Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Обзор аграрного рынка от ПКФ "Олимпэкс ЛТД"

10:03 30.08.2001 |

Новини АПК

Ценообразование по - украински

На прошедшей неделе тенденция падения внутренних цен на фуражные зерновые в Украине получила новое развитие. Цены на фуражную пшеницу преодолели барьер 300 грн./т с НДС, EXW, на ячмень - 350 грн./т.

Лишь на некоторое время падение цен приостанавливалось, однако, скорее, по причине приближения выходных, неготовности продавцов дальше снижать цены, неясности для покупателей перспектив развития рынка, а также по причине отсутствия реальных покупателей, а вовсе не из - за того, что цены достигли минимума. Бездействие крупных покупателей давало основания усомниться в объективности рыночных цен как таковых, т. к. даже если закупочные цены и назывались, то закупки по ним не производились. Ряд крупных компаний вообще отпустили сотрудников в отпуска на период неопределенности с ценами. Таким образом, рынок зерновых замер в ожидании начала реальных экспортных отгрузок. По прошествии на мировом рынке ряда крупных зерновых тендеров и с началом погрузки в основных черноморских портах крупнотоннажных судов перспективы рынка стали прорисовываться, и цены опять пошли вниз.

Рынок постепенно начинает остывать от эйфории очередной победы над урожаем и понимает, что в условиях отсутствия эффективного потребления высокий урожай зерна для сельхозпроизводителей - не всегда абсолютное благо. Это понимают все, кто реально выращивает, продает и покупает зерно, кто знает ситуацию с ценами. Нам еще предстоит изучить вопрос, адекватен ли был рост доходов товаропроизводителей ввиду увеличения валового сбора зерновых снижению доходов ввиду падения внутренних цен. Однако, не радует, что если обычные рыночные факторы ценообразования (факторы спроса и предложения) в Украине уже работают, и цены падают пропорционально росту предложения, то рыночные механизмы влияния на эти факторы (на государственном или региональном уровне) отсутствуют как таковые. В этом и заключается особенность ценообразования по - украински: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Информация о состоянии посевов (производная от погодных условий) и прогнозы/фактические данные по производству сельхозкультур является одним из основных факторов, влияющих на внутренние цены. Объявив о том, что валовой сбор зерновых в Украине в 2001 г. достигнет 38 млн. т, Минагрополитики, само того не желая, тем самым способствовало углублению тенденции падения цен. При этом эффективных механизмов сдерживания этой тенденции пока не предложено.

Наряду с фактом увеличения валового сбора зерновых в этом году, что само по себе должно способствовать снижению внутренних цен, имеет значение и абсолютный показатель этого самого валового сбора. Отсутствие в Украине альтернативной статистики и источников информации о ходе уборки и о показателях валового сбора зерновых, а тем более в разрезе культур, делает практически невозможным оценить объективность предоставляемой Минагрополитики информации. Для оценки объективного состояния внутреннего рынка приходится составлять балансы спроса - предложения культур, однако, используя показатели валового сбора, приведенные Минагрополитики, запасы на конец года нередко получаются довольно большими, чего в условиях прошлых лет просто не наблюдалось... Мы считаем, что в нынешнем году валовой сбор зерновых (без кукурузы) в Украине будет на уровне 31 - 32 млн. т.

Нелогичным выглядит и политика властей разных уровней: с одной стороны, Минагрополитики рапортует о высоком урожае зерна в 2001 г., с другой - призывает сельхозпроизводителей продавать зерно по высоким ценам. При всем при этом местные власти, с одной стороны, снижают цены на хлеб, с другой - запрещают производителям продавать зерно ниже рекомендованых (высоких!) цен.

Считаем, что без проведения госинтревенций на рынке зерна все попытки государства регулировать цены будут безуспешными. В то же время отсутствие механизма проведения интервенций и средств для их осуществления показывает лишь два пути поддеражния внутренних цен - стимулирование внутреннего потребления и экспорта.

