Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Второе пришествие векселей (Плюсы и минусы разрешения продавать "долговые расписки")

09:09 06.09.2004 |

Фінанси

18 августа 2004 года Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) отменила введенный в 2002 году запрет на торговлю векселями на фондовых биржах и в торгово - информационных системах. Интересно, что с инициативой отменить запрет на торговлю векселями на фондовых биржах в ГКЦБФР обратилась Государственная налоговая администрация. Основным мотивом для разрешения торговли была ситуация, когда векселя, являясь значительной частью залогового имущества налоговых должников, не могли быть проданы в соответствии с действующим законодательством для возврата налогового долга. Это, в свою очередь, привело к недопоступлению средств в госбюджет от уплаты налогов налоговыми должниками.

Таким образом, векселя вновь возвращаются на организованный украинский фондовый рынок. И здесь нелишне вспомнить объективные причины, послужившие для ГКЦБФР основанием для запрета торговли векселями.

Зачем нужны векселя?

Если коротко, то вексель - это составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю). Векселя могут быть простыми и переводными. В идеале это весьма нужная ценная бумага, которая, во - первых, позволяет одним субъектам хозяйствования (векселедателям) получать необходимые ценности и услуги в кредит, даже не имея нужной суммы средств на счете, а другим (векселедержателям) - продать вексель на организованном фондовом рынке и получить денежные средства до того, как векселедатель соизволит расплатиться по векселю.

Таким образом, векселя призваны "компенсировать" недостаток денежных средств в обращении, который время от времени возникает в любой динамично растущей экономике. Кроме того, операции с векселями дают определенный заработок операторам фондового рынка, а те в свою очередь обеспечивают ликвидность рынка векселей.

Долгие годы векселя были одним из самых распространенных инструментов на украинском фондовом рынке. В 1996 - 1999 годах объемы торгов векселями превосходили объемы торгов акциями как минимум на порядок и иногда приближались к объемам торгов знаменитыми ОВГЗ, чья пирамида так печально обвалилась в 1998 году. И "украинская специфика" периода массовой приватизации отвела векселям весьма специфическую роль - "насоса" по откачке денежных средств из госпредприятий. В результате векселя стали составной частью механизма получения финансовых ресурсов структурами, специализирующимися на приватизации. Для кого векселя были "сущим наказанием" - так это для промышленных предприятий, которые вынуждены были продавать их с огромным дисконтом, чтобы получить столь необходимые в производственном цикле "живые деньги" от финансовых посредников.

Быль и сказки энергорынка

Расцвет торговли векселями пришелся на период массовых неплатежей в электроэнергетике в частности и в топливно - энергетическом комплексе в целом. Тогда долги за электроэнергию обычно оформлялись векселями и продавались с огромным дисконтом, иногда до 50%. В конце концов, "энергетические" векселя сосредоточивались в определенных структурах, которые и получали по данным долговым обязательствам полновесное денежное возмещение.

Анализируя состояние расчетов за электроэнергию и энергоресурсы в середине и конце 90 - х, можно сделать парадоксальный вывод: неплатежи провоцировались специально. Ведь если бы хозяйственные субъекты рассчитывались в срок и "живыми деньгами", то финансовым посредникам здесь нечего было бы делать. Однако заинтересованные лица специально старались оформить задолженности векселями и затем пустить последние "по цепочке" финансовых посредников. Естественно, основной "навар" получали те, кто был близок к определенным структурам и чиновникам. К слову, именно с подачи этих чиновников нередко и происходила задержка платежей.

Благодаря векселям произошел массированный отток финансовых ресурсов из государственных структур энергорынка в негосударственные фирмы и фирмочки, которые затем на эти деньги успешно приватизировали большую часть энергораспределяющих мощностей. И после этого необходимость в "вексельных схемах" начала отпадать сама собой.

Кроме того, больно ударил по вексельному бизнесу (как и по фондовому рынку вообще) российский дефолт 1998 года, после которого добиться оплаты по многим векселям стало делом сложным. Операторы фондового рынка потеряли доверие к векселям, ликвидность "долговых расписок" резко упала, многие из них были отнесены к "мусорным" ценным бумагам.

Тем не менее еще в конце 90 - х в начале премьерства Виктора Ющенко векселя настолько были распространены в топливно - энергетическом комплексе, что создавали реальную опасность полного вымывания денежных средств из отрасли. Поэтому правительство начало предпринимать последовательные шаги по ограничению вексельных расчетов и переходит к расчетам живыми деньгами. Многое сделала в этом направлении небезызвестная Юлия Тимошенко в ее бытность вице - премьером по ТЭК.

Юлия Владимировна прекрасно знала, каким образом формируются капиталы близких к энергорынку структур, и абсолютно не хотела, чтобы финансово - политические группы "наращивали денежные мускулы" таким простым и незатейливым способом. Была и совершенно объективная опасность. Аналитики понимали, что еще год - два работы украинского топливно - энергетического комплекса на износ, на "жестком финансовом пайке", и отрасль просто развалится. Ведь в разгар "вексельной вакханалии" на предприятиях ТЭК практически были заморожены все работы по реконструкции и модернизации мощностей. И все это - из - за недостатка финансовых ресурсов, которые в виде дисконтов оседали у многочисленных посредников.

Окончательно "добило" рынок векселей решение Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку: в 2002 году введен запрет на торговлю векселями на фондовых биржах и в торгово - информационных системах. После этого векселя стали достаточно непопулярным инструментом, хотя значительная часть задолженности по - прежнему ими оформлялась.

Фискальный аспект

Запрет ГКЦБФР на торговлю векселями на организованных рынках вовсе не означал отмену существования векселя как ценной бумаги. В Украине по - прежнему существует вся необходимая законодательно - нормативная база, регулирующая эмиссию векселей и вексельное обращение. В итоге на сегодняшний день многие предприятия значительную часть своих активов имеют в виде векселей. Им только остается ждать, пока по этим векселям заплатят, поскольку из - за существовавшего ранее запрета Госкомиссии по ценным бумагам возможности продать векселя на организованном рынке у них не было.

Кроме того, проблемы возникли у Государственной налоговой администрации. При попытке взыскать налоговую задолженность ГНА очень часто сталкивается с невозможностью реализации векселей. К тому же существуют такие предприятия, у которых все залоговое имущество составляют векселя. Это стало весьма удобной схемой ухода от налогов. Зачастую в пределах одной промышленно - финансовой группы вся налоговая задолженность "вешалась" на одну определенную структуру, все активы которой оказываются в векселях.

И естественно, были недовольны ограничением торговли векселями операторы фондового рынка, для которых, в условиях крайне низкой ликвидности рынка акций и "опасного вздутия" рынка корпоративных облигаций, начал ощущаться дефицит ликвидных инструментов.

Разрешение на торговлю векселями, несомненно, приведет к возрождению рынка этих инструментов в ПФТС и на ряде других фондовых площадок. Интересно, что существуют два противоположных прогноза. По первой версии, "второе пришествие векселей" в скором времени приведет к росту наполняемости бюджета, согласно второй - наоборот, даст ряду структур прекрасную лазейку для "оптимизации" налогов.

К сожалению, даже самый поверхностный анализ причин и последствий разрешения торговли векселями приводит к мысли, что это послабление будет использовано злостными неплательщиками в бюджет на все 100%. Как мы уже отмечали выше, согласно популярной схеме "фискальной оптимизации", из фирмы, которую намерены отдать под налоговый пресс, заранее выводятся все активы, и остаются лишь векселя. До недавнего времени ГНАУ могла надеяться на то, что хотя бы через некоторое время задолженность по векселю будет погашена "в полном размере". Причем, как показывает практика, должники по такому векселю - это обычно структуры, аффилированные с недоимщиком.

Однако с сегодняшнего дня наверняка расцветут следующие схемы. На одну из фирм (скажем, фирма "Х"), входящую в финансово - промышленную группу "XYZ", вешаются все мыслимые и немыслимые фискальные долги. Одновременно все реальные активы заменяются векселями (причем основным векселедателем выступает фирма "Z"). Налоги в один прекрасный день перестают платиться. Естественно, приходит ГНАУ и арестовывает имущество (то есть векселя) "злостного неплательщика налогов" - фирмы "Х". И быстренько выставляет данные ценные бумаги на продажу, чтобы обеспечить наполняемость бюджета через ту же ПФТС. А покупателя и ждать особенно не нужно - тут же инвестиционная компания "Y" с радостью покупает векселя, правда, с дисконтом в 50%.

В итоге все довольны: Налоговая администрация - тем, что быстро реализовала малоликвидный залог, и хотя на 50%, но взыскала необходимые налоговые недоимки. Руководство "XYZ" тоже довольно - уменьшило налоговые платежи на 50%. Довольна и ПФТС - как - никак задействована торговая площадка под очень ликвидный инструмент. Кто в этой ситуации однозначно оказывается в проигрыше, так это госбюджет.

P. S. Таким образом, приходим к однозначному выводу: возвращение векселей на фондовый рынок - это, безусловно, прогрессивный шаг. Но надеяться, что это принесет пользу бюджету, а тем более "пересічному" украинскому гражданину, по - моему, преждевременно:

Владимир ЦХВЕДИАНИ

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес