Фінансові новини
- |
- 05.12.24
- |
- 05:16
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Куда пойдет Урожай-2001?
13:10 22.09.2001 |
На внутреннее потребление, намечено направить почти весь ожидаемый урожай - 33 - 35 млн. т. Хотя сдерживание вывоза может привести только к перенасыщению внутреннего рынка и падению цен, правительство и Минагрополитики вплоть до самого последнего времени отказывались признать возможность (и необходимость) экспорта зерна в текущем МГ (маркетинговый год). В последних сообщениях министерства говорится о реальности экспорта в этом году 5 - 6 млн. т зерна.Причем отдельно оговаривается, что речь не идет о пшенице. Однако когда стало ясно, что урожай будет больше, чем 35 млн. тонн. - по предварительным данным около 37 млн. тонн - Минагропром начал относиться к возможности экспорта "излишков" зерна из Украины более лояльно
Согласно официальному балансу зерновых, в текущем году их распределение определено следующим образом:
. на продовольственные нужды - 7 млн. т зерна;
. на выдачу населению - 9 млн. т;
. в семенной фонд - 4 млн. т;
. на производство кормов - 12 - 15 млн. т.
Таким образом, на внутреннее потребление, намечено направить почти весь ожидаемый урожай - 33 - 35 млн. т. Хотя сдерживание вывоза может привести только к перенасыщению внутреннего рынка и падению цен, правительство и Минагрополитики вплоть до самого последнего времени отказывались признать возможность (и необходимость) экспорта зерна в текущем МГ (маркетинговый год). В последних сообщениях министерства говорится о реальности экспорта в этом году 5 - 6 млн. т зерна. Причем отдельно оговаривается, что речь не идет о пшенице. Однако когда стало ясно, что урожай будет больше, чем 35 млн. тонн. - по предварительным данным около 37 млн. тонн - Минагропром начал относиться к возможности экспорта "излишков" зерна из Украины более лояльно.
Известно, что из 1 т фуражного зерна можно произвести 150 кг мяса, а это даст доход в 1200 грн. Поэтому главным фактором сдерживания экспорта излишков была необходимость увеличения обеспеченности кормами животноводства и расчетов по многочисленным долгам аграриев.
На самом же деле в Минагрополитики, безусловно, задумываются об экспорте не только ячменя, но и пшеницы. Причем перспектива высокого урожая продовольственной пшеницы (на уровне 50%) диктует почти очевидную необходимость экспорта зерна IV класса и ниже. Это, конечно же, не могут не понимать в органах власти. Принимая во внимание перспективу увеличения уровня мировых цен, сельхозпроизводителю, по сути, рекомендуется дождаться увеличения экспортных цен на продовольственную пшеницу (которая способна поддержать и уровень внутренней цены) и только тогда продавать зерно. По всей видимости, под благовидным предлогом подождать с продажей зерна, высказываемым правительством, скрываются именно эти мотивы.
По прогнозам внутренняя и мировая цены "встретятся" ближе к новому году. Такую же политику предлагается проводить и трейдерам. Эта позиция правительства, следует сказать, более соответствует рыночному поведению, чем его голословные ценовые рекомендации. Эксперты же прогнозируют, что экспорт пшеницы в текущем году превысит 2,5 - 3 млн. т.
Наиболее реальным механизмом поддержания внутренних цен помимо стимулирования экспорта является проведение государственных закупок зерновых по привлекательным ценам (т.е. меры, фактически направленные на снижение внутреннего предложения).
Минагрополитики сделало первые конкретные шаги в этом направлении. В результате государственная акционерная компания ГАК "Хліб України" приступает к закупке пшеницы IV класса по цене 600 грн./т, в неограниченном количестве. Для выполнения государственных закупок "Хліб України" получает 50 млн. грн. на компенсацию ставок банковских кредитов. Предполагается, что при этом можно будет привлечь 1 млрд. грн. кредитов (или даже более) для закупок зерна. Министерство аграрной политики обратилось к местным властям за помощью в скорейшем получении льготных кредитов компанией "Хліб України".
При этом Минагрополитики пришлось пойти на уступки и гарантировать "Хлібу України" сбыт муки, произведенной в рамках государственной программы закупок зерна, региональным хлебозаводам. На таких условиях ГАК может поставлять хлебозаводам муку по самым низким ценам, сложившимся в регионе.
Однако издержки госпрограммы с вышеуказанными условиями очевидны. В течение нескольких месяцев, пока цены на продовольственную пшеницу будут держаться относительно стабильными, "Хліб України" будет способен производить конкурентоспособную муку. Затем ближе к декабрю, когда цены на нее достигнут своего минимума, а ГАК все еще будет производить муку из дорогого зерна, связанные с ним договором хлебозаводы будут вынуждены поддерживать относительно высокие цены на хлеб.
Тем временем эксперты считают, что с конца сентября, после стабильного периода, когда довольно большой объем предложения компенсируется значительным спросом, начнется плавное снижение цен на продовольственную пшеницу. А к концу декабря (или позже), когда держатели продовольственного зерна убедятся в том, что перспективы значительного повышения цен в конце МГ далеко не так однозначны, как кажется сегодня, и будет зафиксирована минимальная цена.
Но пока в одних хозяйствах рассчитывают на увеличение цен по ходу МГ и придерживают урожай "до апреля", другие спешат продать его до того, как цены начнут снижаться или местные власти введут ограничения на вывоз. Причем, как правило, сельхозпроизводителя прозрачный биржевой рынок не устраивает, и он продает зерно пусть и по меньшей цене, но прямо с тока. Ведь зачастую производители не имеют средств для доставки зерна на элеваторы, либо просто опасаются это делать. Кроме того, на селе все еще довольно развита торговля за наличные гривни и селяне предпочитают именно такую форму расчета. Они готовы продавать выращенное зерно по более низким ценам, но за наличные (или с частичной оплатой на второй счет, что также приводит к бухгалтерскому занижению стоимости). Так формируется мнение о "демпинговых" ценах реализации зерна товаропроизводителями. При дальнейшем формировании товарных партий зерна трейдерами с ориентацией на экспортный спрос (при отсутствии в настоящий момент внутреннего спроса на фуражное зерно) собственно и происходит то ценообразование, о котором печется правительство. Правда, при этом его прибыльность обходит производителя.
Учитывая ту рентабельность сельхозпроизводства, которую обеспечили отечественным производителям высокие внутренние цены прошлого сезона, стремление госорганов поддержать внутренние цены на зерно выглядит вполне обоснованно. Но для настоящей заботы о производителе необходимо организовать для него рыночную инфраструктуру, создать эффективные экономические рычаги, максимально освободить рынок от зарегулированности и самое главное - вызвать его доверие. Рекомендовать сельхозпроизводителю реализовывать зерно не ниже определенного уровня не сложно, но куда труднее обеспечить закупку зерна по этим ценам.
Владимир Цхведиани, Виктория Гранина