Низкие цены на зерновые и избыточное предложение зерна в 2001/02 МГ будут способствовать увеличению внутреннего потребления зерна: многим хозяйствам будет выгоднее скормить выращенное зерно скоту, чем продать зерно и купить комбикорма. Однако, это не скажется существенно на увеличении внутреннего потребления зерна, т. к. связано с более длительным процессом - ростом поголовья скота. Зато совершенно объективно, что увеличится выдача зерна колхозникам в качестве натуроплаты. С одной стороны, это будет способствовать погашению задолженности новообразованных сельхозформирований по выплате зарплат, пенсий и т. д. Но с другой стороны - это еще один источник дешевого зерна! Увеличение выплат долгов по зарплате зерном - сомнительный путь стимулирования внутреннего потребления зерна, т. к. довольно большое количество полученного зерна все равно будет продано, но по низким ценам. Таким образом, в настоящее время поддержать цены за счет увеличения внутреннего потребления зерна также не представляется достаточно эффективным.

Поэтому реальную поддержку внутренним ценам сейчас может отказать лишь резкое увеличение объемов отгрузок зерновых из Украины.

Кстати, в России при гараздо большей потребности внутреннего рынка в зерне цены на зерно ниже. Вероятно, в т. ч. потому, что расходы на транспортировку и хранение также ниже. Более низкие цены привлекают западных покупателей, однако, российский экспортный потенциал гараздо ниже украинского, поэтому спрос на украинское зерно со стороны внешнего рынка сохраняется в любом случае.

На мировом рынке ситуация с фуражными зерновыми складывается неоднозначно. До недавнего времени в Европе наблюдался устойчивый рост цен на ячмень, однако, в начале августа цены резко пошли вниз. На Лондонской бирже LIFFE после пика котировок фуражного ячменя на уровне GBP75,0/т (~$108,7/т) FOB Великобритания, зафиксированного 1 августа, к 21 августа цены снизились до GBP70,9/т (~$102,8/т). Причина падения цен - нежелание крупных мировых покупателей покупать ячмень по высоким ценам и потому - приостановка ими импорта ячменя. Мы считаем, что ситуация изменится ближе к октябрю, когда Саудовская Аравия, Йемен и другие ближневосточные государства, возможно, начнут свои привычные сезонные закупки ячменя, однако, пока собственные ресурсы этих стран позволяют воздержаться от закупок ячменя на мировом рынке. Слишком резкое падение мировых цен позволяет надеяться на некоторый их откат (в данном случае - восстановление) в ближайшей перспективе.

Другая причина падения цен на ячмень - сильная конкуренция со стороны более дешевой американской и китайской кукурузы. Многие государства, особенно такие как Израиль, Тунис, Марокко, очень чувствительны к соотношению цен на ячмень, фуражную пшеницу и кукурузу и выбирают более дешевое сырье.

Украина, если сможет предложить на эти рынки ячмень, более дешевый, чем европейский, может увеличить свой экспорт в регион Северной Африки. По слухам, Китай недавно продал по относительно невысоким ценам более 1 млн. т кукурузы на мировой рынок; это сразу обвалило цены на кукурузу в США и придало кукукурузе вообще ценовое преимущество перед пшеницей и ячменем. Однако, прогнозы говорят о том, что в нынешнем сезоне кукуруза постепенно утратит ценовое преимущество перед другими фуражными зерновыми.

Саудовская Аравия, крупнейший мировой покупатель ячменя, импортирующая в среднем 5 млн. т ячменя в год, в прошлом году снизила его импорт по причине получения собственного неплохого урожая. В нынешнем сезоне импорт также прогнозируется на относительно невысоком уровне, по крайней мере, по сравнению с 5,570 млн. т, импортированными в страну в 1999/2000 МГ. Несмотря на то, что саудовское правительство всячески стимулирует местное производство ячменя, например, устанавливая цену поддержки на уровне $268/т, фермеры не находят производство ячменя внутри страны привлекательным. Для сравнения: цены на импортный ячмень с доставкой в страну (CIF Саудовская Аравия) гараздо ниже, примерно $120 - 130/т (учитывая особые требования к поставляемому ячменю) в среднем за сезон.

В прошлом году, чтобы стимулировать импорт ячменя, саудовское правительство установило субсидии для импортеров ячменя на уровне примерно $54,9/т из расчета цены CIF $130/т (размер субсидий меняется в зависимости от изменения цены на импортный ячмень).

Если в нынешнем сезоне размер субсидий не будет увеличен, импорт ячменя в Саудовскую Аравию останется на относительно невысоком уровне. Это приостановит рост мировых цен.

С другой стороны, рост импорта ячменя прогнозируется для Израиля и - в меньшей степени - для стран Северной Африки; возможно, это как - то будет способствовать увеличению украинского экспорта этой культуры, однако, Израиль остается очень жестким в ценовом плане рынком и в случае изменения ценовой ситуации тут же будет переключаться на закупки болгарского или российского ячменя. Однозначно можно также сказать о росте спроса на ячмень и фуражную пшеницу со стороны Турции, правительство которой недавно увеличило размер импортной пошлины на кукурузу с 10% до 40%, что делает ввоз кукурузы в Турцию практически невыгодным. Однако, экономический кризис в этой стране может сделать импорт как таковой в эту страну невыгодным. В этом случае спрос станет неплатежеспособным, в результате чего потребление зерна турецкими животноводами упадет.

Обобщая, отметим, что Европейское исследовательское бюро Economist Intelligence Unit считает, что объемы мировой торговли ячменем в 2001/02 МГ не превысят показатели предыдущего сезона, и в целом цены на фуражные зерновые, хоть и вырастут, но гараздо менее заметно, чем цены на другие зерновые.

Соотношение мировых цен на фуражную пшеницу и кукурузу способствует открытию новых рынков сбыта пшеницы. Так, в этом году Южная Корея и ряд других азиатских стран активно включились в закупки фуражной пшеницы на мировом рынке. Не так давно Корея провела ряд тендеров на закупку фуражной пшеницы, в результате которых цена была зафиксирована на уровне $98/т CIF Корея, поставка в октябре - ноябре, а затем и чуть более $96/т, поставка в декабре - январе. Так как Украина в нынешнем сезоне будет одним из крупных европейских поставщиков фуражной пшеницы на мировой рынок, вероятно, что отгрузки в том числе в Корею будут производиться украинским зерном, и эта страна в нынешнем сезоне станет стратегическим покупателем украинского фуражного зерна.

Наравне с Украиной потенциальными поставщиками фуражной пшеницы на мировой рынок выступают и другие государства, например, Пакистан, который недавно продал на тендере 500 тыс. т пшеницы, в т. ч. фуражную по цене $103,5 - 106,5/т с поставкой в сентябре - декабре. Конкуренция между пакистанским и восточноевропейским зерном (в т. ч. и украинским) на мировом рынке на прошлой неделе была одним из основных факторов снижения украинских экспортных цен. Однако, украинские экспортные цены продолжают оставаться относительно высокими, прежде всего, ввиду перспективы того, что когда запасы зерна в соседних странах Восточной Европы или России истощатся, единственным реальным поставщиком зерна из Восточной Европы по заключенным мировыми трейдерами контрактам останется Украина...

Украина пока не "проходит" по ценам для поставок пшеницы в Израиль, который предлагает за пшеницу примерно $86 - 88/т CIF, однако, при нынешнем урожае и при нынешней тенденции к быстрому снижению цен есть большая вероятность того, что через пару недель Украина активно включится в поставки фуражной пшеницы и в этот регион.

Повторяя, что объективная картина экспортных цен отсутствует, приведем примерный уровень экспортных цен спроса (по данным собственного ценового мониторинга). На фуражную пшеницу цены составляют $58 - 63/т CPT Черноморские порты, спрос на базисе поставки FOB Черноморские порты практически отсутствует, а на FOB порты Азовского моря декларируется на уровне $70/т. Экспортный спрос на ячмень очень вялый, цены примерно на уровне 400 - 420 грн./т CPT Николаев - Одесса.

В настоящий момент экспортеры являются единственными реальными платежеспособными покупателями, поэтому если украинские внутренние цены не будут им экономически выгодны, это приведет к дальнейшему падению цен до того уровня, при котором экспорт может нормально развиваться. Ошибочно (и слишком просто) было бы считать, что существует сговор иностранных покупателей с целью обвала внутренних цен. Известными и влиятельными, играющими первые роли в украинском ценообразовании считаются лишь западные компании - Гленкор, Дрейфус, Каргилл и т. д., и т. п., в то время как крупные отечественные компании оказывают на ценообразование не меньшее влияние.

Безусловно, есть определенные согласованные действия, вызванные экономической целесообразностью. Однако, наиболее правильно было бы объяснить падение внутренних цен резким ростом валового сбора зерновых в этом году на фоне низкого внутреннего потребления, сложностями с экспортом зерна через порты и - низкими мировыми ценами.

Таким образом, развитие экспортной инфраструктуры, портовой логистики - один из ключевых путей предотвращения ситуаций, подобных той, которая сложилась сейчас с внутренними ценами на зерновые, и недавний Указ Президента Украины "О мерах по развитию продовольственного рынка и содействию экспорту сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров" будет этому способствовать. Что будет сложнее изменить, так это политику руководства портов относительно выдачи квот на перевалку зерна через портовые элеваторы по принципу "кто больше даст".Сложности с отгрузкой зерна на экспорт через порты на фоне снижения мировых цен оказались на руку многим крупным западным компаниям. Им стало невыгодно выполнять ранее заключенные по высоким ценам контракты, поэтому по прошествии контрактных сроков поставки они начали объявлять дефолты (несостоятельность в выполнении контракта) своим поставщикам, расторгать контракты, особенно заключенные на базисе поставки FOB (в этом случае конвенция (запрет на отгрузки по железной дороге в порты) не может быть истолкована как форс - мажор). Богатое предложение фуражных зерновых на внутреннем рынке Украины позволяет им заново без проблем закупить нужные объемы зерновых, но уже по более низким ценам, и уже не на FOBe, а на базисе CPT - порт, при этом самим организовать перевалку зерна через порт, получив дополнительную прибыль.

Украинские продавцы также уже смирись с падением цен и, видя фактическое бездействие правительственных агентов по поддержанию внутренних цен, стали более активно продавать зерно по низким ценам. Однако, в условиях отсутствия реальных закупок это пока не оживило рынок. В настоящее время на рынке присутствуют как мелкие партии, так и все чаще - партии в несколько тысяч тонн, накопленные ранее специально под экспортные контракты, но так до сих пор и не реализованные. Рынок перенасыщен предложениями о продаже зерна. На элеваторах (EXW) средние цены покупки фуражной пшеницы составляют 280 - 310 грн./т, с НДС, ячменя - 340 - 360 грн./т.Вероятно, первым начнет работу рынок CPT: в ближайшее время в Николаеве и Одессе под погрузку становятся крупные суда, это несколько разгрузит элеваторы и позволит зарубежным компаниям возобновить закупки зерна. Однако, реально порты на полную мощность смогут заработать не раньше середины сентября, но все равно периодически будут останавливаться, так что ценовые колебания будут наблюдаться и впредь.

Украина сейчас физически ни в состоянии вывезти излишки фуражного зерна, даже если оно будет очень дешевым, ввиду неразвитости транспортной инфраструктуры и низкого спроса со стороны соседних стран СНГ и Восточной Европы. Поэтому период низких цен на фуражные зерновые может затянуться - мы вынуждены пересмотреть наши прогнозы сезонного роста внутренних цен со второй половины сентября и сдвинуть этот период примерно до начала октября или даже на более поздний срок. С другой стороны, в ближайшее время нужно ожидать стабилизации обстановки на рынке и прояснения дальнейших перспектив его развития.

За матеріалами: ОЛИМПЭКС
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2214
 0,0059
0,02
EUR
1
42,3670
 0,0750
0,18

Курс обміну валют на сьогодні, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9907  0,11 0,28 39,5500  0,09 0,23
EUR 42,2519  0,04 0,11 43,0159  0,04 0,09

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,1350  0,02 0,04 39,1600  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес