Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

""Киевские Ведомости": Автогражданкой по разгильдяйству (Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами неизбежно)

16:36 15.09.2004 |

Вводится оно со следующего года, но каким окажется, сказать не может никто. Буквально все вопросы еще в разработке.

На презентацию Закона "Об обязательном страховании гражданско - правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" собралось немало людей. Цели - у каждого свои.

Представители страховых компаний и чиновники пришли себя показать. Глава Моторного транспортного страхового бюро (МТСБ) Владимир Романишин - донести миру, что украинский вариант автогражданки будет самым дешевым в Европе, а работать будет как часы. Журналисты надеялись выловить сенсацию. Не хватало только представителей церкви, которые благословили бы важное начинание.

Скоро стало ясно, что прессе поживиться особенно нечем. Готов только сам закон, который почти гарантированно вступит в силу со следующего года. Все остальные направления пока в разработке. Даже на самый интересный для журналистов вопрос, сколько планируется потратить на популяризацию автогражданки, "ответчики" кокетливо промолчали.

Зато пресса узнала, насколько бурная деятельность развернута, чтобы уже с начала следующего года приступить к сбору денег. День и ночь работают порядка двенадцати комиссий, каждая курирует свое большое направление. Например, создание единого документа для автовладельцев или подготовку изменений к нормативным актам. Им помогают государственные органы - МВД, Госкомфинуслуг, МТСБ. И, конечно же, сами страховщики - никто не заинтересован в новом виде страхования больше, чем они.

По самым скромным оценкам, только в 2005 году уполномоченные компании соберут по автогражданке от 800 млн. до 2 млрд. грн. Это огромные деньги для страховщиков, которые с гордостью заявляют сегодня о получении платежей на 30 млн. грн. в год. Безусловно, по правилам хорошего тона, они посетовали, что при слишком низких тарифах вся отрасль вылетит в трубу, и надо бы добавить. Если не до 74 долл., как в среднем по России, то хотя бы до пятидесяти.

Желания автомобилистов наверняка противоположны, но ценой они не ограничены. Механизм автогражданки должен работать не как - нибудь, а максимально удобно для потребителей.

Этот вид страхования, как показывает мировой опыт, очень полезен. Суть услуги в том, что страхуется ответственность автовладельца перед третьими лицами. Если водитель повредил чужое имущество или нанес увечья человеку (или даже убил), компания обязуется выплатить за него ущерб, точно оценив его размер. Она берет на себя ответственность за покупателя полиса. У клиентов пропадает необходимость бить друг другу физиономии, требуя выплаты денег.

Однако чтобы автогражданка работала хорошо, как на Западе, а не создавала лишних проблем, как в России, нужно выполнить два условия. Как минимум, полисы должна иметь подавляющая часть владельцев транспортных средств. А еще необходим надежный механизм работы автогражданки.

Первое условие, без сомнения, будет выполнено. Опыт России показывает, какой хороший агитатор получился из ГАИ. Там приобрели полисы уже 91% автовладельцев, хотя в апреле счастливых обладателей было всего 85%. Наверняка в Украине держатели полосатых палочек в кратчайшие сроки убедят автовладельцев оплатить новую услугу. Кстати, совместно с МВД создается единая база данных владельцев страховок, а также обдумывается, как уменьшить вероятность мошенничества с участием представителей ГАИ. Такая картотека позволит справиться с увеличением объема работы. Опыт России показывает, что число вызовов ГАИ после внедрения автогражданки увеличилось на 60%.

Сложнее со вторым условием.

Прежде всего под большим вопросом надежность самих страховых компаний. Отчетность они сдают раз в квартал, при этом законными методами фальсифицируют объемы сформированных резервов. Выездной контроль над компаниями почти невозможен. Их в Украине порядка 360 - ти, а у Госкомфинуслуг - постоянная нехватка то кадров, то финансирования. Впрочем, комиссия, по словам куратора отрасли Владимира Игнащенко, в ноябре планирует выпустить новое положение по осуществлению контроля над формированием компаниями резервов.

Большие надежды возлагаются на лицензирование желающих заняться автогражданкой. В ходе процедуры должны отсеяться недостаточно устойчивые и, что не менее важно, технически неспособные выполнять большой объем работ страховщики. Ведь даже крупнейшие из них признают, что для такого масштабного проекта, как автогражданка, у них пока недостаточно отделений и квалифицированных кадров.

Поэтому нет сомнений, что участвовать в разделе столь вкусного пирога будут не более 20 - 30 компаний. Или того меньше, учитывая "хилость" отечественного страхового рынка даже в сопоставлении с соседней Россией. И почти наверняка львиная доля платежей достанется тем, кто сегодня участвует в работе комиссий.

Обязательно следует учесть опыт России, где по прошествии года существования автогражданки основной проблемой оказалась громоздкость процедур по выплате страхового возмещения. Владелец полиса нередко вынужден две - три недели ждать положительного решения компании, при этом сам должен колесить по ГАИ, оценщикам и другим "точкам контроля". А случаи невыплаты страхового возмещения под разными предлогами происходят на удивление часто.

Единственный выход из подобной ситуации - создание четкой детализированной процедуры действий всех участников процесса при наступлении страхового случая: владельцев транспортных средств, ГАИ, страховщиков, оценщиков и даже скорой помощи. И, конечно же, жесткой системы санкций за нарушения. Ничто так не развязывает руки, как свобода трактовки и отсутствие ответственности. Особенно в вопросе, где счет идет на сотни миллионов гривен.

Сергей ЛЯМЕЦ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6370
 0,1219
0,31
EUR
1
42,2986
 0,0655
0,15

Курс обміну валют на вчора, 10:11
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3623  0,01 0,02 39,9291  0,02 0,06
EUR 42,1332  0,05 0,12 42,9332  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6350  0,19 0,48 39,6500  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес