Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украинский фондовый рынок у меня ассоциируется с маленьким рахитиком - Анатолий Балюк, председатель Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

13:02 03.08.2004 |

Фінанси

Балюк Анатолий Иванович, председатель Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

Родился: 27 января 1963 г. в с. Радивоновка Великобагачанского р - на Полтавской обл.

Образование: Киевский университет им.Т.Шевченко, факультет международных отношений и международного права (1985 г.).

Карьера: до августа 1997 г. - начальник сводного отдела внешнеэкономических связей Министерства экономики Украины.

Август 1997 г. - декабрь 1999 г. - помощник и первый помощник премьер - министра Украины Валерия Пустовойтенко.С ноября 2002 г. - помощник Президента Украины.

С 24 июня 2004 г. - председатель ГКЦБФР.Член наблюдательных советов "Укрнафти" и "Укртелекома".

Увлечения: футбол, французский язык.

Об олигархах и отношениях с Банковой

- С кем из украинских олигархов вы знакомы?

- Кого вы имеете в виду?

- Ахметов, Пинчук, Суркис, Медведчук, Коломойский, Ярославский:

- Почти со всеми. Меньше знаком с господином Ахметовым. То есть мы неоднократно виделись, при встречах здороваемся, но не более того.

- Вы по - прежнему вхожи в кабинет Президента? Можете вот так запросто набрать номер телефона и подъехать к нему?

- Вообще - то существует определенная процедура посещения Президента. Но он обещал, что будет принимать меня, как только возникнет такая необходимость.

- А как вы стали советником Президента?

- По Указу Президента.

- А кто конкретно вам предложил?

- Мне предложил Левочкин Сергей Владимирович.

- То есть это не пустые разговоры, что подняться по карьерной лестнице вам помогли "донецкие"и, в частности, Левочкин?

- В моем карьерном росте значительную роль сыграл Левочкин Сергей Владимирович. Я с ним лично знаком. Дружим семьями.

- Как вы с ним познакомились?

- Познакомились в Киеве, если не ошибаюсь, в 1994 году, играли вместе в футбол.

- Футбол ваше хобби?

- Да. Люблю с друзьями погонять мяч по спортплощадке. В свое время играл за сборную Киевского университета.

- Утверждая вас на пост главы ГКЦБФР, парламент проголосовал почти единогласно: "за" - 398 человек. Как вам удалось договориться с фракциями?

- С большинством руководителей фракций я знаком лично. Смог переговорить со многими из них. Кроме того, мою кандидатуру поддержали Президент и правительство.

- Вы долго думали, прежде чем принять предложение стать председателем Комиссии?

- Неделю.

- Почему согласились? Ведь в Комиссии платят немного?

- Скоро с деньгами у нас будет лучше, чем сегодня. Намного лучше.

- Как вы думаете, могла бы Комиссия существовать, если бы ее перевели на хозрасчет?

- Я с трудом представляю, как бы мы могли зарабатывать деньги на регистрации эмиссий. Если мы станем одновременно заниматься и государственным регулированием по делегированным нам правам, и зарабатывать деньги, то такого нарегулируем... Я думаю, что Комиссия должна быть бюджетной организацией.

О коррупции

- А как в вашей организации обстоят дела с коррупцией?

- Пока не знаю. Вроде бы все тихо и мирно.

- При наблюдении за работой предыдущего состава Комиссии иногда создавалось впечатление, что отдельные комиссионеры оказывают платные услуги в "разруливании" корпоративных конфликтов. Если вы вычислите, что кто - то из ваших подчиненных занимается подобными делами, примите ли какие - то меры?

- Естественно, буду реагировать. И очень жестко.

- А если позвонят из Администрации Президента и попросят вмешаться в конфликт, "помочь хорошим людям"?

- Ну что значит "позвонят"? А если это дело вообще противоречит здравому смыслу? Что я, подпишу чистый лист бумаги? В любом случае нужно садиться и разбираться. Все, что конфликтное, следует выносить на Комиссию.

- А что вы собираетесь предпринимать в отношении конфликта акционеров НГЗ?

- Допэмиссия уже зарегистрирована. У меня возникает вопрос, что теперь делать?

- Как раз именно в этом случае создавалось впечатление, что Комиссия оказала крупным акционерам платную услугу.

- Ну, вот видите. Произошло то, что произошло. Страдают мелкие акционеры. Что делать? Заслуживает внимания одна идея. Допустим, инвестор выкупил крупный пакет акций, у трудового коллектива осталось 8% акций.

Думаю, следовало бы внести в закон такую норму: любой желающий избавиться от этих 8% не самостоятельно имеет право "прицепить" их к большому пакету акций - потом он получит причитающуюся долю. А иначе люди остаются с этими 8% и не знают, что с ними делать. Продать этот пакет они не могут, поскольку он никому не интересен. Дивидендов они не получают.

- То есть в ситуации с НГЗ уже ничего нельзя сделать?

- По моей просьбе сейчас разбираются, можем ли мы повлиять на ситуацию сегодня.

О реконструкции власти внутри Комиссии

- Правда ли, что будет ликвидирован институт исполнительных секретарей Госкомиссии по ценным бумагам?

- Да. И вчера мы уже подали проект указа.

- А почему вы не хотите, чтобы этот институт существовал?

- А какова его историческая роль в этом деле?

- По идее, это ветвь власти ГКЦБФР, призванная управлять. Сама же Комиссия - некий парламент, ее роль - разрабатывать законы.

- Так оно и будет. Комиссия будет работать как маленький парламент. Будет также аппарат, во главе которого руководитель. Кстати, в министерствах институт госсекретарей давно ликвидировали. И у нас тоже не будет института исполнительных секретарей.

- Но ведь он создавался Указом Президента. И когда ликвидировали институты госсекретарей, то его почему - то оставили.

- Он остался, поскольку Комиссия полгода находилась в подвешенном состоянии.

- Как поступите с исполнительными секретарями: уволите или будете трудоустраивать?

- Мы их трудоустроим. В Комиссии всем найдется место.

- В таком случае, какой смысл ликвидировать институт?

- Эти люди будут исполнять другие функции.

- А вообще, как будут распределены полномочия среди комиссионеров? В частности, кто будет отвечать за отношения с генпрокуратурой, кто курировать юридический и корпоративно - финансовый департаменты?

- Юрдепартамент курировать буду я. И уже есть соответствующий Указ Президента и решение правительства, что юридический департамент в любом госоргане подчиняется первому лицу. Что касается распределения обязанностей, я не намерен делить департаменты между членами Комиссии.

- То есть их обязанности будут пересекаться?

- Они будут курировать такие вопросы, как разработка законодательства, сотрудничество с Верховной Радой, Кабинетом министров. В общем, думаю, мы найдем мягкие формы разделения обязанностей, чтобы люди были заняты делом. Аппарат должен работать как аппарат.

- Вы уже почти месяц в Комиссии, каково ваше мнение о подчиненных? Все ли из них люди вашей команды?

- Пока у нас не было ни конфликтов, ни каких - либо недоразумений. Мы друг друга понимаем. Я сознаю, что моих подчиненных сегодня волнует один вопрос, уволят их или нет. Но я многих из них уже успокоил: кардинальных передвижек не будет. Сейчас пытаюсь почувствовать работу Комиссии: понять механизмы принятия решений, что за люди со мной работают. Уже провел несколько встреч с начальниками департаментов, управлений. Пока самые положительные впечатления.

- Собираетесь ли менять руководство территориальных отделений ГКЦБФР? И вообще, довольны ли вы работой этих отделений?

- Еще не знаю. Но в ближайшее время намерен собрать начальников территориальных отделений и посмотреть на результаты их деятельности. Посмотрю, чем вообще они там занимаются. Территориальных отделений Комиссии сегодня аж 26. Я не уверен, что их должно быть так много. Может быть, достаточно трех - четырех? Например, в Киеве, Днепропетровске, Одессе и Харькове? В общем, надо посмотреть.

- Наверняка в работе Комиссии есть негативы? Что вас не устраивает?

- Любая система должна быть управляемой. По крайней мере, из одной точки. А когда их несколько:

- А именно, семь.

- Ну, это уже законодатель так решил, что их семь. Как сегодня построена работа в Комиссии? Идет массовый поток корреспонденции: из Администрации Президента, Кабинета министров, правительственных комитетов, прокуратуры, УБЭП, МВД, судов, от депутатов. И я о многих вещах не знаю и даже не подозреваю. Потому что эти бумаги движутся по кругу: на каком - то уровне они пришли, их спустили дальше, потом они обратно возвращаются и уже оттуда идут в виде ответа. Почему так? Да потому, что у исполнительной службы слишком много полномочий. И она до недавнего времени была этакой "второй Комиссией" внутри Комиссии. Я хочу создать строго вертикальную систему: есть руководство и есть Комиссия. Все решения должны приниматься коллегиально. Что касается каких - то рабочих моментов, то на это есть юристы и различные департаменты. И я должен быть в курсе всего происходящего.

А то мне показывают определение суда: мол, вот вы привлечены. А я об этом впервые слышу. Начинаем искать. Выясняется, бумага пришла в управление, потом ее пустили по кругу. Я об этом узнаю в последнюю очередь. Но ведь есть вещи резонансные, о которых "трубят" на всех сайтах уже через полчаса после того, как это произошло: где - то состоялось собрание, кого - то не пустили, кого - то побили. Например, та же ситуация с МФС:

Об инфраструктуре

- Кстати, об МФС. Как вы относитесь к ситуации, сложившейся вокруг депозитария? В частности, как бы вы прокомментировали действия группы "Приват"? И вообще, как вы относитесь к тому, что контрольный пакет МФС может достаться одной структуре?

- Я считаю, что "Приват" - одна из опытнейших групп, работающих на этом рынке. То, что происходит вокруг МФС: Ну, сегодня "Приват", а завтра мог бы быть, скажем, Укрсоцбанк. Мы вчера приняли изменения в закон о национальной депозитарной системе. Суть этих поправок - не допустить доминирования в МФС ни одной из структур.

Позже мы обнародуем критерии, предъявляемые к акционерам МФС. Скажу только, что благодаря внесенным изменениям будет очень сложно создавать фирмочки, чтобы потом собирать их под одну "крышу" и контролировать. Я считаю, что МФС очень удачная вещь, которую было бы желательно сохранить. Не дай Бог, если ее захватит одна структура.

- А обращался ли кто - нибудь из акционеров МФС за помощью в ГКЦБФР?

- Да. Мы получили письмо (подписано Тимонькиным, Швецовым и еще кем - то), что вот такая ситуация сложилась, и они считают ее неправильной.

- Думаете, положение МФС нормализуется?

- Надеюсь на это. Мы немножко подправим соответствующие документы, чтобы ситуация самортизировалась, не вышла из - под контроля.

- Но собрание акционеров МФС состоится уже 3 сентября. То есть на то чтобы принять поправки к Закону, у вас не будет времени.

- Я знаю. Мы тоже готовимся к собранию и массово в нем поучаствуем.

- И кто из членов Комиссии примет в нем участие?

- Может, даже и всей Комиссией пойдем.

- Вы владеете акциями каких - либо предприятий?

- Да, у меня две акции "Укртелекома".

- Вам, наверное, их подарили?

- Да, было дело.

- А что вы думаете относительно второго депозитария - Национального?

- На заседании Комиссии мы обменялись мнениями насчет Национального депозитария. Дабы сейчас не вызывать волнений, решили, что в конце августа выслушаем его руководство и потом будем думать, что делать с этим депозитарием.

- А ваше личное ощущение?

- Думаю, там надо что - то такое сделать:

- Так закрыть? Или развить?

- Скорее всего, развить. Ведь закрыть не так просто. Да и не для того его создавали. Полагаю, там нужно все - таки попытаться сбалансировать интересы государства, отдельных людей и Комиссии в том числе.

- А нет ощущения, что это лишняя, ненужная структура?

- Я хотел бы вначале послушать доводы руководства Нацдепозитария. В любом случае есть доводы и контрдоводы. А уже рынок говорит, что эту структуру либо надо убрать, либо объединить с кем - то или придумать еще какую - то форму. Но, думаю, ломать не стоит, надо сначала разобраться, что там происходит.

- А если вы почувствуете, что эта структура не нужна, сможете ли заявить, что деньги, когда - то потраченные Кабмином на создание этого депозитария, выброшены на ветер?

- Думаю, мы объективно подойдем к этому вопросу. Будут факты - будем решать. В Комиссию пришло много новых людей. Надо, чтобы они разобрались, что это такое, во что собираемся инвестировать: в будущее, настоящее или просто так?

- Сегодня многие поговаривают о межгосударственных депозитариях и бирже в рамках единого экономического пространства. Как вы считаете, нужно объединять украин - ские и российские депозитарии и биржи?

- Считаю, что в данном случае должен восторжествовать здравый смысл, экономическая выгода. Это частные предприятия, не государственные. И если эти предприятия решат, что такое объединение пойдет им на пользу, они соберутся и объединятся. Гораздо хуже с государственными депозитариями. А МФС сам будет принимать решение, вступать ему в какой - то альянс или нет.

- В Украине, если не ошибаюсь, восемь бирж. Как вы считаете, нужно ли нам столько? И собирается ли Комиссия повышать требования к ним, чтобы уменьшить их количество? Эти же вопросы возникают и в отношении СРО.

- Вопрос интересный. Может быть, восемь бирж - это и мало. Главное, чтобы они результат давали. Если их будет сотня и все вместе они будут наторговывать 100 млрд грн. в год, то какой от них толк? Взять, к примеру, ту же Россию. Там всего две биржи, а их оборот составляет 90% всего российского рынка. Конечно, и у нас следовало бы все это дело оптимизировать. Но не закрывать биржи, а заставить их концентрироваться. Что касается депозитариев, хранителей, мы приняли одно интересное решение (скоро вы об этом узнаете). И состоит оно в том, что мы будем стараться выпалывать лишнее. Надо найти способы, чтобы хранителей стало меньше, чтобы они стали более ответственными, прозрачными и эффективными.

О финансировании Комиссии

- Недавно вы встречались с Николаем Азаровым. Какие вопросы обсуждали?

- С Азаровым мы обсуждали вопрос жизнедеятельности Комиссии. То есть говорили о статусе Комиссии, нашей зарплате, рабочем помещении, обслуживании. Я считаю, что следует поднять зарплату нашим работникам, создать им все необходимые условия для работы. Видите, в каком ужасном помещении сегодня ютится Комиссия? Спасибо Николаю Яновичу, он поддержал все наши предложения: и по зарплате, и по материально - техническому обеспечению, и по финансированию офиса. Он также пообещал, что в бюджет будут включены все необходимые средства, чтобы отремонтировать офис, если, дай Бог, он у нас появится.

- И сколько для всего этого нужно денег?

- Я пока не знаю. Все зависит от того, какое нам выделят здание под офис.

- Но вы, наверное, пришли к Николаю Азарову с конкретными цифрами?

Например, какова зарплата ваших сотрудников сегодня? И сколько вы бы хотели им платить в будущем?

- Если я не ошибаюсь, сегодня средняя зар - плата центрального аппарата - 833 грн. О будущей зарплате пока не хотел бы говорить. Скажу лишь, что я предложил такую сетку зарплаты, как и в Центральной избирательной комиссии.

- Она та же, что и в Нацбанке.

- Нацбанк сам себя регулирует, ему проще. Нацбанк всегда платил довольно приличную зарплату.

О первых шагах

- Какой вы хотели бы видеть Комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку?

- Я постараюсь, чтобы все работало четко, максимально эффективно. А еще хотелось бы установить доверительные отношения с представителями фондового рынка. И, думаю, это удастся. Недавно они приглашали меня на выездное заседание фондового клуба, в котором состоят самые крупные игроки фондового рынка. Мы покатались с ними на корабле, выпили по бокалу белого вина, поговорили. Я им дал номера своих телефонов, рабочего и мобильного. Мол, как только появится какая - то проблема, звоните. "Только давайте попробуем начать нашу кредитную историю с чистого листа", - сказал я им.

- Как вы думаете, что мешает создать в Украине прозрачный фондовый рынок? Чего Комиссии не удалось сделать и что вы намерены предпринять, дабы этот рынок стал привлекательным?

- Мне трудно сказать, чего не сделала Комиссия. Но, думаю, она максимально старалась что - то делать. В любом случае у Комиссии был диалог с рынком. И хочу заметить, что прозрачный рынок мы не создали все вместе. "Мы" - это парламент, правительство, пресса, Комиссия, игроки на рынке. В качестве примера возьмем Закон "Об акционерных обществах". Он в парламенте лежит уже два года.

- Будете лоббировать этот Закон?

- Об этом документе я уже говорил со многими лидерами фракций и заинтересованными людьми из бизнеса. Я считаю, что следует подкорректировать этот Закон таким образом, дабы его, наконец, приняла Верховная Рада. То есть нужно найти компромиссный вариант, убрать из него острые места. Например, тот же вопрос о закрытых акционерных обществах (если в ЗАО более 100 акционеров, оно должно либо стать открытым акционерным обществом, либо сократить количество акционеров). Много противников этой нормы, народ к этому еще не готов. Давайте отложим этот кровоточащий вопрос и пойдем дальше.Я также считаю, что следует внести изменения в Закон "О ценных бумагах и фондовом рынке". Ведь посмотрите, например, что творится в судебной системе. По одному и тому же делу в разных судах могут быть приняты два взаимоисключающих решения.

- Каким вы видите фондовый рынок через семь лет, т.е. по истечении срока ваших нынешних полномочий?

- Абсолютно не похожим на сегодняшний. И это случится не только благодаря моим усилиям. Я верю, что в экономике страны будут очень серьезные прорывы. Она перейдет из фазы закрытости в фазу открытости. Появятся открытые общества, которые будут котироваться на рынках, появится свободный доступ капиталов сюда. Независимо от того, когда Украина вступит в Евросоюз - в ближайшем или далеком будущем, все равно она очень серьезный и существенный игрок на европейском рынке. Вы только обратите внимание на географическое положение Украины. Я считаю, что у нас очень большие перспективы.

Кстати, недавно в интернете нашел интересную аналитическую статью о российском рынке. Русские пришли к выводу, что наличие минеральных сырьевых ресурсов является для страны не манной небесной, а якорем. И вот Украина, не имеющая таких ресурсов, доказывает, что можно развиваться, не опираясь на рост цен на нефть.

- С чем у вас ассоциируется сегодняшний украинский фондовый рынок?

- С таким маленьким рахитиком, которого надо чуть помассировать, покормить. Нужно дать людям возможность проявить инициативу, поработать в этом направлении. Болезнь еще не сильно запущена. Фондовый рынок есть, он создан.

- Вы думаете, с вашей помощью будет прорыв?

- Наша помощь будет в том, что мы должны активно работать с другими органами: Министерствами финансов и экономики, Нацбанком, парламентом. Надо идти туда, рассказывать, убеждать.

- Будете ли привлекать в Комиссию новые кадры?

- Известно, что "дурень думкою багатіє". Так вот у меня есть идея создать акционерное общество по развитию фондового рынка.

- Вместо Комиссии?

- Нет. Между Комиссией и фондовым рынком. Привлечь в эту структуру классных юристов, финансистов, экономистов, бухгалтеров. Ведь хорошие специалисты не пойдут в госорганы, поскольку там мало платят. Например, те же юристы идут в госструктуру лишь в крайнем случае, для повышения квалификации. Пришли, поработали, поняли механизм принятия решений, разработки, внедрения и пошли в бизнес. Ведь сколько людей ушло из Минфина, Нацбанка...

- То есть толковые люди из госучреждений бегут?

- Толковые люди в конечном итоге идут зарабатывать деньги. Почему у меня возникла эта идея с АО? Нам необходимо проанализировать ряд направлений. Начнем, допустим, с законодательства. Прежде всего, нужно выяснить, что нужно поправить в нем, дабы оно учитывало нынешнюю ситуацию на рынке. Потом необходимо промониторить то, что мы напринимали (уже десять томов наших решений собралось): что мешает, что может поправить положение, какие стыковочные узлы должны быть. Кто это все может сделать? Комиссия? Вряд ли. Это технически невозможно! Поэтому надо взять классных юристов, финансистов, экономистов, бухгалтеров. Надо, чтобы эти специалисты сели и выполнили весь этот объем работы. И я фондовикам подбросил эту идею: мол, вы должны создать такую структуру. А я буду давать все решения Комиссии. Я призываю игроков фондового рынка работать вместе с Комиссией.

- Как следует из ваших слов, госструктура не может работать эффективно, поскольку из нее бегут толковые люди. А почему вы пошли в госструктуру, а не в бизнес?

- Наверное, так жизнь сложилась.

- Просто вам не повезло?

- Может быть.

- А вы не пробовали заниматься бизнесом?

- Пробовал. Два года бизнесу посвятил: 1991 - й и 1992 - й.

- Что это был за бизнес?

- Мы занимались экспортно - импортными операциями.

- И из этого ничего не получилось?

- Получилось. Но я ушел из компании. А она потом еще пять лет просуществовала.

- Если в ближайшее время вам поступит предложение заняться бизнесом, будете его рассматривать?

- Почему бы и нет? Жизнь такая штука, всякое бывает. Но пока у меня есть интересное дело, есть здоровая амбиция попробовать этим позаниматься.

Беседовали Инна Алексеенко, Олег Арестархов

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,0980
 0,0997
0,24
EUR
1
44,6324
 0,0506
0,11

Курс обміну валют на 26.07.24, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9442  0,05 0,11 41,5746  0,07 0,17
EUR 44,4796  0,11 0,25 45,2900  0,12 0,25

Міжбанківський ринок на 26.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1200  0,07 0,17 41,1500  0,06 0,15
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес