Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Комп&ньон : Налог на операции по перестрахованию за рубеж может привести не только к подорожанию страховых услуг, но и к переделу рынка

09:08 16.12.2002 |

Очень вероятно, что в ближайшем будущем у страховщиков появится новый 15% - ный налог на операции по перестрахованию за рубеж - так государство пытается бороться с утечкой капитала из страны. Но предложенный механизм его взимания приведет к тому, что платить новый налог придется в основном средним и небольшим страховым компаниям. По прогнозам экспертов, это вызовет не только рост цен на их страховые услуги, но и возможный передел рынка.

По данным департамента финансовых учреждений и рынков Министерства финансов Украины, объем перестрахования за рубеж в 2001 г. составил 785,53 млн. грн. (около $147,3 млн.). При этом страховщики оценивают долю "финансового" перестрахования (т. е. преследующего цель не защититься от рисков, а перевести деньги за рубеж без уведомления различных надзорных органов) на уровне не менее половины данной суммы. А некоторые специалисты считают, что эта доля достигает двух третей. Получается, что за год по схемам перестрахования за пределы Украины уходит примерно от $75 до $100 млн.

Видимо, посчитав, что такая "пропускная способность" данного канала утечки капиталов за рубеж является достаточно существенной для того, чтобы перекрыть его на законодательном уровне, парламент в новой редакции Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (утвержденной Верховной Радой 24 октября 2002 г.) заложил новый принцип налогообложения операций по перестрахованию. Согласно пункту 13.6 этой редакции закона операции по перестрахованию за рубеж облагаются 15% - ным налогом, если финансовая надежность перестраховщика - нерезидента не соответствует требованиям Кабмина, и не облагаются, если соответствует. Причем, во - первых, Кабмин устанавливает эти требования на основании рейтингов признанных в мире рейтинговых агентств. Другими словами, "почетное право" определить конкретно, в каких случаях отечественные страховщики должны платить налог, а в каких нет, парламентарии предоставили Кабмину. А во - вторых, по новым правилам игры налог должен выплачиваться из собственных средств страховщика, а не из дохода нерезидента (как это делается сегодня), что не позволяет не платить налог, ссылаясь на международные договоры об избежании двойного налогообложения.

И хотя президент эту редакцию закона "забраковал", воспользовавшись своим конституционным правом вето, норма с налогом на перестрахование все же осталась в тексте документа, повторно переданного в начале декабря на рассмотрение парламента (которое, по оценкам наблюдателей, должно состояться еще до конца текущего года).

Перестрахование станет невыгодным инструментом для вывода средств за рубеж

То, что новый механизм налогообложения операций по перестрахованию останется в конечном тексте закона, эксперты прогнозируют исходя из ряда факторов. Во - первых, у государства уже давно развилась "аллергия" на перестрахование за рубеж. Кабминовские чиновники высших рангов неоднократно публично заявляли, что все это - не что иное, как отмывание денег и утечка капиталов из страны. Поэтому решение установить какой - то барьер, позволяющий бороться с таким негативными явлениями, у властей назревает уже давно.

Во - вторых, замечания президента Украины к данному механизму ограничиваются достаточно странным абзацем. Вот отрывок из текста предложений президента к Закону Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 20.11.2002 г.: "... Законом установлено льготное налогообложение страховщиков, которые осуществляют выплаты в рамках договоров страхования или перестрахования рисков лишь в пользу нерезидентов. Это приведет к проявлениям дискриминации со стороны страховщиков по отношению к резидентам, исключит возможность обеспечения одинакового подхода во время страхования к отечественным и иностранным субъектам хозяйствования". Данное замечание президента вызвало у страховщиков немалое удивление: о какой дискриминации резидентов вообще идет речь? Ведь этим законом вводится налог только на операции по перестрахованию за рубеж, а перестрахование внутри страны никаким налогом не облагается. Некоторые считают, что данное замечание от имени президента писалось неспециалистами в области страхования.Но так или иначе эксперты делают вывод, что замечания президента не препятствуют введению нового механизма налогообложения, а даже наоборот. "Исходя из текста замечания, можно предположить, что предлагается распространить налог и на операции внутри страны. Но ведь это же абсурд", - считает председатель правления УАСК "АСКА - Жизнь" Галина Третьякова.

Поэтому налогу, увы, скорее быть, чем не быть. Тем более, что с новым налогом, как ни странно, согласна Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) - третий фактор, подтверждающий реальность введения нового налога. Это официальная позиция ЛСОУ, с которой та обратилась с письмом уже к новоиспеченному премьер - министру. Более того, ЛСОУ разработала свой проект правительственного постановления. Согласно этому проекту от налогообложения освобождаются суммы, переданные в перестрахование, если рейтинг финансовой надежности зарубежных перестраховщиков не ниже:

Ваа3 по классификации рейтингового агентства Moody`s Investors Service (США);

ВВВ - по классификации Standard&Poors (США) или Fitch (Великобритания);

В+ по классификации А. М. Best (США);

А++ по классификации "Эксперт - РА" (Россия). Именно такие минимальные рейтинги иностранных страховых компаний и перестраховочных обществ, по мнению ЛСОУ, гарантируют, что эти компании не занимаются "финансовым" ("схемным", неклассическим) страхованием.

Следовательно, ограничив число иностранных перестраховщиков теми, кто имеет достаточно высокий рейтинг, государство исключит возможность утечки капитала за рубеж через механизм перестрахования (поскольку этот канал вывода денег станет более дорогим по сравнению с другими схемами).

Учитывая, что альтернативного проекта постановления нет (да и, по мнению страховщиков, в Кабмине его некому готовить), достаточно высока вероятность, что правительственное постановление будет выглядеть именно так. Маловероятны, но не исключены, правда, два возможных изменения: повышение минимальных рейтингов и некоторая корректировка состава рейтинговых агентств (к примеру, не исключено, что со временем вместо агентства "Эксперт - РА" рейтинговать российские страховые компании будет "Индексное агентство РТС - Интерфакс", получившее в текущем году эксклюзивный статус локального корреспондента Standard & Poor's по России).

Стоимость страхования для предприятий - клиентов некрупных страховщиков может возрасти до 15%

Одним из наиболее примечательных моментов в ситуации с введением нового налога на деятельность страховщиков автору этих строк видится позиция ЛСОУ, которая поддерживает установление нового налога. Позиция Лиги имеет два "официальных" объяснения. Во - первых, государство намеревалось ввести 15% - ный налог на все перестрахование за рубеж, но усилиями Лиги предложена схема, по которой хотя бы часть операций налогом облагаться не будет. Во - вторых, как считает Галина Третьякова, новый налог снижает привлекательность "финансового" страхования и тем самым способствует развитию сегмента классического страхования. "Даже если Кабмин установит повышенные требования к финрейтингу перестраховщиков - нерезидентов и нашей компании придется платить 15% - ный налог, мы все равно согласны его платить, - говорит г - жа Третьякова. - В результате принятия такого механизма налогообложения разговоры о том, что все перестрахование (да и страхование в целом) - это "мойка" денег и ничего больше, должны поутихнуть. А значит, те клиенты, которые действительно хотят страховать свои риски, будут больше доверять страховым компаниям и больше страховаться. Кроме того, из - за наличия "финансового" страхования отношение государства к рынку страхования до сих пор выражается фразой: "Зачем развивать отрасль, если там деньги "моют". Я надеюсь, что хоть после введения налога государство перестанет смотреть на страховой рынок как на "моющее средство" и наконец начнет серьезно относиться к рынку и активно развивать его. В итоге для рынка страхования в целом введение такой схемы начисления налога даст положительный эффект".Но есть и другое объяснение позиции ЛСОУ и страховых компаний, ее поддерживающих, в отношении нового налога. Как правило, любая профессиональная ассоциация грешит отстаиванием интересов прежде всего ее крупных членов (они платят больший членский взнос, и соответственно больше влияют на решения организации). А довольно узкому кругу крупных страховщиков введение такого налога и особенно механизма его взимания выгодно, поскольку новый налог их не затронет, но значительно осложнит жизнь менее крупным конкурентам. Ведь небольшие страховые компании (а таких подавляющее большинство), как правило, не имеют договоров с прорейтингованными перестраховщиками (например Munich Re, Hannover Re, Swiss Re, SCOR, AIG, Partner Re, General Cologne Re, AXA Colonia и др.), операции с которыми Лига предлагает налогом не облагать. Это обусловлено тем, что таким партнерам взаимно невыгодно работать: с одной стороны, крупных западных перестраховщиков не интересуют мелкие объемы премий, собираемые небольшими компаниями. А этих, в свою очередь, не устраивает высокая цена за услуги маститых иностранцев. Кроме того, после крупных выплат по убыткам в результате терактов в США в 2001 году и наводнения в Европе в 2002 - м крупные западные страховые и перестраховочные общества существенно ужесточили условия работы на восточных рынках, повысив цены и требования к объемам операций и одновременно уменьшив перечень страхуемых рисков. Некоторые из них вообще свернули свой бизнес в регионе. "Сегодня на рынке Восточной Европы работает не более десятка западных компаний, имеющих высокие рейтинги", - говорит Вячеслав Черняховский, председатель правления ЗАО "УСК "Веста". В таких условиях предлагаемое налогообложение вынудит большинство некрупных страховых компаний повысить цены на свои услуги для клиентов - предприятий. По оценкам страховщиков, введение в действие такого налогообложения приведет, как минимум, к общему 5% - ному подорожанию практически всех страховых услуг. Особенно сильно это отразится на клиентах некрупных страховых компаний - больших промышленных предприятиях, для которых повышение тарифа составит все 15%.Такое вынужденное повышение тарифов мелкими и средними страховыми компаниями сразу же сделает их неконкурентоспособными по сравнению с тарифами более крупных страховщиков, цены которых вряд ли возрастут.

Новый налог перекроет доступ страховщиков к перспективным рынкам перестрахования

Наблюдатели отмечают, что если цель введения данного налога - передел рынка страхования, борьба с конкуренцией и мелкими страховщиками, то она будет достигнута. Если же целью является заявленная борьба с утечкой капитала за рубеж, то выбранный метод, по мнению ряда экспертов, неадекватен. По оценкам ряда отечественных страховщиков, из 91 - й (согласно данным Минфина) зарубежной компании, в которых украинские страховщики в 2001 году перестраховывали деньги, "финансовым" страхованием занимается не более 20 компаний, публичные рейтинги имеют примерно столько же. (К примеру, из 24 российских страховых и перестраховочных обществ, с которыми работают украинские страховщики, необходимые рейтинги имеют только 5 компаний.) Получается, что операции с оставшимися примерно 50 - ю компаниями, которые не занимаются схемами, но и не имеют необходимого рейтинга, будут облагаться налогом.

При этом не учитывается еще ряд факторов. Во - первых, по признанию в прессе самих руководителей некоторых крупнейших российских страховых компаний, имеющих самый высокий рейтинг финансовой надежности (по данным агентства "Эксперт - РА"), даже они все еще занимаются "финансовым" страхованием. То есть через них из Украины можно легально вывезти деньги, а значит барьер, который сегодня намереваются возвести, уже имеет бреши. Во - вторых, сегодня активно развиваются перестраховочные рынки в восточноевропейских странах (Чехия, Польша, Венгрия и др.), прибалтийском регионе, странах Юго - Восточной Азии (особенно в Китае). И сейчас некоторые украинские страховщики активно изучают компании этих регионов, чтобы уже в недалеком будущем перестраховывать часть рисков там, и за счет этого снизить стоимость своих услуг для предприятий. Кроме того, по свидетельству страховщиков, эти компании зачастую перестраховывают свои риски на взаимной основе в украинских компаниях, чего никогда не дождаться от "прорейтингованных" гигантов. Но перестраховщики из этих регионов, как правило, не имеют рейтингов, поэтому введение нового механизма налогообложения закроет данные регионы для сотрудничества.

В - третьих, если отечественным страховым компаниям, специализирующимся на "финансовом" страховании, не удастся пролоббировать отмену данной налоговой инициативы на законодательном уровне, то, по мнению некоторых специалистов, следует ожидать, что эти компании смогут добиться внесения необходимых им поправок в будущее постановление Кабмина. Для этого, судя по всему, данные компании располагают весьма значительными ресурсами и связями, раз контролирующие органы до сих пор не пытались эффективно препятствовать их деятельности. (Ведь эти компании хорошо известны в кругах страховщиков.) Поэтому вполне вероятно может сложиться ситуация, в которой те, против кого якобы направлен налог, все равно платить его не будут, а небольшие компании, реально страхующие риски, "купить место под солнцем" не смогут и вместе со своими клиентами ощутят все "прелести" налогового бремени.

Кстати, в частных разговорах с финансистами выяснилось, что перестрахование является не самым дешевым инструментом для вывода денег за рубеж (в силу его более высокого уровня легитимности по сравнению с многими другими инструментами). "Схема перестрахования нас не интересует, поскольку это дорого. Мы используем другие каналы вывода денег из Украины", - сказал представитель нефтяного бизнеса. Другой финансист считает, что $75 - 100 млн., которые уходят за рубеж через "финансовое" страхование, - не настолько значимые объемы, чтобы с ними бороться на законодательном уровне. "Эти годовые объемы сравнимы с двух - трехдневным объемом торгов на валютной бирже. В то же время мне известны компании, которые выводят из Украины такие объемы средств за одну операцию, и перестрахование здесь ни при чем", - сказал он.

Согласно законодательству до тех пор, пока Кабмин не разработает положение о рейтингах, новый налог взиматься не будет. Если же новый налог все - таки будет введен, то это перекроет "финансовое" перестрахование за рубеж, но не перекроет утечку капитала из страны по другим каналам. В то же время, как прогнозируют страховщики, в большинстве компаний подорожает страхование не только крупных рисков, но и более мелких (если, к примеру, какая - либо страховая компания захочет отдать в перестрахование весь портфель автомобильных рисков), что приведет к переделу рынка и уменьшению желающих страховаться.

С утечкой капитала, как полагают страховщики, нужно бороться иными методами. Некоторые специалисты считают, что для этого необходимо ужесточить требования к собственному капиталу, к ликвидности активов страховщиков. И бороться гласностью. "Многие вещи за рубежом не делаются не потому, что законодательство не позволяет, а потому что эти деяния будут преданы гласности и осуждению общественности", - говорит Г. Третьякова. Но главное, нужна политическая воля для принятия адекватных мер для борьбы с таким явлением, как утечка капитала, для борьбы с причинами, а не со следствием. А это, судя по всему, сделать гораздо сложнее, чем установить очередной налог, т. е. поставить очередное препятствие и так непросто развивающемуся страховому рынку. А без денег страховщиков в стране вряд ли появятся "долгосрочные" дешевые средства для развития экономики.

ина Третьяковапредседатель правления УАСК "АСКА - Жизнь"

- С очень многими негативными явлениями в стране можно бороться гласностью. Как только на страницах печати описывается какое - то нерыночное явление (например "финансовое" перестрахование), с ним рано или поздно начинают бороться.

Сегодня Минфин предпочитает занимать закрытую позицию, которая выражается в нежелании публиковать расширенные данные о рынке страхования. Публикация этих данных сразу же вскроет, кто чем занимается: реальным страхованием или схемами.

У Минфина и СБУ есть полномочия, достаточные для пресечения схем "финансового" (пере)страхования, но они ими почему - то не пользуются. Возникает вопрос: не с молчаливого ли согласия самого государства, точнее, ряда чиновников, которым выгодно наличие этих схем, они и процветают?

Игорь Арцимовичпредседатель правления МСК "Надра"

- Введение данного налога может привести к тому, что будут установлены какие - то неадекватные требования к рейтингам. И страховщики, которые перестраховывают риски в компаниях с нормальным уровнем платежеспособности, но не имеющими требуемого рейтинга, например, с восточного или восточноевропейского рынков (а там есть компании, которые по сравнению с нами имеют страховые фонды огромных размеров), не смогут получать от них перестраховочную защиту. Хотя они часто являются для нас более дешевыми, более удобными партнерами. Таким образом, сужается база перестрахования, увеличиваются цены для украинских компаний. То есть мы можем получить большое количество проблем: и технических, и ценовых. И украинский рынок станет еще менее защищенным, концентрация на нем увеличится, конкуренция уменьшится. Соответственно пострадает потребитель страховых услуг.

Потребителями перестрахования в Украине являются триста страховых компаний, а мы на законодательном уровне пытаемся урегулировать рынок такими жесткими мерами. На самом деле это немассовый рынок, и для него можно выписать какую - то узкую нормативную базу не на налоговом уровне, а, например, ужесточить требования к платежеспособности страховых компаний. Жесткое выполнение требований платежеспособности резко отсечет количество вывезенных денег. Необходимо ликвидировать механизм выдачи индивидуальных разрешений на порядок размещения резервов в страховых компаниях - и это сразу снизит объемы "финансового" перестрахования. Нужно, чтобы был публично обсужден и принят порядок размещения резервов. Страховщики должны реально покрывать резервы активами - в этом кроется один из методов более эффективного влияния на то, чтобы капитал не вывозился. При этом не следует забывать, что существует реальное перестрахование, и нельзя допустить, чтобы были введены дополнительные ограничения на него.

Вячеслав Черняховскийпредседатель правления ЗАО "УСК "Веста", председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков - По различным оценкам, высказываемым в последнее время, в прошлом году объем "финансового" страхования составил не более $100 млн. При сегодняшних объемах украинского валютного рынка эта сумма не может существенно повлиять ни на стабильность национальной валюты, ни существенно изменить объем средств, находящихся в так называемом теневом секторе. Скорее, кому - то выгодно отвлекать внимание общественности и государственных финансовых органов от истинных глубинных процессов в экономике. Кстати, доля перестрахования за рубеж в общем объеме перестраховочных платежей уменьшилась в 2001 г. относительно 2000 г. с 54,1% до 52,6%, при этом темп прироста объемов платежей за рубеж существенно замедлился. То есть налицо начало положительной тенденции. Хотя крупные объекты (стоимостью свыше $1 - 2 млн.) все равно будут пока перестраховываться в иностранных компаниях. Это связано и с экономическими условиями, и с желанием компаний оградить информацию об условиях страхования своих крупных клиентов от украинских перестраховщиков, которые параллельно являются их конкурентами на внутреннем рынке.

Сомнительной выглядит сама идея налогообложения операций по перестрахованию (а по сути, покупки перестраховочной защиты украинскими компаниями для своих клиентов) в зависимости от присутствия или отсутствия перестраховщика в каких - то рейтингах, участие в которых является делом сугубо добровольным и, кроме того, не бесплатным.

Можно понять, когда Кабмин разрабатывает собственную методику анализа и оценивает финансовую надежность на основании балансов и других существующих форм отчетности перестраховщиков. А так Украина привязывается к рейтингам, определяемым по не обнародуемым в полном объеме методикам, учитывающим в т. ч. и неизвестные субъективные факторы. Эти рейтинги присуждаются иностранными коммерческими агентствами, которые не несут никакой ответственности за свои ошибки и просчеты.

И, к сожалению, они в последнее время участились.

Андрей Духовный

За матеріалами: Комп&ньоН
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,1153
 0,1948
0,49
EUR
1
43,4910
 0,1773
0,41

Курс обміну валют на 24.05.24, 10:43
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7750  0,14 0,34 40,2992  0,15 0,36
EUR 42,9769  0,08 0,18 43,7704  0,12 0,27

Міжбанківський ринок на 24.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,0500  0,18 0,46 40,0650  0,16 0,41
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес