Фінансові новини
- |
- 15.08.24
- |
- 17:23
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Бизнес": Новая антиотмывочная инициатива правительства окончательно уничтожит банковскую и коммерческую тайну в стране и... ускорит процесс реприватизации
13:29 15.08.2005 |
Сколько по стране ходит "грязных" денег, не знает никто. Но бороться с их отмыванием, как всегда, будут все - начиная с СБУ и заканчивая Минэкономики. Об этом правительство предупреждает "мойщиков" в своей очередной Концепции развития системы предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма на 2005 - 2010 гг. Этот объемный документ был подписан Юлией Тимошенко еще 3 августа, но достоянием общественности стал только на прошлой неделе. Кроме того, 10 августа Каб - мин совместно с НБУ утвердил и план антиотмывочных мероприятий на 2005 г., в котором на текущий год распределены полномочия органов власти в нелегком деле борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем. Как сказано в Концепции, "легализация незаконных доходов происходит в основном в банковской сфере, системе страхования, на рынке капиталов, а также в индустрии развлечений, в частности в казино". Тем самым чиновники дали четко понять, где будут искать очередную "черную кошку".
О том, что банковский и финансовый секторы экономики перенасыщены "грязными" деньгами, всем давно известно. Но нынешнее правительство не было бы правительством, если бы не внесло во вновь принятую Концепцию одну изюминку: "Стоит подчеркнуть такой способ отмывания денег, как использование процедуры приватизации государственных предприятий".
Количество уведомлений,
полученных Госфинмониторингомв 2004 г., %
На практике это означает, что передел собственности и реприватизация могут обрести второе дыхание под предлогом того, что некие заводы и фабрики были куплены за нечистые деньги, а потому должны быть конфискованы в пользу государства. В связи с этим правительство намерено уделить особое внимание сбору информации о лицах, в интересах которых приобретаются пакеты акций приватизированных предприятий.
Если же покупатель, участвующий в аукционе, не признается, чьи интересы представляет, он будет отлучен от дележа государственных активов. Есть в Концепции и другие тонкие намеки для инвесторов. Например, не допускать внесение "денег криминального происхождения в уставные фонды" привлекательных предприятий. В первую очередь, как подчеркивается в документе, это касается предприятий ТЭК.
Кроме того, чиновники хотят поставить заслон на пути инвестиционных средств, происхождение которых невозможно определить. В частности, это относится к инвестициям из офшорных зон. Правительство в который раз инициирует введение постоянного мониторинга внешнеэкономических операций, которые проводятся через офшоры.
Кабмин также настаивает на финмониторинге предприятий "почтовой связи и членов международных платежных систем (Western Union, Money Gram, Anelik и т.д.)". Вызывает удивление, что чиновники перечислили именно эти всемирно известные бренды и не назвали еще два десятка других компаний, работающих на этом рынке. Ведь это вполне может быть воспринято пользователями таких систем как определенный сигнал.
Увесистая Концепция, как и следовало ожидать, переполнена массой и других "благих" намерений более общего характера. Конкретные же шаги будут разрабатываться и внедряться на основе ежегодных планов действий отдельными министерствами и ведомствами.
Необходимость принятия новой Концепции продиктована не только стремлением правительства Юлии Тимошенко ужесточить правила игры на финансовом рынке и в области приватизации, но и желанием угодить международным наблюдателям, в частности FATF, которая усиленно мониторит Украину. Чтобы выглядеть перед Западом "белыми и пушистыми", нашим чиновникам следует, как минимум, принять законопроект, направленный на имплементацию новой редакции Сорока рекомендаций FATF, что до сих пор не было сделано. Зная, как законопроекты Кабмина принимаются в Верховной Раде, правительство мало надеется на поддержку парламента и пытается самостоятельно (через принятую Концепцию) ужесточить антиотмывочные нормы.
Участники рынка в ужасе от свежих инициатив руководства страны, ведь для них все это означает введение тотального контроля со стороны силовиков и Госфинмониторинга. Банкиры весьма неохотно комментируют новации от Кабмина, но в один голос говорят о "двойном дне" документа. "Все будет зависеть от тех документов, которые примут на основе Концепции. С учетом двухгодичного опыта работы гос - органов в этом направлении, нет уверенности, что они будут направлены исключительно на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и не будут использованы в каких - то других целях, как это иногда имеет место сейчас", - предостерегает начальник департамента финансового мониторинга ПриватБанка Игорь Терехин. По его словам, под лозунгами борьбы с "грязными" деньгами Госфинмониторинг будет чаще пытаться получить сведения и документы, не предусмотренные действующим законодательством, и усилит давление на финучреждения, соблюдающие банковскую тайну, привлекая для этого правоохранительные органы и судебную систему.
После громких заявлений силовых ведомств о причастности 10 украинских банков к незаконному вывозу за рубеж $1,3 млрд и возбуждения уголовных дел против некоторых крупнейших банков имидж банковской системы существенно пошатнулся. Многие участники рынка пришли к выводу, что борьба с банками избирательна и имеет, в первую очередь, политическую подоплеку. Очевидно, что в дальнейшем количество таких дел будет только увеличиваться.
По мнению банкиров, одним из возможных злоупотреблений со стороны чиновников может стать раскрытие банковской или коммерческой тайны с нарушением установленного законом порядка. "Банковская тайна не должна быть препятствием для предотвращения подозрительных операций и проведения расследований. Другое дело, когда банки вынуждены передавать в уполномоченный орган горы информации, никак не связанной с отмыванием средств, только потому, что это предусматривает закон. Как используется эта информация и куда она уходит дальше, большой вопрос", - говорит банкир, пожелавший остаться неназванным.
Количество уведомлений,
полученных Госфинмониторингом в 2004 г., ед.
Банкиры уверены, что действующая в стране система финансового мониторинга направлена не столько на борьбу с отмыванием "грязных" денег, сколько на сбор конфиденциальной информации о бизнесменах и политиках. "Иначе чем объяснить, что для анализа операции банкам отводится только 1 день? (для сравнения: в США - 30 дней, в Латвии - 10 дней. - Ред.). Если банк не успеет полностью проанализировать операцию и связанную с ней деятельность клиента, то, учитывая возможные последствия (штрафы, судебные расследования и т.д.), он предпочтет сообщить об этой операции финразведчикам, чего от него и добивались", - возмущается зампред одного из банков первой десятки.
Нет сомнений, что новый уровень контроля за инвесторами со стороны государства и окончательное уничтожение банковской тайны в итоге приведут только к оттоку иностранных инвестиций за рубеж и перетеканию отечественных капиталов в теневую экономику.
Алексей Комаха, Руслана Песоцкая