Фінансові новини
- |
- 23.01.25
- |
- 00:16
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
""Киевский ТелеграфЪ": Госфинуслуг предотвратил первую попытку страхового суицида
17:32 22.10.2003 |
7 ноября в Украине произойдет великая страховая революция. В этот день вступает в силу норма Закона "О страховании", которая предписывает компаниям, занимающимся рисковыми видами, увеличить уставный фонд до 500 тыс., а страхователям жизни - до 750 тыс. Но 179 из 338 компаний не сумели выполнить даже требование образца 1996 года и собрать уставный фонд в размере 100 тыс. Поэтому Украину в ближайшие дни ждет хаотичный сбыт мелких страховых компаний. Даже не сбыт, а растаскивание имущества собственниками и менеджерами по давно известному принципу "хватай мешки - поезд отходит". Крайними здесь могут оказаться клиенты, а в некоторых случаях и государство, которому придется отвечать по ряду обязательств недобросовестных бизнесменов. Чтобы этого не случилось, Госфинуслуг впервые в отечественной практике начал вводить временные администрации в страховых компаниях и надеется, что их работа будет более эффективной, чем плоды труда администраторов в банках:
Почему половина страховых компаний Украины не отвечают требованиям по формированию уставных фондов - вопрос отдельный. Одни специалисты объясняют это общей слабостью рынка. Другие - разгильдяйством предыдущего надзорного органа, который так и не сумел навести порядок на вверенной ему территории. Третьи - спецификой самого рынка. По словам президента Лиги страховых организаций Александра Филонюка, на сегодняшний день только 35% страховщиков осуществляют реальное страхование: на 50 компаний приходится около 80% собранных премий и на 30 компаний - около 80% страховых выплат. Значительное число остальных фигурантов рынка используется для различных операций типа обналички, ухода от налогов или отмывания денег. Это и понятно: крупная компания, в которую вложено много денег, не станет рисковать, занимаясь незаконными операциями. А мелочевку не жалко. Так что без принудительного слияния и отсева слабых не обойтись (после вступления в 1996 году норматива в 100 тыс., число страховых компаний сократилось вдвое), но не надо же при этом убегать, не расплатившись...
Поднадзорные "беспризорники"
В принципе, ограбления предприятий собственниками в разных сферах бизнеса случались неоднократно. Если не брать хрестоматийный пример построения финансовых пирамид (типа "Меркурия", Русского дома "Селенга" и МММ), когда ребята изначально ставили себе цель собрать деньги и разбежаться, то можно привести массу примеров умышленного разорения заводов для дальнейшего банкротства и скупки "дешево и сердито". Да и в банковской сфере "умные люди" не раз пускали финансовое учреждение под откос, раздавая "друзьям" и подставным фирмам заведомо безвозвратные кредиты. Поэтому в практике НБУ было довольно много примеров введения в "тонущих банках" временной администрации. Навскидку могу вспомнить администрирование АКПБ "Украина", а также АКБ "Славянский", Олбанка, Южкомбанка, "Нашего банка" и др. Однако почему - то никого из "питомцев гнезда нацбанкового" данная мера не спасла. Самый яркий пример такого рода - уже упомянутая история краха "Украины" - показал, что работа администраторов часто уподобляется деятельности арбитражных управляющих: они уже не верят в спасение подшефного банка и не стремятся к этому. А если попутно можно порешать и собственные финансовые проблемы, то можно считать временное кураторство удачным. Во всяком случае, для заинтересованных лиц. Недаром же почти всех, кто вступал в реку администрирования, до сих пор сопровождают "вязанки" уголовных дел. Да и, с другой стороны, появление в одном из законов нормы об обязательном страховании результатов работы временных администраторов тоже было не случайным. Кстати, о страховании:
В отличие от банковского сектора, за которым последние годы был глаз да глаз, у страховиков сложилась совсем иная ситуация. Почти 10 лет, с тех пор как в стране появился страхнадзор, их не контролировали и не наказывали. Первые закрытия провинившихся компаний начались только месяц назад, а в активную стадию процесс вступил лишь на прошлой неделе. Народ просто не до конца сообразил, что вот оно закончилось, "тихе життя". А те, кто сообразил, начали действовать оперативно. Уже известны случаи, когда акционеры по договоренности с менеджментом снимают со счетов остатки средств и переводят их в труднодоступные для финансового надзора места, а также реализуют сами себе дорогие иномарки по цене китайских велосипедов. В принципе, этих ребят можно понять. Сливаться им не с кем, денег на дополнительную капитализацию средств нет, невыполнение нормативов делает реальной проблему отъема лицензий со всеми проистекающими отсюда хлопотами. Значит, в один не прекрасный день к ним придут суровые дяди из госорганов и не дадут разбежаться, заставив гасить безразмерные обязательства перед кредиторами. При таком раскладе лучшее, что может придумать деловой украинский человек, - это вовремя смыться, прихватив столько денег, чтобы в случае чего хватило откупиться от уголовного дела. А то, что клиенты потом поцелуют замок на дверях, - уже проблема других структур.
В этих реалиях на госрегулятора пала двойная нагрузка: во - первых, расчистить авгиевы конюшни рынка; во - вторых, предотвратить его дестабилизацию в процессе расчистки. Решать эти задачи Комиссия по финуслугам должна одновременно, и введение временных администраций является практически единственным инструментом "хватания за шиворот" беглецов. Другое дело, что "смерть клиента" не в интересах надзорного органа. Если в случае банкротства банка государство компенсирует вкладчикам хоть незначительный процент вклада, то за страховые полисы оно ответственности не несет. Исключение составляет "Зеленая карта" - система международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности автотранспортных средств. За него в случае банкротства страховой компании будет расплачиваться структура под названием "Моторное бюро". Естественно, что тоже не есть good. Посему в задачи временной администрации входит если не реанимация компании, то сохранение ее в платежеспособном состоянии на время, пока она не рассчитается с клиентами.
Перевоспитание ошибавшихся
То, что Госфинуслуг рано или поздно попробует отработать всю вышеизложенную теорию на практике, было ясно давно. Кто - то из злых языков даже поговаривал, что руководитель ведомства Виктор Суслов уже месяц подбирает себе "пациента", которого можно было бы спасти регуляторным вмешательством. Знаете, как иногда хирурги с громкими именами подбирают больных для операций века - по принципу: успех и только успех. Впрочем, источник в комиссии сообщил, что на самом деле все выглядит иначе. Сначала пошли первые "веерные" проверки участников рынка. Некоторых было не только трудно проверить, но и банально отыскать, вследствие чего комиссия грозно пообещала штрафовать и даже лишать лицензии на осуществление деятельности те подконтрольные учреждения, которые не предоставят сведения о точном юридическом адресе. По результатам этих проверок была закрыта первая десятка безнадежных, многие из которых практически и не работали. Еще 50 компаний получили предупреждение о возможных отзывах лицензии, если до начала октября они не увеличат уставный фонд до 100 тыс. Сейчас уже начались тематические проверки в связи с завершением срока формирования уставного фонда. Говорят, что 12 из 50 компаний сумели дотянуться до вожделенной цифры в 100 тыс. Говорят, что в ходе проверок тех, "кто не смог", и был совершенно спонтанно выявлен чудный клиент для "хирургического вмешательства".
Некая столичная фирма умудрилась за месяц обеднеть на 840 тыс. грн. Именно столько с помощью разных схем было уведено с ее счетов. Плавно перешел в собственность владельцев структуры автомобиль Опель (гривен эдак за 500) и прочее барахлишко. Как сообщил нам осведомленный источник, появившиеся в офисе администраторы, отобрав печать и ключи, не обнаружили на видном месте целого ряда необходимых финансовых документов. Зато, слегка покопавшись в бумагах, выяснили, что неоплаченные обязательства коммерческой структуры составили 240 тыс. грн. Вместе с 840 тыс. грн., плавно покинувшими счета, набегала кругленькая сумма, с которой можно неплохо жить на свободе, но коей явно не хватит для улучшения условий обитания в тюрьме.
Не знаю, соответствует ли действительности в полном объеме та информация, которую вы прочитаете ниже, но есть признаки весьма позитивного сдвига в сознании акционеров. Во всяком случае, в деловых кругах поговаривают, что, ознакомившись с содержанием тех статей Уголовного кодекса, под которые подпадают совершенные нашими героями правонарушения, они прониклись сознанием долга и согласились чисто добровольно вернуть "бабки" обратно. И сейчас собирают всем миром недостающий "лимон". Если им это удастся (а скорее всего, именно так и будет), то у приговоренной к разграблению фирмы будет достаточно средств не только для расчета с вкладчиками, но и для вегетативного существования на протяжении определенного временного промежутка. А там, дай Бог, добрые олигархи найдутся и вольют сколько надо деньжат в полуживое коммерческое предприятие.
В экономической истории Украины данный факт уникален хотя бы в том плане, что является примером не разрушительного, а благотворного воздействия временного администратора на "клиента". Чтобы закрепить успех, Госфинуслуг придется поднапрячься.
Дело в том, что норматив в 500 тыс. - не конечная точка роста уставных фондов. 7 ноября следующего года по рисковым видам страхования порог будет поднят до 1 млн., а по страхованию жизни - до 1,5 млн. На сегодня уставный фонд в размере 1 млн. имеют 76 компаний, от 500 тыс. до 1 млн. - 86, от 100 тыс. до 500 тыс. - 121 компания. Эта статистика означает, что около половины страховиков предвидят печальные последствия законодательных ограничений, и многие из них постараются смыться еще до наступления часа X. Пример одной только компании, хозяевам которой не позволили удалиться с деньгами, может быть не слишком убедителен для тех, кто уже заказывает билеты на Каймановы острова. Вот если таких "перевоспитанных" окажется хотя бы с полдюжины, миграционные настроения улягутся. И наступит сезон поисков других путей выхода из кризиса. Ведь всегда можно найти способ избежать идентификации по Уголовному кодексу. Если, конечно, постараться:
Егор СМИРНОВ