Фінансові новини
- |
- 19.12.24
- |
- 12:57
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Инвестгазета": Реализация "схем" должна стать экономически невыгодной
10:01 24.03.2004 |
Страховая компания "Скайд - Вест" не первый год проводит исследования рынка страхования. По словам Андрея Перетяжко, президента компании, в прошлом году, так же как и в позапрошлом, доля рынка "нереального" страхования составляла более 60%
> - Какие страховые продукты чаще всего используются для "нереального" страхования?
- Если мы посмотрим на структуру страховых платежей за девять месяцев прошлого года, то увидим, что значительную долю занимало страхование имущественных рисков, в том числе финансовых. Договор страхования финансовых рисков - самый простой, через такие договоры за рубеж уходят огромные деньги. Помимо этого для различных схем используется страхование имущества, грузов и пр.
- О каких схемах нереального страхования можно говорить?
- Мы забываем о том, что страхование сегодня используется не только в целях оптимизации налогообложения, вывода денег за рубеж или для обналичивания. Используется механизм капитализации в рамках групп. Для этого специально наращивается прибыль, которая потом вместе с деньгами уходит на увеличение капитала родственных структур. Подобную схему используют многие банковские учреждения и страховые компании. Через СК на сегодняшний день покупаются очень крупные предприятия.
- На сегодняшний день страховой рынок дает двукратный прирост ежегодно. Чем вызваны такие высокие темпы?
- Да, рынок растет. К сожалению, приходится констатировать, что во многом это обусловлено ростом "нереального" страхования. Тем не менее, многие аналитические отчеты о работе украинских страховых компаний грешат несоответствиями. Например, мало кто учитывает, что в суммарный объем собранных страховых премий включаются прямая и перестраховочная премии. Получается, что один и тот же платеж учитывается дважды.
Темпы роста классического страхования - 17 - 22%, в основном: автогражданская ответственность, имущество, медицинское страхование и другие.
- Ваша компания уже не первый год проводит исследование рынка страхования. Как изменилась ситуация за прошлый год на рынке "нереального" страхования? И каковы прогнозы на этот год?
- Если сравнивать объемы внутреннего и внешнего перестрахования, а также объемы страховых платежей и страховых выплат, то можно говорить о росте нереального страхования. На сегодняшний день расчеты показывают, что более 60% страховых премий относятся в той или иной мере к налоговым схемам.
В то же время, если Госфинуслуг удастся и дальше придерживаться политики, которая проводится сейчас, можно прогнозировать уменьшение использования оптимизационных схем в страховании. Но самый главный вопрос будет заключаться в налогообложении. Пока будет существовать 3% - ный налог с валового дохода для страховых компаний, такие схемы будут пользоваться популярностью, даже с учетом введения налога на перестрахование. Хотя работать с перестраховщиками - нерезидентами станет сложнее: уменьшится количество игроков на этом рынке. Однако останутся "гранды", которые смогут платить налог с операций "нерейтингового" перестрахования, используя при этом оптимизационные схемы.
- То есть возможен вариант использования крупных украинских СК для проведения "нереального" страхования?
- Подобные попытки предпринимаются и сейчас. Безусловно, крупные перестраховочные компании с рейтингом ААА (Standard & Poors), на такое не пойдут, но в принципе, используя все возможные уловки, такая схема к применению возможна. Это будет под силу только нескольким игрокам, которые специализируются на схемах подобного рода и которых нельзя отнести к рынку классического страхования. И я думаю, что в ближайшие годы они будут процветать.
- Можно ли этого избежать?
- Избежать - не знаю, а вот определить возможно. Например, у компаний, которые позиционируются как классические, была идея организовать своего рода клуб при Лиге страховых организаций, в который будут входить СК, готовые максимально раскрывать о себе информацию - о своем портфеле, обо всех продуктах, о количестве договоров, о выплатах по каждому из продуктов. Не имея такой информации, очень тяжело делать расчеты (актуарные, статистические), а информация, которая не имеет отношения к реальному сектору, мешает делать любые прогнозы. Мы сегодня даже не можем точно сказать, кто лидер рынка и по каким видам страхования; где реальное страхование, а где нереальное; реальны ли тарифы сегодня на рынке или они демпинговые и требуют повышения. Нельзя построить математические модели (на чем, собственно, и строится страхование) работы компании и рынка на несколько лет вперед. Возможно, создать такой клуб удастся уже в этом году.
O том, что планирует сделать Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг с целью борьбы с использованием страхования и перестрахования для различных "оптимизационных схем" и вывода капитала за рубеж, мы беседуем с Виктором Сусловым, председателем Госфинуслуг
- Виктор Иванович, как Вы оцениваете падение уровня выплат в целом по рынку? О чем это может говорить?
- Это связано с тем, что, во - первых, страхование используется для оптимизации налогообложения и ухода от уплаты, прежде всего, налога на прибыль. А во - вторых, страхование и особенно перестрахование за границу сегодня является одним из каналов сравнительно легального вывода капитала, который до сих пор было легко использовать.
- Как известно, Президент своим указом дал распоряжение Комиссии до 1 апреля разработать комплекс мер по предотвращению использования страхования в целях оптимизации налогообложения и вывода капитала за рубеж. Что планируется сделать?
- В начале этого года Комиссия инициировала принятие постановления КМУ N124 от 4 февраля о порядке перестрахования у компаний - нерезидентов. Этим постановлением мы, по сути, начали программу борьбы с выводом капитала за границу через перестрахование. Мы изучили ситуацию, связанную с тем, что 75% перестраховочных потоков направляются в страны Балтии. Госфинуслуг отослал запросы в эти страны, и на сегодняшний день мы получили ответы по конкретным компаниям, в которых перестраховывали свои риски украинские СК. Оказалось, что в большинстве совеем такие компании - нерезиденты не имеют лицензий на ведение страховой и перестраховочной деятельности и, по сути, не являются страховыми организациями. Мы насчитали 46 украинских компаний, которые перестраховывали подобным образом свои риски, обратились к ним с письмами, где предложили расторгнуть договоры страхования с такими организациями. Уже получено несколько десятков ответов, пока все они положительные. То есть украинские СК информируют нас о разрыве таких договоров. Есть отдельные случаи, когда договор с украинской стороны выполнен, и разрыв такого договора может привести к невыполнению обязательств с другой стороны. Эти случаи мы будем анализировать индивидуально, поскольку, к сожалению, каких - либо крупных выплат по таким договорам страхования не наступало. Думаю, в ближайшее время мы подведем итоги нашего обращения к страховым компаниям. Там, где позитивных ответов не будет, мы назначим проверки. Если компании будут продолжать работать с такими нерезидентами, нарушая законодательство, регулирующее страховую и перестраховочную деятельность, будем применять санкции. Хочу вспомнить об одном случае, когда компания, "провернувшая" очень большой объем переводов в Прибалтику по каналам перестрахования, не дожидаясь никаких санкций, приняла решение о самоликвидации. Подобный прецедент (хоть он пока и единичен) свидетельствует о том, что уже в этом году мы столкнемся со страховыми компаниями - однодневками.
Все это требует постоянного контроля за операциями СК. К сожалению, в Украине не создана электронная система сбора отчетности. Существует пока лишь квартальная отчетность, и от отчета до отчета в течение квартала можно провести достаточно много операций и перевести довольно крупные суммы за рубеж.
Мы сейчас озабочены тем, чтобы выработать эффективные механизмы надзора и за подобными операциями. Для этого нам потребуется наладить обмен информацией с банковской системой, как это предусмотрено соглашением между Комиссией и НБУ. Надо решать проблему с системой электронной отчетности по деятельности СК. Создание системы сбора и обработки отчетных данных в электронной форме повлечет дополнительные расходы, не предусмотренные бюджетом Госфинуслуг. Этот вопрос мы будем ставить перед правительством. Комиссия рассчитывает и на более активную поддержку и обмен информацией с правоохранительными органами.
- В то же время все эти шаги могут оказаться не столь эффективными, если останется экономический интерес для подобных операций:
- Нужно очень четко понимать, что использование перестрахования для оптимизации налогообложения будет перекрыто не тогда, когда установят тотальный надзор и контроль, а когда реализация таких схем станет экономически невыгодной. Ведь до сих пор подобные схемы возникали из - за разницы в налогообложении операций страхования и перестрахования (страхование облагалось налогом в 3% от валового дохода, а перестрахование освобождалось от налога). Таким образом, искусственно на законодательном уровне был создан мощный экономический стимул для уменьшения налогообложения путем вывода капитала за границу через механизмы перестрахования. При этом в основном работали два фактора. Поскольку страховые платежи относятся на валовые затраты, то уменьшается налогообложение налога на прибыль. Плюс, если деньги выводили за границу под видом перестрахования, эта сумма не включалась в валовой доход страховой компании и не облагалась 3% - ным налогом. Не исключено, что впоследствии часть этих денег возвращается в Украину под видом иностранных инвестиций в зоны приоритетного развития, где деятельность, связанная с использованием этих денег, предполагает определенные налоговые льготы.
Чтобы этого не было, первое, что нужно было сделать - ввести одинаковое налогообложение внутреннего страхования и перестрахования за границу. Эта задача частично решалась проектом закона 4000 - 1, устанавливавшего 3% - ный налог на внутреннее страхование и перестрахование за рубеж. Вторая проблема состояла в том, что если переводить уровень налогообложения валового дохода СК в 3% в понятие эффективной ставки по налогу на прибыль, она окажется примерно вдвое ниже, чем действующая ставка налогообложения прибыли по другим отраслям экономики. Опять - таки, выгодно уменьшать налогообложение по налогу на прибыль через механизмы страхования и перестрахования. Эта проблема законом 4000 - 1 не была решена. Поэтому в идеале необходимо создать одинаковые условия по налогообложению для страхования по сравнению с другими секторами экономики. Только тогда можно говорить о том, что экономических предпосылок для оптимизации налогообложения нет.
Екатерина Щеглова