Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 08:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Страховщики добились увеличения сборов по добровольному медицинскому страхованию
16:59 21.09.2010 |
По предварительным подсчетам страховых компаний (СК), в первом полугодии 2010 г. программы ДМС принесли около 440 млн грн. Для сравнения: за первое полугодие 2009 г. ДМС принесло СК 375 млн грн. премий. Подобный результат дает возможность участникам рынка делать положительные прогнозы итогов 2010 г.
Так, по мнению опрошенных БИЗНЕСом страховщиков, в 2010 г. можно ожидать увеличения, по сравнению с 2009 г., сборов премий по ДМС на 15-20%.
“Такой прирост рынка ДМС возможен за счет повышения спроса на данные программы со стороны отечественных предприятий, а также организованных коллективов физических лиц”, — полагает Юлия Маслова, начальник управления продаж личного страхования НАСК “Оранта” (г.Киев; с 1992 г.; около 9 тыс.чел.). Схожие прогнозы дают и другие участники рынка.
“Ожидаемый рост премий на рынке ДМС по итогам года составит 15%”, — говорит Раиса Атаманенко, начальник управления личных видов страхования СК “Дженерали Гарант” (г.Киев; с 1992 г.; 800 чел.). При этом никто не предположил возможности падения показателей данного рынка.
“Я думаю, что совокупный объем премий будет на уровне 2009 г. или немного выше”, — прогнозирует Леся Щербакова, директор департамента продаж личного страхования СК “Провiдна” (г.Киев; с 1995 г.; 780 чел.).
Кризис позади
Эксперты полагают, что рост сборов премий на рынке ДМС в первую очередь обусловлен увеличением стоимости страхования. Аргументы в данном случае довольно просты: можно заплатить меньше, но при этом почти не получать медицинского обслуживания или же заплатить больше и заключить договор, предусматривающий приемлемый набор страховых рисков и медицинских услуг.
Надо сказать, что четких ценовых рамок в данном виде страхования нет, так как стоимость полиса может сильно колебаться в зависимости от программы страхования и предусмотренной страховой суммы. По словам участников рынка, есть полисы ДМС стоимостью от 100 грн. до 12 тыс.грн.
“В среднем программы ДМС подорожали в 2010 г. на 20-30% по сравнению с 2009 г. Если ранее полисы ДМС в среднем стоили 1,5 тыс.грн. в год и более, то теперь — 2,5-8 тыс.грн.”, — говорит г-жа Атаманенко.
При этом нужно учитывать, что цены на программы медстрахования повышаются уже не первый год, например, в 2009 г. они выросли на 50-60% “Цены на программы ДМС достигли своего пика в конце I квартала 2010 г. и постепенно пошли на спад”, — признает г-жа Маслова.
Не секрет, что повышать стоимость страховых полисов участников рынка заставляет удорожание медикаментов и медицинских услуг, что, в свою очередь, приводит к росту счетов, которые СК должны оплачивать по договорам со своими клиентами. (О ситуации с ценами на медикаменты БИЗНЕС писал неоднократно, см. №38 от 21.09.09 г., стр.61-63; №9 от 01.03.10 г., стр.59-61).
Отметим также, что многие компании смогли воспользоваться нестабильным финансовым положением конкурентов и показали рост сборов за счет перераспределения клиентов.
“В связи с кризисом некоторые страховые компании, чьи финансовые показатели и платежеспособность намного ухудшились, не смогли выполнить своих обязательств по договорам ДМС, — поясняет Юлия Маслова. — Клиенты этих компаний переориентировались на финансово-устойчивые компании, СК, имеющие большие страховые портфели ДМС, а также те СК, стабильность своевременных выплат которых была подтверждена из различных источников”.
Кроме того, показательно, что на рынке по-прежнему наблюдается высокая концентрация игроков. По итогам первого полугодия 2010 г. двадцатка лидеров рынка собрала около 300 млн грн. страховых премий, а на Топ-50 СК пришлось около 350 млн грн.
В целом же на рынке ДМС присутствуют примерно 100 СК.
Нужно учитывать, что большинство корпоративных клиентов украинских СК по программам медстрахования составляют “дочки” или представительства крупных иностранных компаний, которые традиционно предусматривают расходы на социальные пакеты для рядовых сотрудников и топ-менеджмента.
Впрочем, нельзя утверждать, что спрос на полисы ДМС со стороны отечественных страхователей отсутствует, а СК сотрудничают лишь с западными клиентами, наработанными в прошлые годы.
“На фоне низкого платежеспособного спроса на другие виды страхования сохраняется высокий спрос на программы ДМС со стороны в первую очередь корпоративных клиентов, — уверяет Раиса Атаманенко. — На крупных предприятиях подобный договор уже давно стал неотъемлемой частью социального пакета сотрудников и используется работодателями как один из методов дополнительной мотивации работников”.
Популяризации идеи страховой медицины способствует также ситуация в самой системе здравоохранения. Действительно, рост цен на медикаменты, медицинские услуги и низкое качество услуг “бесплатной медицины” могут сделать полис ДМС полезным приобретением.
“Нет смысла говорить о падении спроса на ДМС в секторе корпоративного ДМС, скорее, это касается страхователей — физических лиц”, — говорит Геннадий Мысник, заместитель председателя правления по личному страхованию АСК “ИНГО Украина”.
При этом надо полагать, что речь идет не о снижении интереса к продукту, а о сокращении платежеспособного спроса со стороны клиентов-физлиц, так как заинтересованность населения в страховой медицинской защите остается высокой.
Не так давно БИЗНЕС выяснял, как наши читатели относятся к идее введения обязательного медицинского страхования и к страховой медицине в целом. Следует отметить, что 46% опрошенных высказались за введение обязательного медстрахования, если его будут осуществлять частные СК, а не государство.
Еще около половины опрошенных либо поддерживают идею государственного медицинского страхования, либо удовлетворены существующими программами ДМС.
Впрочем, в данном случае нужно учитывать и то, что многие СК предпочитают пожертвовать возможностью нарастить объемы премий и ограничивают продажу полисов ДМС частным лицам.
Страховщиков понять можно: если страхованию подлежит рабочий коллектив какого-либо предприятия, то СК имеет возможность спрогнозировать количество обращений за медицинской помощью и, соответственно, свои убытки.
Что касается частных клиентов, то многие СК просто декларируют такое страхование. Единственное, что страховщики готовы продавать клиентам “с улицы”, это “урезанные” договоры ДМС, в которых заложены базовые риски, предусматривающие такие опции, как экстренная и неотложная медицинская помощь (в данном случае понятна частота наступления страхового события и прогнозируема величина убытка).
Опции же амбулаторной помощи представлены в сокращенном варианте, они ограничены лимитами ответственности, франшизами и множеством исключений из страхового случая.
При этом нужно понимать, что и для таких полисов страховщики устанавливают цену с запасом. Все дело в том, что при страховании в розницу страховщик рискует получить негативную выборку клиентов.
“При малых объемах украинского рынка физических лиц по ДМС не решена проблема антиселекции. К сожалению, по ДМС граждане чаще всего страхуются не потому, что заботятся о своем здоровье, а потому, что уже есть проблемы со здоровьем и необходимо дорогостоящее лечение”, — поясняет Сергей Срибный, директор по личному страхованию СК “АХА Страхование”.
Попытка удержания
Интересно, что уже в скором времени многие СК могут попытаться расширить клиентскую базу за счет реализации более дешевых и доступных программ. По словам опрошенных БИЗНЕСом участников рынка, основной акцент, вероятнее всего, будет сделан на программах с ограниченным набором услуг и более низкой стоимостью, обслуживание по которым происходит на базе лечебных учреждений средней и низкой ценовых категорий.
Такие договоры могут стать интересны предприятиям, которые по тем или иным причинам вынуждены отказаться от страхования всего рабочего коллектива и желают обеспечить дорогими программами страхования лишь руководство. Также страховщики пытаются удерживать клиентов за счет использования схемы долевого участия сотрудников в оплате ДМС.
Она предполагает, что компания оплачивает сотрудникам лишь наиболее дешевые и сокращенные полисы медстрахования. А они, в свою очеоедь, имеют возможность в индивидуальном порядке доплатить СК и увеличить как страховое покрытие, так и количество предлагаемых страховым договором услуг, а также набор доступных по страховке медицинских учреждений.
По словам Александра Залетова, заместителя председателя совета ЛСОУ, работа СК на рынке медицинского страхования за последние годы показала, что увеличение объемов реализации дорогостоящих страховых полисов чаще приводит к росту убытков, так как такие клиенты чаще обращаются в медучреждения и предпочитают дорогостоящее лечение.
В текущем году некоторые страховщики ожидают роста уровня выплат на 25-30%, так как опасаются, что медикаменты и услуги медучреждений продолжат дорожать и, соответственно, убытки по каждому страховому случаю увеличатся.
Даже если объем выплат сохранится на уровне прошлого года, все равно он останется довольно высоким — 85-90% от собранных премий.
Эксперт — о спросе
Александр Залетов (39), заместитель председателя совета ЛСОУ (г.Киев; объединяет более 100 СК;
с 1992 г.):
— На самом деле спрос на медстрахование намного превышает предложение. Компании, например, совсем не осваивают такие ниши, как детское страхование. СК либо отказывают в страховании детей дошкольного и школьного возраста, либо устанавливают явно завышенные цены.
Также следует отметить, что если в прошлом году СК были готовы страховать коллективы не менее 20 человек, то теперь их интерес вызывают в основном компании с количеством работников более 50 человек. Многие лидирующие на рынке компании даже пошли на чистку своего портфеля договоров ДМС.
Это привело к сокращению сборов страховых премий, но таким образом они избавились от убыточных клиентов, объем выплат по которым составлял около 150% страховых премий. Надо сказать, что медицинское страхование остается экспериментальным для рынка направлением, так как в нем нет налоговых преференций, а для инвестирования в систему круглосуточного сопровождения (медицинский ассистанс) необходимы огромные средства.
Тем не менее в 2009 г. были застрахованы 1,9 млн чел., урегулированы 1,1 млн страховых случаев. Думаю, что в текущем году объем страховых сборов вырастет на 20%. Люди понимают, что бесплатная медицина оказывается в результате очень дорогой и ищут возможности застраховать свои риски.
Страховщики —…
…об оживлении
Александр Залетов (39), заместитель председателя совета ЛСОУ (г.Киев; объединяет более 100 СК;
с 1992 г.):
— На самом деле спрос на медстрахование намного превышает предложение. Компании, например, совсем не осваивают такие ниши, как детское страхование. СК либо отказывают в страховании детей дошкольного и школьного возраста, либо устанавливают явно завышенные цены.
Также следует отметить, что если в прошлом году СК были готовы страховать коллективы не менее 20 человек, то теперь их интерес вызывают в основном компании с количеством работников более 50 человек. Многие лидирующие на рынке компании даже пошли на чистку своего портфеля договоров ДМС.
Это привело к сокращению сборов страховых премий, но таким образом они избавились от убыточных клиентов, объем выплат по которым составлял около 150% страховых премий. Надо сказать, что медицинское страхование остается экспериментальным для рынка направлением, так как в нем нет налоговых преференций, а для инвестирования в систему круглосуточного сопровождения (медицинский ассистанс) необходимы огромные средства.
Тем не менее в 2009 г. были застрахованы 1,9 млн чел., урегулированы 1,1 млн страховых случаев. Думаю, что в текущем году объем страховых сборов вырастет на 20%. Люди понимают, что бесплатная медицина оказывается в результате очень дорогой и ищут возможности застраховать свои риски.
Страховщики —…
…об оживлении
Сергей Срибный, директор по личному страхованию СК “АХА в Украине” (г.Киев; с 2007 г.; представлена СК “АХА Страхование” и “АХА Украина”; 1157 чел.):
— В 2010 г. программы ДМС дорожают. В целом цены (в зависимости от опций) выросли на 15-40% по сравнению с 2009 г. При проведении тендеров по ДМС или котировке программы ДМС клиент чаще всего получает стоимость той программы, которую он желает видеть у своих сотрудников, и той, которая приемлема для бюджета компании.
Реальное предложение находится где-то посередине и получается при очень тесном взаимодействии клиента и специалиста по ДМС. Удивительно, но в последнее время клиенты отказываются от вакцинаций, витаминизаций, других услуг, однако предпочитают оставлять риски по страхованию критических заболеваний (инфаркт, сахарный диабет, онкологические заболевания).
Можно говорить об увеличении спроса на программы ДМС со стороны корпоративных клиентов. Мы предполагаем, что в 2010 г. рынок ДМС вырастет, по сравнению с 2009 г., на 30%.Наиболее логичным представляется уровень выплат в диапазоне 70-80%. Кроме того, он зависит от доли классического ДМС в структуре всего добровольного медицинского страхования.
Юрий Валентинович
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :