Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Губительный протекционизм (Из-за торговых барьеров мировая экономика теряет около 500 млрд. долл. в год)

Протекционизм и субсидирование экспорта - два зла, тормозящие экономическое развитие планеты. Обоснование этого тезиса предоставили недавно британские ученые. Что касается Украины, эксперты сетуют на закрытость авторынка и слабую помощь селу.

Группа ученых совместно с департаментом индустрии и торговли Великобритании долгое время изучала возможности ведения свободной и честной торговли. Недавно исследователи опубликовали отчет, показывающий, насколько сильно протекционизм вредит глобальному экономическому росту. Этот 105 - страничный труд сразу же вызвал резонанс в англоязычной прессе. Чиновники самых разных уровней принялись взывать к руководителям Всемирной торговой организации (ВТО).

"Страны должны наконец избавиться от предрассудка, что экспорт - это хорошо, а импорт - плохо. Свободная торговля не только снизит цены и разнообразит выбор товарной продукции на внутренних рынках, но также поможет производителям, для которых облегчится доступ к ресурсам", - заявила торговый секретарь Великобритании Патриция Хевит в своем выступлении перед коллегами по ВТО.

По убеждению экспертов, международная торговля сегодня стала главным двигателем мировой экономики. "Сейчас страны гораздо сильнее экономически зависят друг от друга, чем это было в прошлом веке. За последние 50 лет объемы мирового экспорта выросли в 75 раз с 84 млрд. долл. в 1953 году до 6 272 млрд. долл. в 2002 - м. При этом все большую роль в глобальном процессе развития занимают развивающиеся страны, на долю которых приходится примерно 29% экспорта", - сообщают ученые.

Рост мирового ВВП, по их убеждению, напрямую зависит от масштабов торговли. В таких условиях главным препятствием развития экономики является протекционизм, который часто двойным бременем ложится на плечи потребителей и налогоплательщиков.

Так, например, развитые европейские страны ежегодно выделяют из бюджета около 50 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства. При этом отрасль все равно вынуждена завышать цену продукции в общей сумме еще на 50 млрд. долл. В пересчете на человека получается, что каждая европейская семья переплачивает за сельхозтовары по 832 евро в год. "В результате страдают как западные, так и развивающиеся страны, где фермеры могут работать более эффективно", - говорят ученые.

По подсчетам британских исследователей, мировые доходы в результате протекционизма каждый год сокращаются на 500 млрд. долл. в год. При этом, если уничтожить все рыночные барьеры для сельскохозяйственной и индустриальной продукции, мировая экономика будет собирать урожай в размере триллиона долларов. Чтобы оценить эту цифру, можно представить, что она примерно в 80 раз превышает бюджет такой страны, как Украина.

Экономическая теория и практический опыт стран показывают, что рост ВВП у государства прямо пропорционален расширению объемов внешней торговли. Причем импорт, точно также как и экспорт, повышает продуктивность региона. Открытые рынки позволили бы странам эффективно распределить производства, а также увеличить экономию от масштаба и конкуренцию в отраслях. К тому же свободная торговля ускорила бы распространение новых технологий и увеличила приток инвестиций во всех секторах экономики.

Эти факторы, по мнению ученых, свидетельствуют, что стране в целом выгодно отказаться от рыночных барьеров. Причина существования квот и пошлин в том, что за их существование борются сплоченные группы производителей. При этом гораздо большее число потребителей, вынужденных переплачивать за товары, из - за разобщенности не могут пролоббировать свои интересы.

Отечественные эксперты, комментируя "Ведомостям" исследование британских коллег, согласились с теорией ученых, однако отметили, что на практике все сложнее.

"Как показывает практика, открытость в торговле - это действительно двигатель экономического роста. Но умеренные рыночные барьеры в некоторых случаях необходимы для защиты стратегически важных секторов экономики. В Украине примером губительного протекционизма является защита автомобилестроительной отрасли. Так, из - за проводимой государством политики у населения ограничиваются возможности по приобретению техники, что негативно отражается на других секторах отечественной экономики", - сказала "Ведомостям" эксперт Международного центра перспективных исследований Татьяна Щербакова.

"Общая тенденция исследования, безусловно, верна. Но торговля - это двусторонний процесс, поэтому снижать барьеры страна может только при условии встречных действий со стороны своих торговых партнеров. Полностью открытые экономики - это только теория" - сказала "Ведомостям" эксперт Агентства гуманитарных технологий Елена Дурманова.

По ее словам, более открытыми могут позволить себе быть незначительные по размерам страны. Однако даже там есть сферы из области национальной безопасности, которые приходится защищать. К таким зонам "недоверия" относятся, например, военная промышленность и сельское хозяйство - хлеб всегда должен быть свой. Однако речь в первую очередь идет о такой торговой политике, которая бы максимально способствовала созданию эффективных конкурентных условий на национальном рынке.

"Украина, к сожалению, уделяет недостаточно внимания поддержанию здоровой конкуренции на многих ключевых товарных рынках. Политика субсидирования того же сельского хозяйства крайне неэффективна. Многие решения в области импортных ограничений принимаются под воздействием промышленного лобби, а не здравого смысла. Последний пример - автомобилестроительный сектор", - добавила Дурманова.

По мнению экспертов, предпринятое недавно повышение ввозных пошлин на иномарки не улучшит конкурентоспособность отечественного машиностроения, а лишь спровоцирует западные страны на ответные протекционистские действия.

Денис ЗАКИЯНОВ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес