Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Как "перекраивали" Польшу и Чехию (Как происходило приведение политической системы этих стран в соответствие с требованиями интеграции в ЕС)

Административно - территориальная реформа в Украине под руководством вице - премьера Романа Бессмертного споткнулась о первый же пробный камень - Киевщину. Однако считать это началом конца реформы, по - видимому, рано. Потому что, как показывает опыт стран Центрально - Восточной Европы, многие из них в процессе постсоциалистических изменений территориального строя и системы управления государством сталкивались с теми же проблемами, что и украинцы. "День" предлагает материал о том, как в течение 10 лет проводилась административно - территориальная реформа в Польше и Чехии.

Переход к демократии в странах Центрально - Восточной Европы и приведение политической системы этих стран в соответствие с требованиями интеграции в ЕС требовал восстановления самоуправления и создания посреднического уровня самоуправляющихся единиц между центральными и местными уровнями. В Польше и Чехии достижение этих целей происходило путем проведения деконцентрации и административной децентрализации власти и регионализации территориального строя государств. Конечной целью реформы было создание более эффективных, прозрачных и гибких политических институтов, чувствительных к потребностям граждан и способных обеспечить развитие гражданской активности.

Административно - территориальная реформа в Польше и Чехии проводилась в два этапа и продолжалась около 10 лет. Первый этап реформирования в обеих странах начался изменением структуры административно - территориального деления и расширением полномочий органов местного самоуправления базового уровня. Так в 1990 г. в Польше начался возврат к трехуровневой структуре административно - территориального деления, который существовал до административно - территориальной реформы 1973 - 1975 гг. При сохранении границ и численности гмин (общин) и воеводств (областей) вводилась такая административно - территориальная единица, как район. Он подчинялся воеводству без собственных обязанностей и полномочий и выполнял технически - организационные функции. В том же 1990 г. Чехословакия отказалась от трехуровневой структуры административного - территориального строя - муниципалитет, район, область, введенного в 1960 г., и вернулась к двухуровневой структуре (сохранилась и после распада Чехословакии в 1992 г.). Область была признана образованием, которое не отвечает традициям самоуправления в Чехии, и была отменена, а ее обязанности переданы районам и общинам. Соответственно произведенным в обеих странах изменениях существенно изменился порядок формирования и объем полномочий органов местного самоуправления базового уровня. Прежде всего, общины получили право выбирать муниципальные правительства и проводить местные референдумы; формировать и распоряжаться бюджетом; обеспечивать социально - экономические, культурные и коммунальные потребности общины. К полномочиям гмин в Польше также была передана ответственность за приватизацию государственной собственности. Однако районы в Чехии и воеводства в Польше в этот период проведения реформы оставались в структуре центральной власти и имели право отменять решение органов местного самоуправления.

В течение первого этапа административной реформы в Польше и Чехии не прекращалась дальнейшая работа над проработкой моделей административно - территориального строя. В обеих странах продолжали работать комиссии по подготовке проектов реформ: Государственная комиссия по делам административной реформы в Польше, сформированная в 1990 г., и две комиссии в Чехии, сформированные в 1993 г. и возглавляемые представителями коалиционных Гражданской демократической партии и Гражданского демократического союза конкурирующих партий. Эти комиссии подготовили планы предложений по реформированию административно - территориального строя с учетом величины территории и количества населения страны, имеющегося в стране исторического опыта и традиций самоуправления. В подготовленных документах предлагались модели территориальной реорганизации и пути проведения реформы: определялось количество регионов; их конституционный статус и подчинение органам власти; статус органов среднего уровня. Однако до следующих парламентских выборов в 1997 г. в Польше, 1998 г. в Чехии проработка и выбор конкретной модели административно - территориального строя государств и переход к формированию нормативно - правовой базы реформ тормозился по причинам как объективного, так и субъективного характера.

Во - первых, сложной для решения была дилемма между необходимостью существования сильной центральной власти, способной обеспечить эффективность системных реформ в период перехода от авторитаризма к демократии, и необходимостью развития институтов демократии, в частности развития местного самоуправления.

Во - вторых, обе страны столкнулись с необходимостью выделения значительных средств для реализации административно - территориальной реформы на довольно сложном этапе экономических реформ. Особую остроту проблема отсутствия фондов для финансирования экономического развития регионов обрела в Польше.

В - третьих, общими для обеих стран была переоценка опасности регионального сепаратизма и усиления зарубежных влияний на пограничной территории (Польши с Германией, Чехии с Австрией).

В - четвертых, активными противниками реализации административно - территориальной реформы в Польше выступала правящая в период 1993 - 1997 гг. коалиция - Союз левицы демократической - Польская народная партия. Реформа тормозилась под давлением ПНП, поскольку предполагаемое реформой укрупнение воеводств с преобладанием в них влияния городов и урбанизированных территорий ослабляли позиции сельскохозяйственных регионов, где проживал основной электорат ПНП.

В - пятых, сопротивление проведению территориальной реформы в Польше оказывалось также со стороны местной бюрократии и некоторых общин. И те, и другие в результате укрупнения теряли свой статус и влияние в условиях нового административно - территориального устройства.

Победа на парламентских выборах в Польше коалиции Акция выборча "Солидарность" - Союз свободы в 1997 г. имела следствием активизацию законодательной и учредительной стадии реформ и в январе 1999 г. реформа вошла в силу. В результате проведения реформы Польша завершила переход к трехуровневой структуре административно - территориального строя. В результате реформирования административно - территориального строя страны количество воеводств с 49 сократилось до 17 (Варшава имеет статус региона). Кроме этого, восстановлена традиционная для Польши территориальная единица - повит (создано 308), и сформировано почти 2,5 тыс. гмин.

В Чехии дебаты вокруг двух предложенных рабочими комиссиями проектов продолжались в течение 1996 - 2000 гг. Ни один из проектов не получил убедительной поддержки, а дебаты приобрели затяжной характер. Преграды для реализации административной реформы имели идеологический характер и состояли в различии взглядов проправительственных парламентских сил и оппозиции на место и роль местного самоуправления в развитии демократии. Доминирующая в правящей коалиции Гражданская демократическая партия и ее председатель - премьер - министр В. Клаус выступали сторонниками централизованной административной системы и считали, что единственными посредниками между органами местного самоуправления базового уровня и центральной властью могут быть только партии. Поэтому органы местного самоуправления второго уровня не нужны. Несмотря на то, что в 1997 г. парламент Чехии одобрил закон о двухуровневой структуре административного разделения страны, которые в границах и названиях воспроизводили территориальную структуру периода 1948 - 1960 гг., реальное введение нового административно - территориального строя страны произошло только в 2000 г., после принятия законов о выборах в органы местного самоуправления, определения их статуса, полномочий и отношений с местной и центральной властями. По сформированной в течение 1997 - 2000 гг. нормативно - правовой базе в Чехии создано 14 самоуправляющихся краев (до реформы их количество составляло 8) и 6 тыс. 242 общины.

В итоге административно - территориальная реформа в Польше и Чехии обеспечила формирование многоуровневого управления, свойственного ЕС. Это предоставило возможность этим странам и получать определенные преимущества от структурной политики ЕС, и влиять на процесс реализации региональной политики ЕС через Комитет Регионов. Однако проблемы кадрового обеспечения в период реализации реформы, прежде всего в Польше, вызвали проблемы эффективной реализации стратегий регионального развития. По оценкам и экспертов евроструктур, и польских аналитиков, в стране усиливается разрыв в уровне социального и экономического развития регионов. Представители Еврокомисии указывают, что одной из причин таких региональных диспропорций является недостаточно эффективное использование выплат из структурных фондов ЕС, в первую очередь для стимулирования инновационного развития и содействия инвестициям в депрессивных регионах.

Подводя итоги, следует отметить, что в результате проведения административно - территориальной реформы в этих центральноевропейских странах изменилось распределение полномочий между центральными и самоуправляющимися органами власти. К компетенции центральных правительств отнесено определение стратегий развития государства и общества, внешняя и оборонная политика, проблемы национальной безопасности. Самоуправляющиеся органы обеспечивают приближение системы оказания услуг к населению, содействуют экономическому развитию регионов, в частности, через обеспечение трансграничного сотрудничества. Значительную роль сыграли децентрализация и регионализация, проведенные в процессе административно - территориальной реформы, в обеспечении интеграции посткоммунистических обществ с ЕС.

Приобретенный в Польше и Чехии опыт подготовки и проведения реформирования административно - территориального строя показывает, что этот процесс имеет довольно сложный характер, поэтому нуждается во взвешенном и умеренном подходе. И залогом удачного разрешения проблем административно - территориальной реформы являются, во - первых, определение оптимальной модели, которая бы сочетала, с одной стороны - мощные полномочия центральных органов власти, необходимых для эффективной реализации социально - экономических и политических реформ в стране; с другой - содействовала развитию демократии через усиление в политической системе страны роли местного самоуправления - в соответствии с нормами ЕС. Во - вторых, разрешение проблемы квалифицированного кадрового обеспечения функционирования реформированных органов местного самоуправления.

Ирина САЛО,

кандидат политических наук

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5518
 0,1690
0,43
EUR
1
42,4312
 0,1144
0,27

Курс обміну валют на вчора, 11:06
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3000  0,10 0,27 39,8372  0,10 0,25
EUR 42,2144  0,05 0,13 42,9564  0,09 0,22

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5200  0,18 0,46 39,5400  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес