Фінансові новини
- |
- 06.05.24
- |
- 01:01
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Зеркало Недели": Инвестирование в отечественные ценные бумаги уже в ближайшем будущем может стать привычным способом сохранения и приумножения средств
12:07 09.03.2004 |
За 2003 год индекс ПФТС, агрегирующий цены по акциям крупнейших украинских предприятий, вырос на 57,91%, достигнув уровня 85,43. В текущем году только за два месяца добавил еще 32,4%, выйдя на отметку 113,13. Инвесторы, вовремя купившие акции таких предприятий, как "Укрнафта", "Укртелеком", "Стирол", "Центрэнерго", удвоили свой капитал. Растет вширь рынок облигаций украинских предприятий. Если в 2002 году предприятия привлекли "облигационным" способом 0,77 млрд. грн. (107 выпусков, без учета 3,5 млрд. нерыночного займа "Газа Украины"), то в 2003 году - уже 4,24 млрд. грн. (169 выпусков). Объем торгов корпоративными облигациями на ПФТС в прошлом году увеличился в 2,5 раза и составил 2,03 млрд. грн. Гривневые ставки на рынке корпоративных облигаций обеспечивают годовую норму прибыли в 12 - 31%.
Но радость от полученных результатов не мешает помнить 1997 год - "золотой" год украинского фондового рынка - когда он рос как на дрожжах, Украина за рубежом считалась страной привлекательной для инвестиций, каждую неделю к нам приезжали представители международных финансовых структур с серьезной репутацией. И в одночасье все исчезло - мировые кризисы были сильны, а база наших достижений - слаба.
Сегодня мы вновь на подъеме. Только сейчас это происходит при гораздо более тесной связи между финансовым рынком и "реальным сектором".
Пресловутая недокапитализация
Какая страна считается успешной в современном мире? Та, которая привлекает капитал. Капитал внутренний: свободный капитал бизнес - структур, "матрасные" деньги граждан и средства новых негосударственных пенсионных фондов. Капитал внешний: так называемых стратегических и портфельных инвесторов, за деньги которых сражаются Россия и Китай, Польша и Турция, Бразилия и Аргентина.
Для серьезных подвижек в экономике Украины необходимо несколько десятков миллиардов долларов, а для их привлечения - реализация инвестиционной модели развития Украины с построением эффективных рынков финансовых инструментов и услуг. Какие же проблемы и факторы риска сегодня мешают этому?
На первый взгляд огромный потенциал имеет рынок акций: 10 тыс. открытых АО, акции которых могут свободно обращаться на рынке, более 20 тыс. закрытых АО, которые в любой момент могут стать открытыми, 17 млн. акционеров. Но, по официальным данным международных рейтинговых агентств, таких как Standard & Poor's, стоимость (капитализация) этих предприятий, которая определяется по ценам на организованном фондовом рынке, очень мала. По данным S&P, Украина (капитализация - 4,3 млрд. долл.) соизмерима с небольшими странами, такими как Эстония (3,8 млрд. долл.), Литва (3,5 млрд. долл.) и Словения (5,2 млрд. долл.). Сразу бросается в глаза, что на организованных рынках этих стран, кроме предприятий ТЭК, металлургии и телекоммуникаций, обращаются акции пивоваренных и фармакологических компаний, страховых фирм и банков, транспортных предприятий и т.д. Стоимость этих компаний входит в расчет капитализации экономики, бизнес государства и общества имеет постоянную рыночную оценку и умеет использовать ее как конкурентное преимущество.
В Украине же акции таких предприятий "упакованы" либо в ЗАО, т.е. обращаться на рынке в принципе не могут, либо в ОАО, где акции консолидированы в виде крупных пакетов в одних руках, поэтому не попадают на открытый рынок. То есть в целом акций много, но в свободном обращении - очень мало, меньше, чем требуется на емком и ликвидном рынке. Изменить ситуацию можно, однако для этого необходимо, чтобы у акционеров и менеджмента была уверенность в справедливых правилах игры по изменению прав собственности, основанная на законе, общественном договоре (принципах корпоративного управления) и опыте судебных решений корпоративных конфликтов. При этом бизнес должен помнить, что корпоративные войны идут везде в мире и несть числа цивилизованным средствам их ведения, а держава - что государственная форма собственности никак не "равнее" других форм, а интересы государства и национальные интересы Украины далеко не всегда совпадают.
Поставьте лошадь впереди телеги
Еще одна проблема - приватизация, которая все - таки должна создавать предпосылки для привлечения инвестиционных ресурсов. А это происходит, когда вначале продаются мелкие пакеты акций предприятий, а потом, уже на созданном рынке, крупные. Когда рынок не "убивают" продажей 75 - процентных пакетов, когда доход от приватизации не поступает целиком в госбюджет, а делится между бюджетом и предприятием. Наконец, когда в Financial Times, рядом с объявлениями Болгарии, Хорватии и др. стран, размещаются объявления о продаже пакетов акций украинских предприятий.
Также должна существовать внятная и последовательная государственная политика по управлению госпакетами акций, на основе которой принимались бы решения о приватизации "Укртелекома", "Укрнафти", "Криворожстали", "Турбоатома" и т.д. И если сегодня в НАК "Энергетическая компания Украины" передаются пакеты акций "Днепрэнерго", "Западэнерго", "Центрэнерго" и т.д., которые еще вчера подлежали приватизации, то нужно знать, что с ними будет завтра. Ведь эти предприятия поддерживают международные индексы Украины, и если что не так, "обвалят" весь рынок. Тут не нужно сравнивать создаваемую компанию с РАО ЕЭС, потому что госдоля в РАО ЕЭС - 52%, а остальное - принадлежит рынку. Объем торгов акциями РАО ЕЭС на российских организаторах торговли в 2003 году - 40,11 млрд. долл. Предприятие уже создало ликвидный рынок своих акций, на котором торгуют даже студенты и домохозяйки.
Риски без хеджа
И наконец, у бизнес - структур, государства и общества должно возникнуть понимание опасности положения, когда крупные акционеры, в том числе и государство, заинтересованы не в росте стоимости предприятия, а в получении доходов от контроля за финансовыми потоками или экспортно - импортными операциями. В данном случае нерыночная форма доходов влечет за собой нерыночную форму оценки предприятий, делая бизнес "по - украински" непонятным для мирового сообщества.
Практически полностью в Украине отсутствует рынок деривативов или производных инструментов (применяются для управления рисками, например валютным, риском изменения стоимости акции, цен на агропродукцию или нефтепродукты). Отсутствие такого рынка особенно заметно в кризисных ситуациях, когда вместо рыночного управления рисками приходится наблюдать неэффективное внерыночное администрирование цен на зерно, сахар, нефтепродукты.
Почему у нас до сих пор нет этого рынка? Потому что нельзя построить дом, начав с крыши. Нельзя начать с производных ценных бумаг, не имея базового актива - тех самых организованных рынков пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахара... Таким образом, дело - "за малым": минимизацией вмешательства государства в экономические отношения хозяйственных субъектов и появлением культуры хеджирования рисков в бизнесе.
Валютные бумаги не про вас
Следующая проблемная зона - отношения национального финансового рынка Украины и международных. Государству оказалось выгоднее выпустить еврооблигации, а доходность на рынке внутренних гособлигаций снизить практически до нуля. Отечественные предприятия начали размещать в Европе свои номинированные в валюте облигации, которые по нашему несовершенному законодательству даже не считаются украинскими ценными бумагами. По акциям некоторых предприятий рынок их депозитарных расписок в США и Европе растет быстрее, чем внутренний рынок. К этим самым надежным инструментам украинский инвестор не может "дотянуться".
Пора убрать законодательные препятствия для торговли украинскими инструментами, номинированными в иностранной валюте, на отечественном организованном рынке и создать новые гривневые инструменты для граждан и пенсионных фондов.
Кстати, именно выход на рынок пенсионных фондов и страховых компаний будет ключевым фактором повышения его устойчивости. А бережное выращивание нашего украинского спекулянта - фактором роста ликвидности, выход граждан на фондовый рынок - фактором повышения экономической зрелости общества.
Госрегулирование: за - и недорегулирование
О государстве - собственнике и о государстве - эмитенте уже упоминалось. Поговорим о государстве - регуляторе, ведь последняя роль - самая важная.
Фондовый рынок - самая "рыночная" часть нашей экономики. И здесь, как нигде, эффективное регулирование предполагает: знание ключевых параметров объекта регулирования - рынка, постановку задач по его изменению в измеряемых показателях и оценку эффективности регуляторного воздействия, обратную связь.
Действия главного субъекта госрегулирования - Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку часто не адекватны состоянию объекта регулирования - рынка. В результате чего имеем области зарегулирования (обращение ценных бумаг, отчетность) и области недорегулирования, когда вход на рынок открыт брокерам и биржам, созданным для осуществления пары - тройки операций и "почетной смерти", или регистраторам, созданным для ведения реестра в интересах одного конкретного акционера.
Системными задачами на 2004 - 2005 гг. должны быть:
- повышение рыночной капитализации крупнейших предприятий Украины (по ценам организованного рынка) до уровня более 30% ВВП;
- рост объема привлеченных инвестиций предприятиями Украины - в 2 раза;
- получение Украиной инвестиционного рейтинга у международных рейтинговых агентств;
- создание рынка деривативов и начало работы рынка ипотечных ценных бумаг;
- приведение украинского законодательства в соответствие с требованиями директив Евросоюза (Investment Service Directive).
* * *
Перспективы есть. Рынки растут, значит, это кому - то нужно. Если засучат рукава и государство, и эмитенты с инвесторами, и профессиональные участники рынка, то фундамент для этого роста можно укрепить и расширить.
Ирина ЗАРЯ
(президент ПФТС)