Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": "Дерусификация" нефтяной промышленности, или поиски взаимопонимания с российскими нефтяными компаниями

Высшее руководство страны выдвинуло и начало осуществлять идею строительства нового нефтеперерабатывающего завода. Премьер - министр Юлия Тимошенко уверена, что таким образом может быть разрушена монополия российских компаний, которые владеют отечественными НПЗ и контролируют оптовые и розничные рынки нефтепродуктов. У многих (если не у большинства) экспертов и аналитиков это вызвало удивление.

Во - первых, сразу же возникает вопрос о том, кто будет поставлять нефть на это предприятие. Поскольку строительство нового НПЗ, как ни крути, - мера, направленная конкретно против россиян, то весьма сомнительно, что туда пойдет российская нефть. Единственный альтернативный на данный момент источник нефти - Казахстан. В 2004 году он поставил в Украину менее 1 млн. тонн сырья (около 4% от всего импорта нефти), а в этом поставил и того меньше. А НПЗ, как утверждают правительственные чиновники, будет рассчитан на переработку минимум 10 млн. тонн. Во - вторых, загрузка действующих мощностей украинских НПЗ составляет всего треть от их проектной мощности, то есть сейчас в Украине можно перерабатывать еще около 30 млн. тонн и без строительства нового завода. Вызывает много вопросов и экономическая целесообразность нового объекта. Не закончатся ли правительственные планы по строительству нового НПЗ тем же, что и намерение удешевить мясо на внутренним рынке?

В этой ситуации резонно возникает вопрос, можно ли вообще экономическими методами стабилизировать отечественный нефтерынок? Последние события, связанные конфликтом в газовой сфере между "Нафтогазом" и "Газпромом" (читай - Украиной и РФ), показывают, что данную ситуацию необходимо рассматривать скорее в политической плоскости. Возможно, главная проблема как раз в том, чем в свое время руководствовалась Украина, продавая стратегические нефтяные объекты?

ИНТЕРВЕНЦИЯ КАПИТАЛА

В Украине работает шесть нефтеперерабатывающих заводов, которые полностью обеспечивают внутренний рынок. Их проектная мощность достигает 55 млн. тонн, чего хватит для двукратного насыщения внутреннего рынка. Четыре крупнейших НПЗ принадлежат российским компаниям. Львиная доля сырья, поставляемого на украинские НПЗ (около 87%), имеет российское происхождение (марки Urals).

С российской стороны ситуация является результатом продуманной стратегии по восстановлению бывшей империи. С украинской - свидетельствует больше о неспособности власти отстаивать национальные интересы. В конце 90 - х мощные российские ФПГ "ТНК", "Лукойл", "Роснефть", НК "Альянс", "Татнефть" и др., имея мощное лобби в госорганах РФ, начали экспансию на территорию бывшего СССР. Руководству РФ оставалось лишь направить их амбиции. В результате в странах, влияние на которые имеет для РФ жизненно важное значение, вся нефтяная промышленность перешла к российским компаниям. Так случилось и с Украиной. Утратив политический контроль над нашей страной, РФ решила установить контроль экономический.

Первым, как и следовало ожидать, был потерян самый крупный и наиболее перспективный объект отрасли - Кременчугский НПЗ. На его базе указами президентов Украины и Татарстана в 1994 году было создано ЗАО "Транснациональная финансово - промышленная нефтяная компания "Укртатнафта"". Хотя создавался он на паритетных основах, Украина, по сути, утратила влияние на его деятельность. Сегодня Фонду госимущества принадлежит 43,054% акций, а Татарстан контролирует почти 56%. До 2001 года, несмотря на то, что проектная мощность предприятия - 18,6 млн. тонн нефти в год, завод перерабатывал в 5 - 10 раз меньше, поскольку "Татнефть" требовала полного контроля над НПЗ. Украина не реагировала, поэтому временами россияне вообще прекращали поставки сырья. Только в 2001 году, когда Татарстан пролоббировал смену руководства, НПЗ резко увеличил объемы поставок. Стало понятно, что Украина уже связана со своим стратегическим партнером нефтяными цепями.

В 1997 году другая российская структура ООО "Альфа - нафта", созданная в 1995 году как структурное подразделение российской "Альфа Групп", при поддержке российских официальных лиц попыталась закрепиться на двух западно - украинских НПЗ - Дрогобычском и Надвирнянском. И хотя попытка оказалась неудачной, это событие ознаменовало собой новый этап. Стало понятно, что "русификация" отечественной нефтяной промышленности имеет целенаправленный характер.

В 1999 году, в канун президентских выборов, на территории независимой Украины появилась НК "Лукойл". В марте на приватизационном конкурсе фирма "Лук Синтез Ойл", учредителями которой выступали компании "Лукойл" и "Синтез Ойл", купила 51, 9% акций ОАО "Одесский НПЗ" за $6, 9 млн. Позже "Лукойл" выкупил свою долю у корпорации "Синтез" и довел собственный пакет акций до 99%. Многие говорили и говорят, что этот шаг крупнейшей российской нефтяной компании выглядит довольно странным. Дело в том, что в то время в госсобственности Украины находились куда более привлекательные нефтяные активы, чем Одесский НПЗ, и "Лукойл", с учетом лояльности к нему государственной власти РФ, мог бы позволить себе замахнуться и на "Линос".

В первые годы складывалось впечатление, что Одесский НПЗ россиянам вообще не нужен, а бизнес здесь они даже не планировали развивать. В 1999 году сеть "Лукойла" включала в себя четыре АЗС, принадлежавших непосредственно компании, и семь АЗС, привлеченных на условиях "франчайзинга". Результаты работы Одесского НПЗ в 1999 - 2000 году также были неутешительными: предприятие понесло $9 млн. убытков. Завод вообще не перерабатывал сырье, а занимался реэкспортом российской нефти, проводя ее предварительное обезвоживание и обессоливание (первичные технологические процессы). Даже через два года положение кардинально не изменилось. Компания, которая пришла на рынок намного раньше своих конкурентов, до середины апреля 2001 года не открыла в столице Украины ни одной заправки.

Еще один флагман российского нефтебизнеса - "ТНК" - появился в Украине в июле 2000 года и стал владельцем контрольного пакета акций (67,41%) ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛиНОС>). Стоит ли напоминать, кто именно визировал данное соглашение? Бывший премьер - министр Виктор Ющенко уже тогда беспокоился о своем имидже в глазах северного соседа. И не случайно Виктор Андреевич в разгар нынешнего весеннего кризиса на рынке нефтепродуктов даже словом не обмолвился о монополии россиян на нефтерынке Украины. Сам, как ни как, приложил к этому руку.

Но необходимо отдать должное команде топ - менеджеров "ТНК". Они разработали стратегию вывода предприятия из кризиса, стабилизировали работу завода и увеличили в 11 раз объемы переработки нефти, в 14 раз - производства бензина, в 8 раз - дизельного топлива. Их сеть АЗС к минувшему году расширилась до 1066 заправок, что составляет около 18% от всей их численности в Украине.

ПОСТПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

Но эйфория прошла быстро. Во - первых, крупных внешних вливаний в развитие украинского нефтеперерабатывающего производства зафиксировано не было: заводы преимущественно "за свой счет" вели текущие ремонты, которые необходимы как минимум для продолжения работы НПЗ. Правда, суммы истраченных на эти цели, владельцы НПЗ зачастую склонны называть инвестициями. Во - вторых, был перекрыт едва ли не единственный альтернативный источник нефти - Казахстан. "Казахойл" пришел в Украину еще до появления россиян. В качестве своего плацдарма он избрал Херсонский НПЗ, где и перерабатывалась казахская нефть. Казахская компания взяла на себя обязательства по загрузке НПЗ нефтью в объеме 3,6 млн. тонн в год, а также по техническому перевооружению завода. Бизнес "Казахойла" шел довольно успешно и даже, по мнению казахстанского аналитика Рустема Жангужина, проживающего в Украине, в то время следовало ожидать массированной интервенции казахского капитала в Украину.

Но с приходом российских компаний в Украину у "Казахойла" начались проблемы. В Казахстане "Казахойл" была слита с другой госкомпанией - "КазТрансОйл", в результате чего появилась "КазМунайГаз". Ее новый президент Ляззат Киинов сразу же заявил о намерении продать акции Херсонского НПЗ. По его словам, обязательные поставки нефти на херсонский завод приносили "КазМунайГазу" многомиллионные убытки. Довод весьма неубедительный, поскольку Казахстан в то время добывал около 55 млн. тонн нефти, а нефтеперерабатывающие мощности составляли всего лишь 19 млн. тонн. В этих условиях те 3,6 млн. тонн сырья (впоследствии и этот объем был уменьшен), которые поставлялись на территорию Украины, были едва ли не самым перспективным вариантом. Но в тоже время этот объем, плюс 3 млн. тонн отечественного сырья позволяли удерживать цены на горюче - смазочные материалы и избегать ценовых скачков на украинском рынке.

Казахская нефть долго препятствовала установлению монополии со стороны российских компаний и поэтому стала лишней. Все прекрасно знали, что новым собственником станет российская НК "Альянс". Такая расстановка сил была выгодна как российским частным компаниям, которые теперь контролировали 90% всего нефтяного сектора украинской экономики, так и РФ, получившей мощный рычаг влияния на Украину.

Странное совпадение, но после ухода казахов в Украине начались регулярные кризисы на нефтерынке, а высшее руководство страны начало все чаще согласовывать свои действия со своим стратегическим партнером. На данный момент цены на российскую нефть позволяют держать Украину на поводке. Так, по состоянию на 9 декабря 2004 г. цены на российскую нефть Urals в некоторых европейских регионах составляли: Беларусь (Мозырь) - $23,15 за баррель; Германия - Польша (Адамова Застава) - $28,88 - 28,93; Венгрия (Фенешпитке) - $29,38; Чехия - Словакия (Будковце) - $29,38 - 29,43; Украина - юг (Красный Яр) - $29,38; Нидерланды (Роттердам) - $33,58; Италия (Аугуста) - $34,43; Украина - центр (Красный Яр) - $34,86. Интересно, почему нефть для Чехии, которая транспортируется по территории Украины, стоит дешевле, нежели в самой Украине? Ответ очевиден: Украине просто некуда деваться, альтернативы нет, поэтому она будет покупать нефть по любой цене.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В МОСКВУ

Украинские сети АЗС как конечные операторы рынка нефтепродуктов могли в некоторой степени сдерживать отпускные цены на продукцию НПЗ. Они имели право выбора поставщика, а поэтому между российскими НПЗ перманентно шла конкуренция за возможность поставлять им свою продукцию на АЗС. Поэтому АЗС были попросту разделены между ключевыми российскими компаниями. Не имея своих ресурсов, крупнейшие операторы сетей сами пошли на диалог с владельцами НПЗ и нашли выгодную форму сотрудничества - джобберство. Следует отметить, что такое сотрудничество поначалу удовлетворило все стороны. НПЗ получили возможность определять политику АЗС, а последние - стабильный ресурс топлива и лояльные цены. В 2000 году один из лидеров рынка - торговый дом "ТНК - Украина" - объявил о разворачивании масштабной программы привлечения джобберов. Вслед за первым ее участником - луганской Logrus group, к ней присоединились такие "зубры", как "Альфа - нафта" и "Авиас". Даже АЗС компании "Сентоза", представляющей бензиновый сегмент бизнеса днепропетровской группы "Приват", на сегодня также входят в число джобберов "ТНК - Украина".

Сейчас почти все АЗС (а их около 6000) распределены между собственниками НПЗ. Существует лишь несколько сетей, которые все еще остаются более - менее независимыми. Но самая крупная из них - "Галнафтогаз", работающая под брендом "ОККО", имеет всего около 100 АЗС. В какой - то мере они позволяют сглаживать резкие скачки цен на горюче - смазочные изделия в Галичине и на Волыни, но повлиять на ситуацию в национальном масштабе не могут. Остальные же, утратив право выбирать поставщиков реализуемой продукции, и, что самое главное, право проводить независимую ценовую политику, попросту превратились в пункты сбыта продукции российских компаний. Сети АЗС завершили формирование так называемых вертикально - интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Поэтому можно говорить о четырех структурах, которые условно называются "ТНК", "Татнефть", "Лукойл", "Альянс". Они, по сути, управляют нефтяной промышленностью Украины. И все они - креатура государственной власти РФ, а следственно, могут быть использованы для влияния на Украину.

В июне Россия снова повысила экспортную пошлину на нефть. На этот раз с прежних 102,6 доллара за тонну до 136. Следует напомнить, что экспортная пошлина пересматривается РФ раз в два месяца с учетом рыночных колебаний, поэтому существует большая вероятность, что с 1 августа она станет еще больше. Помнится, что во времена лояльного к Москве правительства Виктора Януковича экспортная пошлина составляла всего 30 долларов. За это время цена на нефть марки Urals выросла от силы на 60%, а пошлина почти в пять раз. Все это приводит к выводу, что нефтяная отрасль Украины (как, в принципе, и весь топливный сектор) оказалась эффективным рычагам российского влияния на политику нового руководства Украины. Поэтому решение проблемы ценовых кризисов на топливо необходимо находить, прежде всего, в политической плоскости. Последнее слово за Президентом. Однако прогнозировать его действия в последнее время стало довольно сложно. И все же, учитывая приближающиеся выборы, Ющенко, вероятно, как и 2000 году, пойдет россиянам на уступки.

Алексей МОЛДОВАН,

Институт политического анализа

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес