Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Ставки по автокредитам в 2007 году снизятся на 1,5-2,5%

13:08 15.02.2007 |

Банкиры приучают украинцев к жизни на колесах. По количеству проданных в 2006 году автомобилей Украина вышла на 9 - е место в Европе. Успехом автодилеры обязаны коммерческим банкам, профинансировавшим около половины всех покупок. По оценкам специалистов информационно - аналитической группы AUTO - Consulting, в 2006 году в Украине продано более 371 тыс. автомобилей - на 40% больше, чем годом ранее. При этом, по данным Первого Украинского Международного банка (ПУМБ), доля автомобилей, проданных в кредит, увеличилась с 30 (в 2005 году) до 50%. Участники рынка оценивают прошлогодний объем рынка автокредитования в $2,5 - 3 млрд.

Популярность автокредитования выросла после того, как кредиторы стали более лояльно относиться к заемщикам. Крупные отечественные банки теперь предлагают автокредиты без первоначального взноса и на более длительный срок - 5 - 7 лет (против 3 - 5 два - три года назад). А массовое внедрение скоринговых систем оценки заемщиков значительно сократило время принятия банкирами решений о предоставлении займов. Наконец, в прошлом году некоторые банки в рамках акций автодилеров расщедрились на символические проценты по кредитам - 1 - 5% годовых.

14% годовых

Несмотря на усиление конкуренции в сегменте розничного кредитования и приход в Украину иностранных банков, располагающих длинными и дешевыми деньгами, процентные ставки по автокредитам в 2006 году так и не снизились. К концу прошлого года займы на покупку автомобилей и вовсе начали дорожать.

По словам начальника департамента маркетинга ВАБанка Сергея Масюка, в 2006 году процентные ставки (как долларовые, так и гривневые) на короткие сроки кредитования несколько увеличились, на длительные сроки - незначительно снизились. "Средняя процентная ставка по кредитам в гривне на три года увеличилась до 16,5% (+0,14%), на 5 лет - уменьшилась до 16,37% годовых ( - 0,12%)", - констатирует эксперт. Средняя процентная ставка по трехлетним валютным кредитам возросла до 11,63% (+0,03%), по пятилетним - упала до 11,59% ( - 0,12%).

3% ВВП В КРЕДИТ

Повысились и комиссионные платежи. "В 2006 году средний уровень комиссионных платежей вырос с 1,7 до 2,2% от суммы автокредита. На рынке идет постоянная борьба за клиентов путем увеличения сроков кредитования и наполнений (соотношения суммы кредита к стоимости автомобиля), итогом которой был рост операционных рисков. За счет увеличения комиссионных платежей банки пытаются минимизировать риски по автокредитам, выданным на большой срок со 100% наполнением", - объясняет председатель наблюдательного совета Правэкс - Банка Степан Черновецкий. "Учитывая, что реальная стоимость кредита зависит не только от процентной ставки, но и от комиссионных платежей, эффективная процентная ставка к концу 2006 года составила 18,85% (+0,23%) в гривне и 13,92% (+0,17%) в валюте", - добавляет Масюк.

Причин повышения ставок - две. Во - первых, из - за роста проблемной задолженности увеличились риски кредитования как в целом, так и в сегменте автокредитов. Во - вторых, спрос на займы существенно превышал предложение - банки не справлялись с объемом поступающих кредитных заявок потенциальных клиентов. Повысив стоимость автокредитов, банкиры не только выровняли спрос - предложение, но и увеличили прибыльность таких операций.

Экспрессом по бездорожью

За последние год - два к классическим программам автокредитования (кредиты на подержанные машины, кредит без первого взноса и др.) прибавилось еще несколько банковских продуктов: схемы trade - in и buy - back, экспресс - кредиты и беспроцентные кредиты.

Программа trade - in позволяет приобрести новую машину в обмен на подержанную с доплатой - стоимость автомобиля с пробегом идет в зачет цены нового. Срок кредитования по такой схеме - до 5 - 7 лет. Программа обратного выкупа (buy - back) позволяет отложить погашение части суммы кредита (от 20 до 60%) до последнего дня срока кредитования. Проще говоря, заемщик делает первый взнос, часть стоимости машины выплачивает в течение срока кредитования, а последний платеж погашает по окончании действия договора. При этом может либо выплатить оставшуюся сумму кредита и оставить автомобиль у себя, либо продать автомобиль дилеру по заранее оговоренной в договоре цене и приобрести новый. Во втором случае продавец обязан продать автомобиль и за заемщика рассчитаться с банком. Сроки кредитования для программы buy - back составляют от 1 до 4 лет. По словам начальника управления розничного бизнеса ПУМБа Валерия Пацуя, главный недостаток схем trade - in и buy - back заключается в том, что они распространяются только на покупку дорогих автомобилей. "В остальном недостатков практически нет", - говорит эксперт.

Программа экспресс - кредитования говорит сама за себя - ссуда выдается в сжатые сроки (24 часа), а заемщик может предоставить упрощенный пакет документов. Но поскольку банк принимает на себя дополнительные риски (например, не требуя справку о доходах клиента), стоимость такого автокредита возрастает, а сроки кредитования уменьшаются.

Эксперты не советуют спешить с оформлением беспроцентных кредитов или с символической ставкой в рамках акции автопродавца. Стоит обратить внимание на стоимость автомобиля, под покупку которого предлагается заем на суперусловиях. Не исключено, что точно такой же автомобиль клиент сможет приобрести в другом салоне, но по более низкой цене. Кроме того, обязательным условием получения беспроцентного кредита может быть оформление страхового полиса (КАСКО) по завышенной цене (ставка на несколько процентов выше среднерыночной) или, к примеру, большая единоразовая комиссия. Схема сотрудничества банка, автодилера и страховой компаний построена таким образом, чтобы каждый из них смог заработать на покупателе автомобиля.

На рынке автокредитования появились и совсем новые услуги, дополняющие стандартные программы. В некоторых банках клиенты могут оформить кредит на оплату сопутствующих автокредиту платежей - банковских комиссий, страховых платежей, услуг нотариусов и МРЭО. Некоторые из допуслуг являются обязательными и, соответственно, еще больше удорожают автокредит. Например, многие банки обязывают заемщиков страховать не только сам автомобиль, но и их гражданскую ответственность и жизнь.

Mercedes вместо Lanos

Участники рынка прогнозируют снижение эффективных процентных ставок в 2007 году на 1,5 - 2,5%. Но при этом банки вряд ли пойдут на очередное увеличение максимальных сроков автокредитования. Через 5 - 7 лет эксплуатации автомобиля его рыночная стоимость снижается вдвое и больше. Если увеличить сроки кредитования на покупку автомобилей, например до 15 лет, то по истечении первых 10 лет обслуживания кредита стоимость объекта залога (перешедшего в категорию б/у автомобиля) может оказаться меньше остатка задолженности по кредиту.

Сергею Масюку сложно спрогнозировать динамику рынка автокредитования в 2007 году: "На авторынке меняется структура спроса. Российско - украинские бренды постепенно теряют популярность. В 2007 году эта тенденция продолжится, особенно после снятия с производства Таврий. В то же время растут продажи бюджетных иномарок. Экспансия зарубежных банков в Украину подталкивает основных игроков на рынке автокредитования к установлению максимально конкурентных процентных ставок по займам. По нашим прогнозам, в 2007 году лидеры рынка автокредитования будут предлагать уже не рекламные, а эффективные ставки по автокредитам на уровне 10 - 11% годовых в валюте и 14 - 15% годовых в гривне".

Валерий Пацуй считает, что рынок автомобилей еще далек от насыщения: "Прошлогодние темпы роста сохранятся в ближайшие два - три года. Это касается и объемов автокредитования, которые, по нашим подсчетам, в 2007 году вырастут на те же 30 - 40% и составят около $3,5 - 4 млрд. Такой рост связан прежде всего с улучшением условий автокредитования, повышением доходов украинцев и количественным увеличением среднего класса - основного потребителя автомобилей".

В Правэкс - Банке, напротив, полагают, что насыщение рынка новых автомобилей произойдет уже в ближайшие несколько лет. В 2007 году прирост зарегистрированных в Украине автомобилей может составить около 25%, при этом доля продаж автомобилей в кредит останется на уровне 40 - 60%, считают специалисты банка. "На протяжении 2006 года размеры банковских комиссий при оформлении кредитов физлиц на покупку автомобилей увеличивались, в 2007 году ситуация может измениться, - прогнозирует Степан Черновецкий. - Конкуренция на рынке автокредитов постоянно растет - в итоге будут снижаться как размеры комиссионных платежей, так и уровень процентных ставок. Вполне вероятно, что в 2007 году среднерыночные процентные ставки по автокредитам уменьшатся в среднем на 0,5%, а размер комиссионных платежей в этом сегменте снизится до 1,5% от суммы кредита".

Народные машины - ВАЗ и Daewoo. Лидеры автомобильного рынка в Украине*
Марка Доля в 2006 году, % Доля в 2005 году, % Изменение доли рынка, %
ВАЗ 30,46 34,23 - 3,77
Daewoo 13,88 12,5 +1,38
Chevrolet 9,58 11,49 - 1,91
ZAZ 7,61 12,76 - 5,15
Skoda 4,89 4,34 +0,55
*По количеству проданных новых автомобилей в 2006 году По данным AUTO - Consulting
Сколько стоит автокредит. Условия кредитования покупки новых автомобилей для физлиц
  ПриватБанк Райффайзен Банк Аваль* УкрСиббанк Укрэксимбанк Укрсоцбанк
Срок кредитования, лет 5 - 7 3 - 7 5 - 7 3 - 6 3 - 7
Процентная ставка, гривня 14,04 - 16,08 17,5 16,5 - 17,5 17,0 - 17,5 16,0** - 17,0
годовых доллар США 10,08 - 12,0 13,5 12,0 - 13,0 12,5 - 13 11,5** - 12,5
Минимальный первый взнос, % 0 - 20 10 - 15 0 - 15 10 - 25 0 - 25
Единоразовые комиссии, % нет 1,75*** 2*** 1*** 1,1*** + 0,3****
Ежемесячные комиссии, % 0,2*** нет нет нет нет
* Сумма кредита от $2 тыс. до $50 тыс. ** При сроке кредитования до 1 года *** От суммы кредита **** Комиссия за перечисление денежных средств на счет автосалона (если кредит выдают безналом). По данным банков. Исследование проводилось в начале февраля 2007 года. Проанализированы предложения пяти крупнейших банков Украины по размерам активов (по данным АУБ). Условия кредитования в зависимости от региона Украины могут несущественно меняться
Что хотят банки от автолюбителей

Ориентировочный пакет документов потенциального заемщика - физлица*:

* паспорт;

* справка о присвоении идентификационного кода;

* справка с места работы о занимаемой должности и фактическом доходе за последние 6 - 12 месяцев;

* прочие документы, подтверждающие получение доходов за последние 6 - 12 месяцев;

* копия трудовой книжки за три последних года, заверенная печатью предприятия;

* счет - фактура на автомобиль.

* При необходимости более детального анализа заемщика банк может потребовать дополнительные документы

Есть данные

В структуре автокредитных портфелей украинских банков доминируют займы на покупку недорогих автомобилей украинских и российских производителей - марки ВАЗ, Daewoo, Chevrolet. Это вполне логично, ведь на "народные автомобили" приходится более половины проданных в 2006 году марок машин (см. Лидеры авторынка). Однако в будущем доля кредитования покупки иномарок будет увеличиваться. К концу 2006 года резко возрос спрос на новые импортируемые автомобили стоимостью более $10 тыс. По данным AUTO - Consulting, соотношение продаж иномарки/автомобили производства стран СНГ достигло 68 против 32%. Тогда как год назад автомобили продавались в пропорции 50:50. Причины - рост платежеспособности украинцев и подорожание украинско - российских автомобилей с введением эконорм Евро - 2.

Александр РУБАН

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на вчора, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4404  0,06 0,15 39,9880  0,06 0,16
EUR 42,6900  0,08 0,19 43,4772  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес