Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Инвестгазета": На грани вымирания могут оказаться регистраторы из-за принятия Изменений к требованиям на получение лицензии для компаний, работающих на рынке ценных бумаг, проект которых подготовлен ГКЦБ

16:58 31.08.2004 |

Фінанси

К такому выводу пришли участники "круглого стола", проведенного 26 августа. Установление новоиспеченных норм для получения лицензии, практически невыполнимых для большинства регистраторов и хранителей, приведет к значительному сокращению рынка, чреватому незаконной манипуляцией реестрами и нарушениями прав собственности

Хотя действие новых лицензионных условий распространяется на все виды деятельности на фондовом рынке, существенно нововведения затрагивают только интересы регистраторов и хранителей. Именно им посвящено большинство пунктов Решения (21 и 18, соответственно). Наиболее вопиющие, с точки зрения участников рынка, изменения касаются величины уставного фонда (УФ) и установления минимального количества договоров. Так, согласно новым условиям, минимальный объем УФ, требуемый для лицензирования хранителя, увеличивается в три раза (с 0,5 до 1,5 млн. грн.), регистратора - в пять раз (с 20 до 100 тыс. грн.). Кроме того, для осуществления лицензионной деятельности регистратору необходимо будет заключить 50 договоров с эмитентами в течение первого года работы и 100 - до конца второго. Также с принятием изменений и регистратору, и хранителю придется предоставить документ, подтверждающий их право собственности на офисное помещение.

Хаос вместо порядка

Несмотря на то что, согласно Решению, компаниям дается 1,5 года, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, очевидно, что большинству регистраторов придется покинуть рынок. "Регистраторский бизнес всегда характеризовался очень низкой доходностью. Сегодня лишь 25 регистраторов имеют более ста подписанных договоров.омпаниям придется действовать всеми правдами и неправдами, чтобы увеличить капитал и заключить необходимое количество договоров, в частности, вести агрессивную политику демпинга. А хватит ли в Украине дешевых помещений, которые смогут купить более 2000 существующих сегодня в Украине регистраторов и хранителей?> - обрисовывает ситуацию Виктор Лесовой, президент Ассоциации участников фондового рынка Украины (АУФРУ). В результате, по самым пессимистическим прогнозам, рынок регистраторов сократится более чем на треть, и прежде всего такая судьба постигнет предприятия, работающие в регионах.

Очевидно, что именно искусственное сокращение и даже закрытие рынка регистраторов является прямым следствием принятия изменений, и, соответственно, целью Комиссии.

Конечно, развитие рынка в этом направлении является общемировой практикой: в Европе регистраторы уже давно отжили свое, а в России их можно пересчитать по пальцам. Однако, по мнению специалистов, Украине не стоит так категорически и резко отказываться от данного вида услуг. "Я согласен с выражением Анатолия Балюка, что украинский фондовый рынок напоминает рахитичного уродца. Но нужно принимать и учитывать существующие реалии, а не игнорировать их. Пытаться реформировать рынок в стране с переходной экономикой путем насаждения принципов, заимствованных у развитых стран - теоретическая и практическая ошибка. Пускай институт регистраторов отмирает, но естественным путем, не нужно ускорять этот процесс. Похоже, что Комиссия, забывая о своих полномочиях регулирующего органа, продолжает жить мифом о том, что (фондовым) рынком можно и нужно управлять", - говорит Владимир Соболев, генеральный директор компании "Торгово - промышленный фондовый регистр".

Значительное и резкое уменьшение количества регистраторов приведет к ухудшению качества предоставляемых услуг. Роль регистраторов в Украине все еще значительна: они проводят собрания акционеров, оформляют эмиссии, готовят отчетность, фактически выполняют функцию департамента по ценным бумагам для каждой отдельной компании. Готовность же украинских предприятий выполнять работу регистраторов самостоятельно специалисты оценивают как очень низкую. "Представьте себе ситуацию, когда на рынке останется несколько регистраторов, а ведь все собрания акционеров проходят в основном в феврале - марте. То есть каждому из регистраторов придется провести около 200 - 300 собраний в течение двух месяцев. Очевидно, что пострадают от этого прежде всего эмитенты", - говорит Ирина Кобржицкая, генеральный директор компании "Комекс".

Реформа попирает интересы не только игроков рынка, но и потребителей - как эмитентов, так и акционеров. Регистраторы, прекратившие деятельность, будут вынуждены передать собственные базы данных более крупным компаниям, а механизм передачи не прописан. Поэтому не исключена потеря значительной части информации о реестрах и их фальсификация. В таком случае можно ожидать очередной передел собственности, в результате которого проиграют, главным образом, миноритарии - физлица. "Комиссия пытается достичь лучшей управляемости рынка путем уменьшения количества его игроков, однако из - за сложившейся рыночной ситуации она добьется лишь полной сумятицы в отношении реестров, так что суды не будут успевать разбираться с исками по правам собственности", - говорит Владимир Бобко, зампред компании "Укрпривинвест". Еще одно изменение касается получения лицензии на ведение предприятием собственного реестра. Согласно новым нормам, максимальное количество акционеров такого эмитента не может превышать 50 лиц, вместо нынешних 500. То есть многочисленные компании, потратившиеся на налаживание работы по ведению реестра и обучение собственных специалистов, будут вынуждены начать пользоваться услугами регистратора.

Косо, криво - лишь бы живо

Кроме рыночных последствий документа, обсуждение за "круглым столом" не раз вращалось вокруг недостаточной юридической обоснованности Решения. "Устанавливая норму владения собственным помещением как обязательную для получения лицензии, Комиссия вмешивается в правовой режим собственности, который, согласно 6 - й статье Хозяйственного кодекса, всецело принадлежит субъекту предпринимательской деятельности. Что касается нормы по договорам, то и тут Комиссия превышает свои полномочия, вмешиваясь в хозяйственные отношения. Заключение договоров - исключительно хозяйственная деятельность, вмешиваться в которую запрещено Хозяйственным кодексом", - утверждает Надежда Смирнова, вице - президент АУФРУ. Участники "круглого стола" сошлись во мнениях о нарушении Комиссией 42 статьи Конституции, в которой запрещается неправомерное ограничение рыночной конкуренции.

Специалисты также обращают внимание на слабость Анализа регуляторного влияния Решения, проведенного Комиссией. "Качество данного документа очень низкое. Например, Комиссия заключает, что исполнение Решения не ведет к значительным затратам, не приводя при этом ни одного подсчета. А ведь Изменения затрагивают 2000 предприятий, многим из которых, согласно документу, придется потратить средства на покупку офиса. Кроме того, говорится об оценке результативности внедрения Изменений, но о показателях результативности - ни слова", - констатирует координатор проектов Института конкурентного общества Ксения Ляпина. Большие сомнения вызывает и способность ГКЦБФР проконтролировать соблюдение новых лицензионных условий. "Уже были прецеденты, когда Комиссии не хватило средств, чтобы подать в суд на эмитента, который перестал отчитываться. Что сможет предпринять Комиссия, если регистраторы станут массово работать без лицензии?" - говорит Сергей Баранов, директор ТОВ "Андрем".

Возможный компромисс

Попытка повлиять на Комиссию была предпринята Профессиональной ассоциацией регистраторов и депозитариев (ПАРД). После проведения опроса своих членов, 21 августа Ассоциация направила в ГКЦБФР официальное письмо с предложениями к лицензионным Изменениям следующего характера. Во - первых, члены Ассоциации считают неправомерным требование Комиссии о владении собственным помещением, ведь такой нормы нет даже для банков. Во - вторых, требования по увеличению уставного фонда, также не являются обоснованными, по крайней мере, в отношении достижения их главной цели - уменьшения имущественных рисков. "Очевидно, что на практике средства из УФ будут сразу же выведены после лицензирования. Уменьшения же рисков можно достичь гораздо более простым путем - установлением обязательного страхования профессиональной ответственности на рынке ценных бумаг", - полагает Александр Кий, президент ПАРД.

Норма по установлению минимального количества договоров тоже не соответствует рыночным реалиям. Скорее, объективную картину об объеме услуг, предоставляемых регистратором, отражает количество обслуживаемых им счетов. Таким образом, в качестве альтернативы требованию о 50 договорах может стать норма обслуживания 50 счетов. Недоумение ПАРД вызывает и требование о создании филиалов для участников рынка.

"Часть действий регистратора и хранителя осуществляется вне офиса, что ни в коем случае не умаляет их профессионализм. Мы считаем нужным установить список действий, которые могут осуществляться только в офисе регистратора либо в его филиале (открытие и закрытие счетов собственников, перерегистрация). Такие же действия, как, например, проведение собраний или сбор подписей физлиц, вполне могут происходить вне офиса регистратора", - говорит г - н Кий.

Трудно сказать, что могли бы ответить на возражения участников рынка авторы Изменений. По крайней мере, возможностью подискутировать вживую Комиссия не воспользовалась - ни один из ее представителей не присутствовал на "круглом столе". А вот Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства приглашение не отклонил. Более того, похоже, что участникам рынка удалось найти в его лице союзника. "Мы готовы поддержать участников фондового рынка, - заявила в завершение "круглого стола" Елена Редькина, заместитель Департамента контроля и исследовательских систем Госкомпредпринимательства. - Во внимание будут приняты все возражения относительно противоречия Изменений и других законодательных актов, нецелесообразности этого Решения в целом. Также мы будем настаивать на согласовании данных Изменений с Антимонопольным комитетом". 27 августа Предложение по отклонению Изменений, ставшее итогом "круглого стола", было передано на рассмотрение ГКЦБФР. Участники рынка надеются, что благодаря действию Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", дающему право субъектам рынка оказывать влияние на процесс госрегулирования, их предложение будет действенным.

Ксения ДМИТРЕНКО

За матеріалами: ИНВЕСТГАЗЕТА
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,0980
 0,0997
0,24
EUR
1
44,6324
 0,0506
0,11

Курс обміну валют на 26.07.24, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9442  0,05 0,11 41,5746  0,07 0,17
EUR 44,4796  0,11 0,25 45,2900  0,12 0,25

Міжбанківський ринок на 26.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1200  0,07 0,17 41,1500  0,06 0,15
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес