Фінансові новини
- |
- 17.05.24
- |
- 08:30
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Накращий момент, щоб посадити дерево, був двадцять років тому. Наступний – сьогодні" Китайське прислів'я |
Ставки по автокредитам в 2007 году снизятся на 1,5-2,5%
13:08 15.02.2007 |
Банкиры приучают украинцев к жизни на колесах. По количеству проданных в 2006 году автомобилей Украина вышла на 9 - е место в Европе. Успехом автодилеры обязаны коммерческим банкам, профинансировавшим около половины всех покупок. По оценкам специалистов информационно - аналитической группы AUTO - Consulting, в 2006 году в Украине продано более 371 тыс. автомобилей - на 40% больше, чем годом ранее. При этом, по данным Первого Украинского Международного банка (ПУМБ), доля автомобилей, проданных в кредит, увеличилась с 30 (в 2005 году) до 50%. Участники рынка оценивают прошлогодний объем рынка автокредитования в $2,5 - 3 млрд.
Популярность автокредитования выросла после того, как кредиторы стали более лояльно относиться к заемщикам. Крупные отечественные банки теперь предлагают автокредиты без первоначального взноса и на более длительный срок - 5 - 7 лет (против 3 - 5 два - три года назад). А массовое внедрение скоринговых систем оценки заемщиков значительно сократило время принятия банкирами решений о предоставлении займов. Наконец, в прошлом году некоторые банки в рамках акций автодилеров расщедрились на символические проценты по кредитам - 1 - 5% годовых.
14% годовых
Несмотря на усиление конкуренции в сегменте розничного кредитования и приход в Украину иностранных банков, располагающих длинными и дешевыми деньгами, процентные ставки по автокредитам в 2006 году так и не снизились. К концу прошлого года займы на покупку автомобилей и вовсе начали дорожать.
По словам начальника департамента маркетинга ВАБанка Сергея Масюка, в 2006 году процентные ставки (как долларовые, так и гривневые) на короткие сроки кредитования несколько увеличились, на длительные сроки - незначительно снизились. "Средняя процентная ставка по кредитам в гривне на три года увеличилась до 16,5% (+0,14%), на 5 лет - уменьшилась до 16,37% годовых ( - 0,12%)", - констатирует эксперт. Средняя процентная ставка по трехлетним валютным кредитам возросла до 11,63% (+0,03%), по пятилетним - упала до 11,59% ( - 0,12%).
3% ВВП В КРЕДИТ
Повысились и комиссионные платежи. "В 2006 году средний уровень комиссионных платежей вырос с 1,7 до 2,2% от суммы автокредита. На рынке идет постоянная борьба за клиентов путем увеличения сроков кредитования и наполнений (соотношения суммы кредита к стоимости автомобиля), итогом которой был рост операционных рисков. За счет увеличения комиссионных платежей банки пытаются минимизировать риски по автокредитам, выданным на большой срок со 100% наполнением", - объясняет председатель наблюдательного совета Правэкс - Банка Степан Черновецкий. "Учитывая, что реальная стоимость кредита зависит не только от процентной ставки, но и от комиссионных платежей, эффективная процентная ставка к концу 2006 года составила 18,85% (+0,23%) в гривне и 13,92% (+0,17%) в валюте", - добавляет Масюк.
Причин повышения ставок - две. Во - первых, из - за роста проблемной задолженности увеличились риски кредитования как в целом, так и в сегменте автокредитов. Во - вторых, спрос на займы существенно превышал предложение - банки не справлялись с объемом поступающих кредитных заявок потенциальных клиентов. Повысив стоимость автокредитов, банкиры не только выровняли спрос - предложение, но и увеличили прибыльность таких операций.
Экспрессом по бездорожью
За последние год - два к классическим программам автокредитования (кредиты на подержанные машины, кредит без первого взноса и др.) прибавилось еще несколько банковских продуктов: схемы trade - in и buy - back, экспресс - кредиты и беспроцентные кредиты.
Программа trade - in позволяет приобрести новую машину в обмен на подержанную с доплатой - стоимость автомобиля с пробегом идет в зачет цены нового. Срок кредитования по такой схеме - до 5 - 7 лет. Программа обратного выкупа (buy - back) позволяет отложить погашение части суммы кредита (от 20 до 60%) до последнего дня срока кредитования. Проще говоря, заемщик делает первый взнос, часть стоимости машины выплачивает в течение срока кредитования, а последний платеж погашает по окончании действия договора. При этом может либо выплатить оставшуюся сумму кредита и оставить автомобиль у себя, либо продать автомобиль дилеру по заранее оговоренной в договоре цене и приобрести новый. Во втором случае продавец обязан продать автомобиль и за заемщика рассчитаться с банком. Сроки кредитования для программы buy - back составляют от 1 до 4 лет. По словам начальника управления розничного бизнеса ПУМБа Валерия Пацуя, главный недостаток схем trade - in и buy - back заключается в том, что они распространяются только на покупку дорогих автомобилей. "В остальном недостатков практически нет", - говорит эксперт.
Программа экспресс - кредитования говорит сама за себя - ссуда выдается в сжатые сроки (24 часа), а заемщик может предоставить упрощенный пакет документов. Но поскольку банк принимает на себя дополнительные риски (например, не требуя справку о доходах клиента), стоимость такого автокредита возрастает, а сроки кредитования уменьшаются.
Эксперты не советуют спешить с оформлением беспроцентных кредитов или с символической ставкой в рамках акции автопродавца. Стоит обратить внимание на стоимость автомобиля, под покупку которого предлагается заем на суперусловиях. Не исключено, что точно такой же автомобиль клиент сможет приобрести в другом салоне, но по более низкой цене. Кроме того, обязательным условием получения беспроцентного кредита может быть оформление страхового полиса (КАСКО) по завышенной цене (ставка на несколько процентов выше среднерыночной) или, к примеру, большая единоразовая комиссия. Схема сотрудничества банка, автодилера и страховой компаний построена таким образом, чтобы каждый из них смог заработать на покупателе автомобиля.
На рынке автокредитования появились и совсем новые услуги, дополняющие стандартные программы. В некоторых банках клиенты могут оформить кредит на оплату сопутствующих автокредиту платежей - банковских комиссий, страховых платежей, услуг нотариусов и МРЭО. Некоторые из допуслуг являются обязательными и, соответственно, еще больше удорожают автокредит. Например, многие банки обязывают заемщиков страховать не только сам автомобиль, но и их гражданскую ответственность и жизнь.
Mercedes вместо Lanos
Участники рынка прогнозируют снижение эффективных процентных ставок в 2007 году на 1,5 - 2,5%. Но при этом банки вряд ли пойдут на очередное увеличение максимальных сроков автокредитования. Через 5 - 7 лет эксплуатации автомобиля его рыночная стоимость снижается вдвое и больше. Если увеличить сроки кредитования на покупку автомобилей, например до 15 лет, то по истечении первых 10 лет обслуживания кредита стоимость объекта залога (перешедшего в категорию б/у автомобиля) может оказаться меньше остатка задолженности по кредиту.
Сергею Масюку сложно спрогнозировать динамику рынка автокредитования в 2007 году: "На авторынке меняется структура спроса. Российско - украинские бренды постепенно теряют популярность. В 2007 году эта тенденция продолжится, особенно после снятия с производства Таврий. В то же время растут продажи бюджетных иномарок. Экспансия зарубежных банков в Украину подталкивает основных игроков на рынке автокредитования к установлению максимально конкурентных процентных ставок по займам. По нашим прогнозам, в 2007 году лидеры рынка автокредитования будут предлагать уже не рекламные, а эффективные ставки по автокредитам на уровне 10 - 11% годовых в валюте и 14 - 15% годовых в гривне".
Валерий Пацуй считает, что рынок автомобилей еще далек от насыщения: "Прошлогодние темпы роста сохранятся в ближайшие два - три года. Это касается и объемов автокредитования, которые, по нашим подсчетам, в 2007 году вырастут на те же 30 - 40% и составят около $3,5 - 4 млрд. Такой рост связан прежде всего с улучшением условий автокредитования, повышением доходов украинцев и количественным увеличением среднего класса - основного потребителя автомобилей".
В Правэкс - Банке, напротив, полагают, что насыщение рынка новых автомобилей произойдет уже в ближайшие несколько лет. В 2007 году прирост зарегистрированных в Украине автомобилей может составить около 25%, при этом доля продаж автомобилей в кредит останется на уровне 40 - 60%, считают специалисты банка. "На протяжении 2006 года размеры банковских комиссий при оформлении кредитов физлиц на покупку автомобилей увеличивались, в 2007 году ситуация может измениться, - прогнозирует Степан Черновецкий. - Конкуренция на рынке автокредитов постоянно растет - в итоге будут снижаться как размеры комиссионных платежей, так и уровень процентных ставок. Вполне вероятно, что в 2007 году среднерыночные процентные ставки по автокредитам уменьшатся в среднем на 0,5%, а размер комиссионных платежей в этом сегменте снизится до 1,5% от суммы кредита".
Народные машины - ВАЗ и Daewoo. Лидеры автомобильного рынка в Украине* | |||
Марка | Доля в 2006 году, % | Доля в 2005 году, % | Изменение доли рынка, % |
ВАЗ | 30,46 | 34,23 | - 3,77 |
Daewoo | 13,88 | 12,5 | +1,38 |
Chevrolet | 9,58 | 11,49 | - 1,91 |
ZAZ | 7,61 | 12,76 | - 5,15 |
Skoda | 4,89 | 4,34 | +0,55 |
*По количеству проданных новых автомобилей в 2006 году По данным AUTO - Consulting |
Сколько стоит автокредит. Условия кредитования покупки новых автомобилей для физлиц | |||||
ПриватБанк | Райффайзен Банк Аваль* | УкрСиббанк | Укрэксимбанк | Укрсоцбанк | |
Срок кредитования, лет | 5 - 7 | 3 - 7 | 5 - 7 | 3 - 6 | 3 - 7 |
Процентная ставка, гривня | 14,04 - 16,08 | 17,5 | 16,5 - 17,5 | 17,0 - 17,5 | 16,0** - 17,0 |
годовых доллар США | 10,08 - 12,0 | 13,5 | 12,0 - 13,0 | 12,5 - 13 | 11,5** - 12,5 |
Минимальный первый взнос, % | 0 - 20 | 10 - 15 | 0 - 15 | 10 - 25 | 0 - 25 |
Единоразовые комиссии, % | нет | 1,75*** | 2*** | 1*** | 1,1*** + 0,3**** |
Ежемесячные комиссии, % | 0,2*** | нет | нет | нет | нет |
* Сумма кредита от $2 тыс. до $50 тыс. ** При сроке кредитования до 1 года *** От суммы кредита **** Комиссия за перечисление денежных средств на счет автосалона (если кредит выдают безналом). По данным банков. Исследование проводилось в начале февраля 2007 года. Проанализированы предложения пяти крупнейших банков Украины по размерам активов (по данным АУБ). Условия кредитования в зависимости от региона Украины могут несущественно меняться |
Ориентировочный пакет документов потенциального заемщика - физлица*:
* паспорт;
* справка о присвоении идентификационного кода;
* справка с места работы о занимаемой должности и фактическом доходе за последние 6 - 12 месяцев;
* прочие документы, подтверждающие получение доходов за последние 6 - 12 месяцев;
* копия трудовой книжки за три последних года, заверенная печатью предприятия;
* счет - фактура на автомобиль.
* При необходимости более детального анализа заемщика банк может потребовать дополнительные документы
Есть данные
В структуре автокредитных портфелей украинских банков доминируют займы на покупку недорогих автомобилей украинских и российских производителей - марки ВАЗ, Daewoo, Chevrolet. Это вполне логично, ведь на "народные автомобили" приходится более половины проданных в 2006 году марок машин (см. Лидеры авторынка). Однако в будущем доля кредитования покупки иномарок будет увеличиваться. К концу 2006 года резко возрос спрос на новые импортируемые автомобили стоимостью более $10 тыс. По данным AUTO - Consulting, соотношение продаж иномарки/автомобили производства стран СНГ достигло 68 против 32%. Тогда как год назад автомобили продавались в пропорции 50:50. Причины - рост платежеспособности украинцев и подорожание украинско - российских автомобилей с введением эконорм Евро - 2.
Александр РУБАН