Фінансові новини
- |
- 08.01.25
- |
- 20:36
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Что мешает украинским инвесторам застраховать ответственность своих наемных топов?
12:26 26.04.2010 |
«Сбербанк застрахует ответственность президента банка Германа Грефа и членов правления на $100 млн. - это одно из самых больших покрытий для руководства российских компаний...» - эту новость на прошлой неделе растиражировали российские и украинские СМИ. Повод действительно яркий. Ведь только около 15% российских компаний, покупающих полис D&O, страхуют ответственность на сумму не менее $100 млн. Для сравнения: страховое покрытие по программе D&O одного из членов совета директоров другой крупнейшей российской компании - «Лукойла», по информации российских СМИ, составляло $30 млн. Теперь Герман Греф и члены правления банка (входящие в него в течение действия трехлетнего договора) будут застрахованы на случай причинения их действиями или бездействием убытков «Сбербанку» или его акционерам.
Что такое D&O?
Впервые подобные полисы появились в 30-х годах прошлого века, однако вплоть до 1949 года это страхование не считалось отдельным видом. Страхование D&O - добровольный вид страхования, которое дает возможность ограничить объем материальной ответственности топ-менеджмента компании в случае судебной тяжбы, связанной непосредственно с исполнением им должностных обязанностей. В приобретении D&O заинтересован в первую очередь управленец. В связи с этим высококвалифицированные менеджеры часто ставят одним из условий своего перехода в другую компанию наличие полиса страхования ответственности.
Полис D&O чаще всего покупают компании, которые размещают акции на бирже (в частности, на иностранных площадках), чтобы застраховаться на случай претензий миноритарных акционеров. Так, например, руководство Сбербанка не исключает, что во второй половине 2010 года банк может провести листинг своих бумаг за рубежом.
Рынок по страхованию D&O увеличивается по всему миру, поскольку директора и руководящие сотрудники компаний начинают понимать, к чему могут привести взятые на себя обязательства и насколько велика вероятность возникновения их личной ответственности. Таким образом, возникает насущная необходимость для каждого директора и руководящего работника компании позаботиться о страховом покрытии для защиты своего личного имущества. «На руководителя любого предприятия ложится колоссальная ответственность при принятии управленческих решений. А если это публичная компания, риск принятия неверного решения становится еще более значимым, и управленческая ошибка или несоблюдение правил может закончиться для топ-менеджеров судебными разбирательствами и крупными штрафами. Поэтому, хотя страхование ответственности руководителей и не является обязательным требованием, оно широко применяется на западных рынках», - отмечает Олег Ласка, финансовый директор Dragon Capital Partners.
Самым крупным и развитым рынком по этому виду страхования на сегодняшний день являются Соединенные Штаты Америки, где, также, сформировалась и самая развитая юридическая среда. «Страхование ответственности менеджмента публичных компаний в США более императивное. Практически все руководители компаний, акции которых котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, имеют подобный вид страховки. На европейских фондовых биржах подход к этому более либеральный, в связи с чем данный вид страхования менее востребован», - утверждает Вадим Емец, аналитик ИГ «ТАСК». Тем не менее в странах Западной Европы страхование D&O стало также широко распространенным в течение последних десятилетий. Как отмечают страховщики, даже при условии, что в числе требований ряда бирж наличие подобной страховки носит рекомендательный характер (как, например, на London stock exchange), отсутствие такого полиса отражается на листинге, его стоимости и т.д. Поэтому предпочтительнее такую страховку все же приобрести. А на бирже NYSE без наличия полиса D&O не осуществляется внесение бумаг в листинг.
Украинские реалии
«Можно по пальцам пересчитать запросы по страхованию ответственности руководителей, которые к нам поступали от украинских компаний. Это примерно два-три запроса за последние несколько лет. Компании узнавали порядок цен, но до конкретных действий не доходило», - констатирует Алла Мигашко, руководитель направления по перестрахованию украинского представительства международного брокера AON. Она также затруднилась сказать, какие компании в Украине оформили такое страхование своих менеджеров. «Скорее это компании с иностранным капиталом. Возможны ситуации, когда в фирме работает иностранный менеджер, имеющий западный полис (не исключено, что материнская компания заключала групповой корпоративный договор страхования на несколько менеджеров)», - отметила Алла Мигашко.
Потребитель этого страхования в Украине - компания, которая выходит на IPO или открывает иностранные филиалы, убежден Александр Лаукарт, экс-вице-президент Marsh Ukraine Ltd (USA). «За пределами Украины наши компании становятся уязвимыми. Ведь если ты выходишь на IPO в Лондоне, любая мировая компания может купить твои акции и стать миноритарным акционером. А если во время бизнесовой деятельности компании акционер потерял деньги или понес какие-то убытки, и при этом акционеры считают, что в этом вина менеджмента, могут быть предъявлены серьезные иски. Чтобы себя защитить, покупается страховка», - отмечает он.
Из опрошенных нами крупных компаний нам удалось получить лишь одно подтверждение от компании, которая страхует ответственность своих топ-менеджеров. Речь идет об одном из подразделений Dragon Capital. «По решению совета директоров ответственность всех директоров нашего инвестфонда Dragon Ukrainian Properties & Development застрахована. Такой полис покрывает определенные риски и защищает директоров во многих ситуациях, которые могут возникнуть при принятии решений по управлению компанией. Для выбора страховщика мы провели тендер среди нескольких ведущих страховых компаний, которые специализируются на таких услугах. Минимизировать таким образом риски принятия решений нам рекомендовал и наш номинированный советник на торговой площадке AIM Лондонской фондовой биржи (Nomad - Nominated Adviser)», - рассказал Олег Ласка, финансовый директор Dragon Capital Partners.
Что касается других компаний, даже из числа тех, которые выходили на IPO, получить подтверждение о наличии у них полиса D&O не удалось. Так, например, в компании «ТММ» нам заявили об интересе к подобному страхованию и намерении его приобрести. «Пока что мы не страховали ответственность своих менеджеров. Мы размещались на Франкфуртской площадке, где это не было обязательным требованием. Если бы речь шла об основной площадке London Stock Exchange, то вопрос наличия такого полиса был бы более актуальным. В целом страховать ответственность топ-менеджера необходимо. Все мы люди, все могут ошибаться», - подчеркнул Николай Толмачев, генеральный директор «ТММ». Тем более, отметил он, украинские компании выходят на международные рынки капитала, где гораздо более строгие требования к корпоративной культуре, наличию полисов страхования, юристам и пр. Таким образом, наличие полиса D&O становится все более злободневным.
В настоящий момент нет статистических данных относительно наличия страховых полисов у топ-менеджеров украинских компаний-эмитентов, прошедших IPO, отмечают в инвесткомпаниях и представители международных брокеров, работающих в Украине. «Что касается украинских компаний, которые разместили свои акции на внешних фондовых площадках, то мы предполагаем, что требования приобретения страховки D&O к ним не выдвигалось, в противном случае это было бы известно», - допускает Вадим Емец. Тогда как в Российской Федерации, по мнению российских аналитиков, страховые полисы имеют примерно 25% топ-менеджеров, а в США ответственность топ-менеджеров страхуют 90-95% всех крупных корпораций.
Почему мы отстаем?
Причин неразвитости страхования ответственности топ-менеджмента в Украине несколько. Во-первых, отсутствие законодательной базы, которая стала бы предпосылкой для создания прецедентов исков акционеров компаний к менеджменту из-за ошибок и упущений последних. «В рамках украинского законодательства данный вид страхования не предоставляет необходимой защиты для страхователя: ответственность руководителя за последствия своих внутрикорпоративных решений ограничена размером одной месячной заработной платы. Решения же, которые могут подпасть под уголовное законодательство в любом виде страхования, исключены. В результате по договору, заключенному в Украине, практически невозможна выплата в требуемых для выхода на IPO лимитах - обычно один миллион долларов или евро», - отмечает Святослав Ярошевич, руководитель департамента андеррайтинга компании «QBE Украина».
Во-вторых, руководство украинских предприятий нередко состоит из их владельцев. В этом случае исключен вариант, что топ-менеджер, он же акционер, будет подавать иск сам против себя. И третья глобальная причина - непубличность компаний и неразвитость украинского фондового рынка. Если бы (по аналогии с западными рынками) действия топ-менеджмента серьезно влияли на стоимость акций компаний на бирже, развитость данного вида и уровень ответственности менеджмента перед акционерами был бы на совершенно ином уровне.
Еще одна причина неразвитости, по убеждению страховщиков, в том, что отечественные компании, выходящие на IPO, - это чаще всего холдинги, зарегистрированные в других странах. Грубо говоря, бизнес ведется в Украине, но холдинговая компания, которая владеет производителем в нашей стране, зарегистрирована на Кипре. Поскольку такое юрлицо - резидент другой страны, оно может совершенно спокойно получить страхование на лондонском рынке. Что дает массу преимуществ. Так, полис приобретается в надежной международной компании, которая имеет широкую практику подобного страхования, прямой доступ к значительным перестраховочным емкостям, в отличие от Украины, где нет ни практики, ни законодательства по этому виду. Как отмечают страховщики, в любом случае, даже если покупать полис страхования в украинской СК, которая работает по этому виду, она будет искать перестрахование на зарубежном рынке.
Оценивая прогнозы украинского рынка, эксперты сходятся во мнении, что перспектива у данного вида страхования есть и связана она, прежде всего, с выходом национальных компаний на мировые рынки капитала. Также, учитывая посткризисные реалии, будет ужесточаться и международное законодательство. «После кризиса, когда акционеры потеряли триллионы долларов из-за зачастую неверных менеджерских решений, требования по наличию страхования будут ужесточаться. В том числе и в Украине», - убежден Александр Лаукарт.
Цена спокойствия
0,1-0,8% - средний тариф страхования D&O. Если ваша компания застрахована на $2 млн., то за страховку вы заплатите $2-16 тыс. в зависимости от степени риска. Окончательный размер премии зависит от размера активов компании, отрасли (в машиностроении, например, риски выше, чем в малом бизнесе, а отрасль телекоммуникаций считается самой дорогой с точки зрения страхования ответственности менеджмента), степени зависимости стоимости акций компании от общеэкономических тенденций, истории убытков компании, от того, предъявлялись или не предъявлять судебные иски топ-составу фирмы ранее.
Екатерина Щеглова и Елена Мошенец и Анна Кокоба
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :