Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Как избежать неудачной расплаты (Отправившись в магазин только с платежной картой, вы можете вернуться без покупок и с испорченным настроением)

В последнее время все больше магазинов, ресторанов и кафе предлагают своим клиентам возможность оплатить купленные товары или услуги с помощью платежных карт. Так, по последним данным Ассоциации платежных систем ЕМА, количество крупных точек продаж в Украине, где можно рассчитаться карточками, превышает 10 тыс.

О возможности воспользоваться картой говорят наклейки с логотипами платежных систем на дверях, окнах магазинов. На них указывают название платежной системы, типы карт, а также банк, обслуживающий эту торговую точку (банк - эквайр). Наиболее распространенная комбинация карт трех международных платежных систем - VISA, MasterCard и American Express. В элитных бутиках, гостиницах и дорогих ресторанах к подобным опознавательным знакам не прибегают - все и так понятно.

Однако, несмотря на очевидные преимущества оплаты через POS - терминал (не нужно всегда носить с собой наличные и бояться их кражи или потери), карта может преподнести и много неприятных сюрпризов.

Тщательность превыше всего

POS - терминал может быть неисправным или попадется неопытный кассир. Случается, что служащие магазина, которым не удалось произвести трансакцию с первого раза, теряются, нервничают, зовут на помощь коллег и, в конце концов, просят заплатить наличными. Это связано как с человеческим фактором, так и с плохими телекоммуникациями. Связь с процессинговым центром банка иногда прерывается или исчезает. Во время авторизации карты передается большой пакет сложной информации, поэтому сбои нередки.

Будьте готовы к тому, что кассир может тщательно проверить вашу карту. Технология проведения расчета зависит от типа карты. Они бывают с магнитной полосой, с чипом или совмещенные. В первом случае кассир прокатывает карту через POS - терминал. В это время идет запрос в процессинговый центр. В случае если карта не заблокирована и на счете достаточно средств, приходит ответ, разрешающий проведение трансакции.

По результатам авторизации в POS - терминале формируется чек, на котором вы должны расписаться. Кассир обязан сверить подписи на карте и чеке. При возникновении подозрений в их отличии он имеет право провести дополнительную вашу идентификацию: потребовать удостоверение личности (водительские права, паспорт и пароль). Единственное, чем не позволено интересоваться кассиру, - это PIN - код.

Помните, у вас обязательно откажутся принять карту, если заподозрят, что она не принадлежит вам. Например, когда на карте эмбоссировано (сделана рельефная надпись) мужское имя, а ее предъявляет женщина. Так что жену, которая тайком от мужа прихватила его карту, чтобы пройтись по магазинам, ожидает разочарование.

В этом случае кассир обязан изъять карту.

Неудобства с дополнительной идентификацией отпадают, если используется чиповая карта. При этом на специальной клавиатуре (PIN - pad) нужно ввести PIN - код. Все чаще она используется в заведениях, где установлено терминальное оборудование. Данная операция ничем не отличается от снятия денег в банкомате. При обслуживании карт платежной системы MasterCard International, в частности, Cirrus/Maestro, а также некоторых других карт этой системы с кредитным лимитом PIN - код необходимо вводить всегда.

Тем не менее, просьба ввести PIN - код часто пугает людей: они вынуждены делать это фактически публично. И тот факт, что кассиру запрещено смотреть на руки клиента во время ввода кода, вряд ли кого - то особенно успокаивает.

Есть и третий механизм обслуживания платежных карт. Если по каким - либо причинам с помощью терминала не удалось совершить трансакцию (проблемы со связью, забыли PIN - код) на помощь приходит импринтер - устройство для изготовления отпечатка карты на бумаге (слипа) путем ее физической прокатки. Для использования этой технологии все реквизиты карты должны быть эмбоссированы. Обслуживание карты с помощью импринтера - самый надежный способ расчетов, так как он предусматривает голосовую авторизацию. Кассир звонит в процессинговый центр, называет реквизиты карты и получает от оператора разрешение или запрет на проведении трансакции. Но серьезный недостаток этого механизма расчета - то, что операция занимает до пяти минут. Кстати, очень популярный в Украине тип карты - VISA Electron - не эмбоссируется, и ее обслуживание с помощью импринтера невозможно.

В ресторане не расслабляться

Наибольшая угроза мошенничества подстерегает владельцев карт в ресторанах и кафе. Особенно это касается элитных заведений. Сложно представить себе посетителя, который самостоятельно или вместе со спутницей подходит к POS - терминалу, чтобы рассчитаться. Как правило, официант забирает его дебетовую или кредитную карту и снимает деньги где - то в неизвестном месте.

В это время недобросовестный гарсон с помощью считывающего устройства может скопировать информацию с магнитной полосы (которой оснащены почти все карты в Украине) и изготовить копию карты, с которой без проблем можно совершать шопинг за чужой счет. Нечистые на руку официанты вряд ли упустят случай списать две суммы в пользу заведения.

Защитить себя в таких ситуациях можно с помощью переносного платежного терминала. Если вы не доверяете официанту, попросите его принести к вашему столику такое устройство. В уважающих себя заведениях вам наверняка не откажут.

Для предупреждения "случайной" переплаты полезно также пользоваться услугой мобильного банкинга. О каждой трансакции сразу же приходит сообщение. И если вас рассчитали дважды, можно предъявлять претензии, не отходя от кассы.

Наличные пока предпочтительнее

И напоследок немаловажный нюанс: собственники магазинов, ресторанов, кафе не всегда заинтересованы в оплате картой. В точках продаж, которые установили терминальное оборудование, мыслят двояко: с одной стороны, таким образом они привлекают платежеспособных клиентов, а с другой - теряют 2 - 3% выручки в виде платы банку за обслуживание.

Продавец товаров или услуг, установивший терминальное оборудование, не имеет права дискриминировать безналичные расчеты, например, делать накрутки - включать комиссионные банку в цену товара или услуги. Подобные условия банк и заведение, установившее терминальное оборудование, прописывают в договоре. Однако финучреждение не имеет какого - либо реального механизма контроля. Тем не менее, если вы почувствуете, что вам навязывают оплату наличными, можете пожаловаться в обслуживающий банк либо в Ассоциацию платежных систем ЕМА.

Мнения

Александр Карпов,

руководитель Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем EMA

Держатели карт имеют ряд преимуществ в торговых сетях. Во - первых, это безопасность - не нужно носить с собой много наличных, минимален риск остаться без денег в случае кражи бумажника.

Во - вторых, это удобство - не нужно пересчитывать замусоленные бумажки, ждать, пока их проверит кассир. Сегодня в Украине более 10 тыс. торговых точек принимают карты к оплате (около 40 тыс. POS - терминалов), а через три года это сможет сделать практически каждый магазин.

В - третьих, получать небольшие кредиты удобнее и быстрее всего именно через платежные карты. Уже около 2 млн. граждан Украины воспользовались этой услугой, и их число постоянно растет.

Еще больше возможностей использовать платежные карты для оплаты покупок за рубежом - там их принимают почти в каждом магазине.

Юлия Нариманова,

заместитель начальника управления эквайринга банка "Финансы и Кредит"

Эквайринговый бизнес в Украине динамично развивается, соответственно, улучшается качество обслуживания клиентов.

Сейчас установка терминалов - просто необходимость. Количество эмитированных карт резко увеличивается не только в Киеве, но и в других крупных городах. Клиенты сами идут в торговые точки.

Постановление Кабинета Министров об обязательной установке POS - терминалов в торгово - сервисных предприятиях, которое вступает в силу с 1 января 2007 года, - это долгожданный и однозначно положительный момент как для украинских банков, так и для предприятий сферы торговли и услуг. В результате будет активнее развиваться эквайринговый бизнес, и, конечно же, значительно усилится конкуренция между банками.

Нынче наиболее перспективными и интересными клиентами для банка являются сетевые клиенты, а также крупные торговые центры, магазины, рестораны, отели, казино, туристические агентства, прокатные и страховые компании, клиники и салоны красоты - предприятия сферы торговли и услуг, наиболее востребованные клиентами - владельцами платежных карт.

Дмитрий ГРИНЬКОВ

За матеріалами: Дело
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3464
 0,0634
0,15
EUR
1
45,1957
 0,0899
0,20

Курс обміну валют на сьогодні, 11:20
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9617  0,12 0,30 41,5683  0,15 0,35
EUR 44,7792  0,18 0,40 45,5321  0,21 0,45

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3450  0,09 0,22 41,3650  0,09 0,21
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес