Фінансові новини
- |
- 23.11.24
- |
- 03:22
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Приднестровский парламент будет разделен между двумя конфликтующими "Ш"
08:37 02.12.2015 |
Уже утром в понедельник, 30 ноября, ЦИК непризнанной ПМР выдал результаты выборов в "Верховный Совет" по 20 округам из 43. Каждого, кто хоть немного знаком с практической работой по подсчету бюллетеней и сведению в общий протокол результатов, пришедших с нескольких избирательных участков, такая оперативность удивит. Но только в том случае, если предположить, что всё делалось честно, а те, кто знаком с ситуацией в ПМР, едва ли будут столь наивны.
Полуофициально уже циркулируют данные о том, что, команда "президента" Шевчука, якобы, проиграла выборы с треском. Что "железных" сторонников Шевчука в составе "ВС ПМР" только шестеро. Из чего делается вывод о том, что противников Шевчука в новом составе ВС ПМР будет аж 35-37 из 43. И вывод этот неверный.
Во-первых, следом за подсчетом голосов пойдут суды. Во-вторых, подсчитывать надо не "твердых сторонников Шевчука", а его твердых противников. Наконец, в-третьих, МВД, Прокуратура, Следственный комитет, КГБ, армия, таможня, и, в значительной степени, опять-таки, суды, по-прежнему остаются под контролем Шевчука. А "ПМР" по своему устройству - президентская республика, с огромными полномочиями главы "государства". Который, поссорившись с прежним Верховным Советом, чуть было не выселил его из занимаемого им помещения вообще - и не переселил из Тирасполя в Бендеры. И до выборов президента ещё год, который надо прожить.
Вспомнив обо всем этом, попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Прежде всего, вокруг нового состава Верховного Совета развернутся многочисленные судебные тяжбы. Причем, Шевчук явно предвидя неблагоприятный для себя исход выборов, заранее заложил в их процедуру ряд нарушений, дающий возможность опротестовать результаты. Здесь надо принять во внимание и тот факт, что в "ПМР" - мажоритарная система голосования. Партий на выборах формально нет. Все кандидаты баллотируются как независимые. Все знают про всех всё, и знают, кто из чьей руки ест, но доказать это невозможно. И сегодня любой проигравший кандидат, пусть даже из команды "президента", может сказать, что он абсолютно независим. И глубоко возмущен нарушениями на выборах. В том числе, и теми, которые были совершены представителями исполнительной власти, включая и самого Евгения Шевчука.
А нарушений было много. Здесь и засекреченные итоги переписи, и масса нарушений в ходе регистрации кандидатов, и агитация в "день тишины", 28 ноября, когда государственное ТВ ПМР транслировало огромное интервью с Шевчуком, в котором он призывал голосовать "против олигархов и за новых людей", и сомнительное финансирование избирательных кампаний, и.... Словом, поводов для обращения в суд по любому из "неудобных" округов можно набрать предостаточно. Ход за президентской командой. Вероятно, по нескольким округам назначат новые выборы.
Далее, многие депутаты, с одной стороны, очень уязвимы в плане открытия против них уголовных дел, в основном - за незаконную экономическую деятельность, а с другой - не привязаны намертво к команде холдинга "Шериф" - единственной силе, способной оказать реальное сопротивление Шевчуку. Эти депутаты легко могут быть "переориентированы" и выступать если не как твердые сторонники действующего "президента", то, по меньшей мере, как его тактические союзники.
При этом "Шериф" свою кампанию вел слабо. Он даже не выставил стопроцентно "своих" кандидатов на все 43 округа. "Шериф" провел в ВС ПМР несколько ключевых фигур, которые обязательно должны быть прикрыты депутатской неприкосновенностью. Прежде всего, - Евгения Гушана, зам.директора холдинга и сына его владельца Виктора Гушана, и ещё некоторое количество своих людей. Остальных сторонников он рассчитывает скупить уже на месте. Не делая ставок на кандидатов, когда можно и проиграть, а действуя наверняка, и покупая готовый продукт в виде избранных депутатов. Это обычная для "ПМР" практика: там давно сформировался круг профессиональных "избранников народа", которые ведут кампании на свой страх и риск. Их могут немного, или даже существенно, поддерживать будущие потенциальные покупатели, вкладывая в них какие-то суммы. Но это совсем не исключает их перекупки в дальнейшем.
Иными словами, мы видим сегодня в новом "ВС ПМР" ядра двух команд: Шевчука и "Шерифа", которые, как и прежде, будут там противоборствовать. Человек по 6-7 с каждой стороны, которые привязаны к одной из команд железно. И видим неустойчивое болото. Большинство из которого, в принципе, да - тяготеет скорее к "Шерифу", чем к Шевчуку, но это ещё ничего не значит.
Полагаю, что после всех торгов и судов, ВС ПМР будет поделен примерно пополам, с небольшим перевесом "Шерифа". Пропрезидентское меньшинство сможет, как минимум, блокировать работу сепаратистского "парламента" отсутствием кворума. И когда команды будут сформированы, между Шевчуком и "Шерифом" пойдет тихий подковерный торг об условиях перемирия, раздела сфер влияния и совместных действий. Я даже думаю, что одной из причин того, что Гушан-старший двинул в ВС Гушана-младшего, была необходимость выработать формат переговоров между двумя "Ш". Поскольку Шевчук ненавидит Гушана-отца до истерики и потери самообладания, а тот, в свою очередь, испытывает к Шевчуку чисто физическое омерзение. В результате, оба лишь с трудом могут находиться в одном помещении. А Евгений Гушан как будущий председатель ВС ПМР и переговорщик с "президентом" - это вполне приемлемый вариант, хотя и в меру унизительный для Шевчука.
Итак, впереди торг, раздел ВС ПМР, и переговоры. Причем даже при твердом большинстве "Шерифа" в ВС ПМР - а его не будет, будет очень зыбкое и нетвердое большинство - большая часть козырей остается на руках у Шевчука. Ибо президентская республика.
О чем пойдет торг? В первую очередь, вероятно, о разделе доходов от контрабанды. Во вторую очередь - о совместном обмане международных организаций. В-третьих - о мерах стабилизации социальной обстановки в ВС ПМР и затратах на это дело каждой их сторон. Первое и третье - банально и неинтересно. А вот второе - занятно.
Дело в том, что 1 января 2016 года истекает срок торговых преференций для экспорта в ЕС, после чего "ПМР" должна либо отказаться от торговых льгот, и получить примерно 40% пошлину на свои товары, что сразу сделает их неконкурентоспособными, либо присоединиться к соглашению DCFTA. Незадолго до выборов Шевчук заявил: "Чтобы наши предприятия смогли сохранить свое присутствие на европейских рынках, мы должны фактически сдаться. Мы должны допустить на свою территорию молдавских экспертов, различных инспекторов, налоговиков, по сути, отдать Республике Молдова контроль над экономикой предприятий, которые экспортируют свою продукцию в Европу. В противном случае - риски и угрозы полной остановки любого экспорта".
"Но мы суверенитетом не торгуем!",- подытожил он тогда, выразив готовность сражаться с ЕС до последнего приднестровца.
Причина такого упорства проста: инспекции ЕС могут выявить на территории ПМР целые предприятия, ориентированные на производство контрабандной (и контрафактной!) продукции, завозимой впоследствии в Молдову и в Украину, и далее. Недаром введение совместного таможенного контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы вызвало такую панику в Тирасполе. И здесь явно вырисовывается схема сотрудничества двух команд. Благообразный Верховный Совет - все сплошь народные избранники! - будет выступать посредником между Шевчуком и миссией Евросоюза, рассказывая, что, мол, они бы и рады присоединиться к DCFTA - да Шевчук не дает. Но через год его переизберут - и вот нельзя ли продлить на этот год преференции, с учетом того, что без них - гуманитарная катастрофа, старики и дети вымрут с голода.
Имеется информация, что предварительные переговоры на этот счет уже проведены. Причем при поддержке молдавской стороны. И некое полусогласие от жалостливого Евросоюза уже получено. Осталось пустить ещё пару слезинок и дожать европейцев до конца.
Сергей Ильченко
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :