Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Уже в следующем году в Украине может появиться новый вид ценных бумаг - государственные долговые обязательства для вложения пенсионных средств

18:12 17.08.2004 |

Фінанси

Таким образом, Кабинет министров и профильные ведомства пытаются найти ответы сразу на два основополагающих вопроса: как распорядиться деньгами фондов в реформируемой пенсионной системе и заодно как "подлатать" государственный бюджет. Подобная схема действует во многих странах, в том числе и в соседней России. Вместе с тем пока трудно сказать, насколько это будет выгодно пенсионерам:

Новый вид ценных бумаг, разработка которого идет сейчас в правительстве, - это специальные государственные долговые обязательства, предназначенные исключительно для вложения пенсионных денег. Предполагается, что обязательства будут иметь плавающую ставку дохода, учитывающую размер инфляции. То есть доходность этих бумаг будет исчисляться по формуле: фактический уровень инфляции плюс нормативный доход.

В такой ситуации возникает вполне закономерный вопрос: а не превратится ли продажа новых гособязательств в очередную "пирамиду", ведь деньги, вырученные от размещения ценных бумаг, в полном объеме будут направляться на заполнение дефицита бюджета, а выплачивать по ним доход (да еще и с учетом инфляции) все равно придется.

Видимо, во избежание подобных опасений Кабинет министров предлагает законодательно запретить дефолт по этим обязательствам, а также реструктуризацию и конверсию этого долга. Кроме того, владельцам специальных государственных обязательств будет предоставлено право преимущественной выплаты дохода по ним.

Когда именно будет принято какое - либо официальное решение по поводу выпуска новых обязательств, пока еще неизвестно, но есть все основания предполагать, что в следующем году они все - таки появятся. Планы выпуска специальных государственных ценных бумаг должны быть формализованы в утверждаемой правительством Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2005 год, а проект этой программы Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции уже приняло за основу.

Следует заметить, что в настоящее время существуют только два вида государственных ценных бумаг - облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и казначейские обязательства. Что касается ОВГЗ, то размещать в них средства действительно было занятием весьма выгодным аж до печально известного 1998 года. В те времена их доходность достигала почти 70%, и государственные деньги с легкостью весеннего ветерка перекочевывали в бюджеты разнообразных негосударственных организаций.

Потом пирамида ОВГЗ рухнула - Минфин не справился с обслуживанием краткосрочных долгов и вынужден был реструктуризировать выплаты на шесть лет. После этого правительству так ни разу и не удалось разместить облигации в докризисных масштабах. Сегодня украинские банки предпочитают тратить деньги не на покупку облигаций, а, к примеру, на кредитование, поскольку доходы от кредитных операций как минимум вдвое выше. Так, доходность краткосрочных облигаций, например, ненамного превышает учетную ставку НБУ в 7%. А что касается долгосрочных ОВГЗ, то существует значительный риск того, что высокая инфляция перекроет всю доходность в 11,7%. Увеличить же процентную ставку по ОВГЗ нельзя, поскольку она и сейчас значительно превышает стоимость привлечения внешних займов. Да и печальный опыт с высокими ставками ОВГЗ в Украине, слава Богу, уже имеется.

Тем не менее размещение обязательств внутреннего государственного займа - одно из немногих средств, позволяющих "подлатать" государственный бюджет. Поэтому для того чтобы как - то спасти ситуацию, Министерство финансов Украины еще в начале 2002 года утвердило решение о выпуске так называемых казначейских обязательств. Это государственные долговые бумаги номиналом 50 грн. и сроком обращения 2 года с выплачиваемым ежеквартальным купоном - 2 грн. Обязательства эти должны были быть выпущены восемью сериями (от "A" до "H") по 50 млн. грн. каждая. Однако до настоящего времени Министерству финансов удалось выпустить лишь три серии облигаций. Две из них были размещены в 2002 году, а третья - в марте 2003 - го. Долг по казначейским обязательствам на середину 2004 года составляет 99,1 млн. грн.

Пока трудно сказать, как отреагируют на новые облигации сами пенсионные фонды. Нужно отметить, что раньше правительство настоятельно рекомендовало Пенсионному фонду Украины размещать деньги в ОВГЗ. И он размещал - по несколько сотен миллионов гривен. Это позволяло Минфину поддерживать первичный рынок гособлигаций, несмотря на отсутствие интереса к ним со стороны коммерческих банков.

Так, в 2001 году Пенсионный фонд хранил в государственных облигациях около 100 млн. грн. при общем объеме 700 млн. грн. временно свободных средств. Таким образом, он являлся владельцем 70% общего объема ОВГЗ, периодически реинвестируя средства от погашения гособлигаций на приобретение новых бумаг.

Но вскоре начала наблюдаться тенденция к уменьшению покупок облигаций Пенсионным фондом. Объем размещенных на первичном рынке гособлигаций постоянно падал, причем падение это специалисты связывали именно с уменьшением размещения облигаций в Пенсионном фонде.

В 2004 году ПФУ вообще отказался от покупки государственных облигаций. В Фонде свой отказ аргументировали отсутствием свободных средств. Напомним, что с 1 января этого года минимальный размер пенсий был увеличен Кабмином на 12%. Естественно, значительно возрос и размер необходимых выплат. А если учесть, что размеры выплат и дальше будут увеличиваться в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, то "лишние" деньги для вложения в государственные бумаги даже нового типа у Пенсионного фонда вряд ли появятся.

Кроме того, как уже отмечали аналитики, Пенсионному фонду стало крайне невыгодно помещать деньги в государственные ценные бумаги, особенно после того, как банком - распорядителем его средств стал Ощадбанк. Ведь его ресурсная база значительно меньше ресурсной базы "Аваля", который распоряжался средствами Фонда раньше, и поэтому за эффективным использованием средств теперь приходится следить более внимательно. А как уже отмечалось, кредитование, к примеру, является значительно более эффективным использованием средств, чем покупка гособлигаций.

Вместе с тем кредитование - это весьма рискованный вид финансовых услуг. И поэтому, возможно, не самая подходящая деятельность для пенсионных фондов. Тем не менее деньги фондов, безусловно, должны работать. В экономически развитых странах именно пенсионные фонды осуществляют значительную часть инвестиций в экономику страны. В экономику Польши, например, только в течение двух лет было инвестировано около 1 млрд. "пенсионных" долларов. В Украине же подобный ресурс, можно сказать, не используется вообще.

Вместе с тем, анализируя данную ситуацию, можно прийти к выводу, что у украинских пенсионных денег не так уж и много вариантов. Например, достаточно рискованно вкладывать "длинные" пенсионные инвестиции в недвижимость. Во - первых, потому что цены на нее все - таки нестабильны, во - вторых, потому что окончательно не сформирован вторичный рынок.

Некоторые специалисты заявляли, что наиболее надежным для пенсионных фондов было бы вложение денег в землю. Но в связи с упорным нежеланием депутатов разрешать куплю - продажу земли такое вложение средств вряд ли будет возможным в ближайшее время. Тем более что даже после разрешения торговли землей потребуется еще очень длительное время на формирование вторичного рынка.

Таким образом, эффективных механизмов вложения пенсионных средств в Украине пока нет. Возможно, ситуацию действительно удастся разрешить с помощью новых государственных ценных бумаг. Если, конечно, правительству удастся подойти к этому с умом и избежать ситуации, когда для выплаты доходов по этим бумагам придется поднимать налоги или сворачивать какие - нибудь социальные программы (дефолт ведь запрещен). И еще, конечно, если у нас будет что в эти бумаги размещать:

Ирина СВЕТИКОВА

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на сьогодні, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4404  0,06 0,15 39,9880  0,06 0,16
EUR 42,6900  0,08 0,19 43,4772  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес