Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Успеет ли Китай решить долговую проблему?

Заместитель главы Международного валютного фонда (МВФ) Дэвид Липтон в своей статье на Project Syndicate отметил, что в Китае продолжает расти неоправданно высокими темпами внутреннее кредитование, при этом объем корпоративной задолженности приблизился к опасным уровням.

По данным недавно опубликованного ежегодного доклада Международного валютного фонда о состоянии китайской экономики, объемы кредитования в стране растут примерно в два раза быстрее, чем объемы выпуска. Быстрый рост наблюдается как в частном нефинансовом секторе, так и в расширяющемся и тесно переплетенном финансовом секторе, который по-прежнему остается непрозрачным. Хотя темпы роста кредитования по международным стандартам являются высокими (а это ключевой признак потенциального кризиса), его позитивный эффект на темпы роста экономики снижается.

Тревожные сигналы очевидны, и в целом китайское правительство признает наличие проблемы. Но для предотвращения кризиса ему надо немедленно заняться всеобъемлющими реформами, которые позволят устранить базовые причины проблем с корпоративной задолженностью. К их числу относятся слишком мягкие бюджетные ограничения для госпредприятий и региональных властей, прямые и косвенные долговые гарантии правительства, излишняя склонность к риску в финансовом секторе. Все это существует благодаря завышенным официальным целевым показателям роста экономики.

Для решения этой проблемы китайскому правительству надо, как выразился премьер-министр Ли Кэцян, "безжалостно зарезать зомби-предприятия". Этот отсев должен сопровождаться четкой стратегией по реструктуризации компаний, которые еще можно спасти; признанием и распределением убытков кредиторов; вниманием к работникам, оставшимся без работы, а также к иным социальным издержкам; дальнейшим открытием рынков для частного сектора. В более фундаментальном смысле правительство должно признать неизбежность снижения темпов роста экономики в ближайшее время.

Особенно важно реструктурировать госпредприятия. Многие из них находятся фактически в предсмертном состоянии: на их долю приходится лишь пятая часть всего промышленного выпуска и при этом почти половина всей суммы корпоративной задолженности. Серьезная реструктуризация, в том числе ужесточение бюджетных ограничений, прекращение кредитования нежизнеспособных фирм, остановка выдачи госгарантий по долгам плюс некоторые другие реформы на стороне предложения, которые уже начались, - все это создаст пространство для более динамичных компаний и поможет росту.

Во многих отношениях Китай уникален, но это далеко не первая страна, которая столкнулась с трудностями из-за корпоративных долгов. Руководству Китая надо выучить три обобщенных урока из опыта других стран. Во-первых, власти должны действовать быстро и эффективно - так, чтобы сегодняшняя проблема корпоративной задолженности завтра не превратилась в системную долговую проблему.

Во-вторых, они должны работать как с кредиторами, так и с должниками: в некоторых странах выбранные решения касались только одной из этих групп, что посеяло семена будущих проблем.

Наконец, необходимо выявить и реформировать те структуры в системе управления, которые привели к возникновению данной проблемы. Как минимум Китай нуждается в эффективной системе банкротств, в более строгом регулировании порядка оценки рисков, в улучшении качества финансовой отчетности, резервировании по кредитным убыткам, а также в новых правилах раскрытия финансовой информации.

Влиятельные публичные фигуры в Китае охотно выбрали из международного опыта только те уроки, которые свидетельствуют о том, что сдерживание корпоративных займов может привести к краткосрочному замедлению темпов роста и социальным издержкам, например к безработице. Это оправданные тревоги, но альтернативные шаги - полумеры или вообще отказ от реформ - лишь ухудшат и так уже плохую ситуацию. Китаю следует начать с реструктуризации нежизнеспособных компаний в регионах, где отмечены наиболее высокие темпы роста экономики, работники смогут быстрее найти там новые рабочие места, а реформы вряд ли повредят росту. Власти будут действовать более избирательно в дальнейшем, когда речь зайдет о реструктуризации компаний в регионах с низкими темпами роста или городах, где местная экономики зависит от какой-либо одной компании.

Кроме того, структурную безработицу и издержки переселения работников можно смягчить с помощью сильной системы социальной поддержки, в том числе выделения средств на целевую переквалификацию, для того чтобы работники могли вновь встать на ноги. Такой подход позволил бы продемонстрировать заботу правительства о тех, кому грозит потеря работы.

Похвально, что Китай уже начал работать над решением долговой проблемы, в частности над снижением долговой нагрузки. В текущем пятилетнем плане говорится о сокращении избыточных мощностей в угольной и сталелитейной промышленности, о выявлении и реструктуризации нежизнеспособных "госпредприятий-зомби", о финансировании программ поддержки пострадавших работников.

Пришло время для более широких реформ в Китае. На балансах банков все еще относительно мало просроченных кредитов, а резервы высоки. С издержками потенциальных убытков по корпоративным долгам (в последнем докладе МВФ о мировой финансовой стабильности они оцениваются в 7% ВВП) можно справиться. Более того, у правительства имеются значительные подушки безопасности: размер госдолга сравнительно низок, а золотовалютные резервы, наоборот, относительно высоки.

Вопрос в том, сможет ли Китай разрулить проблему долгов, до того как эти запасы будут исчерпаны. Учитывая былые экономические успехи и готовность правительства реализовать амбициозную программу реформ, Китай способен принять этот вызов. Но начинать надо уже сейчас.

За матеріалами: Вести Экономика
Ключові теги: Китай
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 22.11.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на 22.11.24, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на 22.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес