефицита - это не большая цифра, но в абсолютном измерении - это 4,3 млрд. грн. Это ресурсы, которые нужно отобрать у реальной экономики. Покрывать их собираются за счет тех же приватизационных денег. Они же составляют основу и бюджета роста: получается двойная бухгалтерия. Я столь скрупулезно подхожу к этой проблеме, поскольку все эти вопросы в своей совокупности предопределяют высказанные выше опасения по поводу возможности реализации поставленных в Послании Президента Украины задач стабильного экономического роста. Чудес в экономике не бывает. После глубочайшего экономического кризиса ослабленная до предела экономика обеспечить устойчивую и главное - продолжительную динамику роста в автоматическом режиме сама по себе не сможет.

Экономика в автоматическом режиме не обеспечивает и решение проблем качественного порядка. Мы в этом могли убедиться и на примере двух предыдущих лет. Экономический рост и качественные изменения экономики в необходимом нам направлении - это процессы разного содержания. За время роста мы не приблизились ни на шаг к инновационной модели. У нас отсутствуют механизмы, призванные, с одной стороны, остановить ожидаемое в ближайшие 3 - 4 года лавинообразное выбытие основных производственных фондов, их моральный и физический износ, с другой - стимулировать импортозаменяющее производство, энергосбережение, реализацию экологических стандартов. Не все нас устраивает и в вопросах структурных изменений, в особенности тех, которые происходят в социальной сфере. У нас нет оснований утверждать, что в последнее время наметилась хотя бы незначительная тенденция уменьшения сложившейся дифференциации доходов населения. Мы фактически не знаем, как решать проблему, связанную с утверждением позиций среднего класса - основы демократии и политической стабильности общества. Даже проблемы села, где мы получили в этом году феноменальный результат (27,7% роста за 8 месяцев), остаются далеко не во всем разрешаемыми. Скорее наоборот: текущие события с особой силой показали всю опасность законодательной неурегулированности прав собственности на землю и имущество, отсутствие ипотеки, механизмов воспроизводства плодородия почв, колоссальную изношенность техники, деградацию социальной сферы и другое.

Еще раз акцентирую внимание на том, что продекларированные 6 - 7% роста ВВП на ближайшую перспективу, - это задача, которая сама по себе на основе принципа ускоренного саморазвития разрешиться не может. Необходима соответствующая экономическая политика, которая пока еще остается несформированной. Декларации никого не устраивают. Необходима конкретика в действиях, реальное (шаг за шагом) продвижение вперед по пути "расшивки" образовавшихся проблем, к наиболее важным из которых (с моей точки зрения), я счел необходимым привлечь внимание. В 1985 - 1995 гг. лишь в семи странах мира зафиксированы среднегодовые темпы роста ВВП в 6 и выше процентов. Это Индонезия - 6, Чили - 6,1, Ботсвана - 6,1, Сингапур - 6,2, Южная Корея - 7,7, Китай - 8,3, Таиланд - 8,4%. Мы стремимся к тому, чтобы в наступившем десятилетии в ряду стран со столь высокими стабильными темпами роста значилась и наша страна - Украина. Само по себе это прийти не может. Для этого необходима глубоко осмысленная и эффективная политика, скоординированные усилия всех ветвей власти, усилия всей нации, общества в целом.

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, профессор

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на вчора, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес