Фінансові новини
- |
- 16.01.25
- |
- 05:00
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Новый закон наделил борцов с отмыванием грязных денег правами, которых не имеет ни одно силовое ведомство страны
Сексотов прибыло
Попытки законодательно расширить горизонты своей деятельности финразведчики безуспешно предпринимали последние пять лет. Однако депутаты неизменно проваливали законопроекты, позволявшие Госфинмониторингу стать одним из самых могущественных ведомств государственного аппарата. Народные избранники опасались, что законодательное закрепление системы тотального стукачества даст власти возможность получать гораздо больше, чем ранее, информации, в том числе и по бизнесу лиц, связанных с основными политическими силами. Что может служить дополнительным инструментом борьбы с оппонентами. И лишь замаячившая перед Украиной угроза снова попасть в черный список FATF заставила нардепов решиться на кардинальное ужесточение «антиотмывочного» законодательства. Напомним, в марте Международная организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями включила нашу страну в перечень государств, имеющих недостатки в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
Одной из самых резонансных новаций свежей редакции «антиотмывочного» закона является расширение субъектов первичного финансового мониторинга, т. е. круга лиц, обязанных идентифицировать заподозренных в сомнительных операциях и сообщать о них в Госфинмониторинг. В перечень официальных информаторов финразведки попали адвокаты, нотариусы, юристы, аудиторы и бухгалтеры. В их обязанности входит извещать о сомнительных операциях, выявленных при обслуживании сделок купли-продажи недвижимости, управлении активами и банковскими счетами клиентов, а также в процессе создания предприятий и управления ими. Сотрудничать с финразведкой отныне обязаны и риэлторы (если сумма подозрительной покупки превышает 400 тыс. грн. или ее эквивалент в СКВ), торговцы драгоценными металлами, камнями и антиквариатом, а также организаторы азартных игр, в том числе казино (если их клиенты выложили за покупку или проиграли от 150 тыс. грн. и выше). Идентифицировать своих клиентов вынуждены будут теперь и торговцы, если их покупатели рассчитываются наличными за крупные покупки (от 150 тыс. грн.).
Клиентов обещают не сдавать
Впрочем, далеко не все новоназначенные помощники финразведки тут же готовы кинуться к ней в услужение. Внесенные в «антиотмывочный» закон правки освобождают адвокатов, нотариусов и наемных бухгалтеров от обязанности отчитываться перед Госфинмониторингом о подозрительных операциях, если соответствующая информация стала им известна во время исполнения обязанностей по защите клиента, представительстве его интересов в суде или в процессе досудебного урегулирования спора. В неофициальных беседах сами правоведы признаются: чтобы не растерять клиентов, они не станут усердствовать в сотрудничестве с финразведкой. Тем более что поймать на горячем юриста, вовремя не поделившегося сведениями о клиенте, будет достаточно проблематично, поскольку все беседы с подопечными, как правило, ведутся с глазу на глаз. К тому же свое молчание адвокат всегда сможет обосновать нежеланием попасть за решетку за разглашение профессиональной тайны. «Нормы вновь принятого закона противоречат положениям ст. 9 Закона «Об адвокатуре», согласно которой адвокат обязан хранить адвокатскую тайну, предметом которой является суть консультаций, советов и разъяснений, предоставленных клиенту, а также данные, полученные при выполнении профессиональных обязанностей. Статья 8 Закона «О нотариате» устанавливает круг лиц, которым может быть предоставлена информация о совершенных нотариальных действиях. Это суд, прокуратура, органы дознания и следствия, а также ГНАУ. Госфинмониторингу выдача таких документов не предусмотрена. И пока не будут внесены изменения в профильные законы, правоведы могут не делиться информацией с Госфинмониторингом», - говорит старший партнер адвокатского объединения «Волков, Козьяков и Партнеры» Андрей Безсмертный.
Заботиться о сохранении тайн от финразведки обещают и риэлторы, которые в нынешние для них тяжелые времена также не желают терять и без того немногих клиентов. «В части операций с недвижимостью в законе есть нестыковки: мы должны отслеживать подозрительные операции, но документ не дает четких объяснений, какие именно операции считать подозрительными. Кроме того, мы должны сообщать о подозрительных операциях на сумму от 400 тыс. грн. Не секрет, что можно легко прописать в договоре сумму в 399 тыс. грн., чтобы клиент не попал под мониторинг», - говорит в комментарии «ДС» руководитель аналитического комитета Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Андрей Гусельников. Большинство торговцев дорогостоящими товарами вообще уверяют, что действие новых «антиотмывочных» правил их не коснется. «Те же официальные автосалоны не берут наличные, покупатель перечисляет деньги на счет или вносит их в кассы банков-партнеров», - поясняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.
Справедливости ради стоит напомнить, что в свое время банкиры также обещали свято хранить в секрете от финразведки финансовые операции своих клиентов. Однако именно они на сегодняшний день являются главными поставщиками информации для Госфинмониторинга. По данным финразведчиков, на них приходится более 97% поступающих к ним сообщений. Далее в рейтинге активности идут страховщики, торговцы ценными бумагами и ломбарды. Меньше всего стучат на своих клиентов кредитные союзы и пенсионные фонды.
Финразведка стала всемогущей
Впрочем, наибольшая опасность «антиотмывочных» новаций заключается отнюдь не в увеличении количества субъектов первичного финансового мониторинга, а в значительном расширении полномочий Госфинмониторинга, что позволяет ему стать одной из самых могущественных структур госаппарата. Новый закон наделяет его правом проводить проверки предприятий и фирм, обязанных сотрудничать с финразведкой, и останавливать любые финансовые операции, показавшиеся подозрительными. По сути, речь идет о возврате к практике внесудебного ареста банковских счетов, упраздненной еще в 2006 г. Для этого новым документом даже вносятся изменения в Гражданский кодекс и Закон «О банках и банковской деятельности». Причем полномочий по приостановке операций по счетам без соответствующего решения суда не имеют ни органы милиции, ни прокуратура, ни даже налоговая.
До сих пор Госфинмониторинг имел право на получение любой информации и копий документов от государственных органов и субъектов финансового мониторинга. Новым же законом финразведке предоставлен доступ к собственным автоматизированным системам Национального банка, Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Госфинуслуг, а также возможность по первому требованию получать любые запрашиваемые документы, в том числе содержащие банковскую или коммерческую тайну. Стоит ли говорить, что теперь именно финразведка будет обладать всей полнотой информации о всех мало-мальски значимых финансовых операциях и, соответственно, лицах, которые их проводят. В результате Госфинмониторинг станет самым крупным хранилищем компромата, который может быть использован властью в любое время и против каждого.
|
|
Гость
31.05.10, , инфо
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :