Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Норвегия начинает разрабатывать месторождения, переданные ей Россией в 2010 году, с помощью российских компаний

Норвегия провела лицензионный раунд на право разработки месторождений на участке Баренцева моря, переданное ей Россией в 2010 году. Стоимость запасов оценивается в $30 млрд. В число победителей вошли «Роснефть» и «ЛУКойл». Однако госкомпания в отличие от «ЛУКойла» имеет право вести шельфовые проекты и в России. «ЛУКойлу» же надо повышать добычу, поэтому он стремится выйти на российский шельф. Норвегия - попытка показать, что «ЛУКойл» этого достоин, считают эксперты.

«ЛУКойл» вошел в два проекта в норвежском секторе Баренцева моря. Как сообщает "Газета.Ru", по результатам 22-го лицензионного раунда, проведенного Министерством нефти и энергетики Норвегии, «ЛУКойл» получил 30% в проекте разработки шельфового участка № 719 (еще 20% принадлежит норвежской North Energy, а 50% владеет оператор проекта, английская Centrica) и 20% в блоке № 708 (также по 20% принадлежит North Energy и итальянской Edison, 40% - шведской Lundin Norway). Запасы блоков не сообщаются, источник, близкий к «ЛУКойлу», рассказал «Газете.Ru», что конкретных данных по ним пока нет, все будет зависеть от результатов геологоразведки. «Это обычная практика норвежского правительства», - отметил собеседник «Газеты.Ru».

В число победителей 22-го лицензионного раунда вошла также «Роснефть». Российская госкомпания получила 20% в лицензии PL713 (включает в себя четыре блока: 7219/2 и 3 и 7319/11 и 12 общей площадью 1213 кв. км). Партнером будет норвежская Statoil, которая и станет оператором проекта. Запасы, как и в случае с «ЛУКойлом», не сообщаются.

Всего в ходе конкурса было присуждено 20 лицензий на шельфовые участки норвежского сектора Баренцева моря, и 4 - Норвежского. В числе других победителей норвежские Statoil и Detnor, шведская Lundin, англо-голландская Shell, французские Total и GDF Suez, германские E.On и RWE, австрийская OMV, испанская Repsol и американская ConocoPhillips.

Норвегия готовила 22-й раунд еще с 2011 года. Компании подавали заявки во второй половине 2012 года. Баренцево море вообще считается очень перспективным с точки зрения добычи полезных ископаемых (по данным российского Министерства природных ресурсов, на сегодняшний день в макрорегионе Баренцева моря открыто 594 месторождения нефти, 159 - газа, 2 - никеля и более 350 - золота). Что касается норвежского сектора, нефтяной директорат Норвегии в начале 2013 года оценил его запасы углеводородов в 1,9 млрд тонн нефтяного эквивалента, причем лишь около 15% запасов приходится на нефть, остальное - газ.

По оценкам Норвегии, стоимость этих запасов составляет не менее $30 млрд. Причем часть Баренцева моря, на территории которой Норвегия сейчас предлагает иностранным партнерам шельфовые проекты, норвежцы получили лишь в 2010 году по соглашению с Россией «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». До этого акватория, которой сейчас владеет Норвегия (175 тыс. кв. км) считалась так называемой серой зоной, то есть фактически была спорной территорией.

Интерес российских компаний к работе в норвежском секторе Баренцева моря понятен. «Роснефть» в последнее время активно расширяется, а кроме того, она уже заключила соглашение со Statoil о сотрудничестве на российском шельфе. У «ЛУКойла» - крупнейшей в России частной нефтегазовой компании - ситуация несколько сложнее.

«ЛУКойл» постоянно ищет новые активы как в России, так и за рубежом, - комментирует аналитик UBS Константин Черепанов. - В условиях, когда у «ЛУКойла» нет доступа к российскому арктическому шельфу (по законодательству право на освоение шельфа имеют только «Газпром» и «Роснефть». - «Газета.Ru»), каким могут похвастаться госкомпании, ему приходится расширяться за счет любых более или менее привлекательных активов».

В последнее время «ЛУКойл» действительно начал собирать активы в свою копилку. Во вторник компания сообщила о приобретении 65% в проекте геологоразведки, разработки и добычи на морском блоке CI-504 (Гвинейский залив, акватория Республики Кот-д'Ивуар). Доля была приобретена у нигерийской Taleveras Energy, сумма сделки не сообщалась.

В конце марта бразильское издание Folha сообщало, что «ЛУКойл» ведет переговоры о приобретении 40-процентного пакета в бразильской нефтегазовой компании OGX Petroleo e Gas Participacoes SA, которую контролирует миллиардер Эйке Батиста. Однако источники, близкие к «ЛУКойлу», уточнили «Газете.Ru», что речь не идет о покупке доли, - скорее всего, «ЛУКойл» войдет в один из шельфовых проектов OGX.

Еще раньше в марте «ЛУКойл» приобрел 100% компании «Самара-Нафта», которая ведет добычу в Самарской и Ульяновской областях (около 2,5 млн тонн нефти в год, общие запасы - около 85 млн тонн). Продавцом выступила американская Hess Corp., сумма сделки составила чуть более $2 млрд.

И, наконец, в конце прошлого года «ЛУКойл» приобрел одно из последних крупных месторождений на континентальной части России - Имилорское (запасы - 193 млн тонн), заплатив вдвое больше стартовой цены - 50,8 млрд рублей.

Как ранее отмечали эксперты рынка, и в случае с Имилорским, и в случае с «Самара-Нафта» «ЛУКойл» определенно переплатил.

Погоня за активами связана в первую очередь с падением добычи «ЛУКойла». Она падает на протяжении последних трех лет, и, хотя снижение в 2012 году сократилось с 5 до 1%, полностью изменить тенденцию не удается. По результатам 2013 года компания обещает повысить производство нефти на 2%.

Однако источник в нефтяной отрасли считает, что зарубежные шельфовые проекты призваны не столько способствовать росту добычи, сколько продемонстрировать российскому правительству, что «ЛУКойл» способен работать и на российском шельфе.

«Вариант с Норвегией - это расширение компетенции, - говорит собеседник «Газеты.Ru». - Компания делает все, чтобы показать российским властям: ее можно допустить к освоению арктического и дальневосточного шельфа России. Тем более что условия работы в данном случае схожие - Баренцево море».

Активно интересоваться российским шельфом частные нефтяные компании начали весной 2012 года, после того как «Роснефть» договорилась о совместных шельфовых проектах с американской ExxonMobil.

В начале апреля прошлого года главы «ЛУКойла», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза» и «Башнефти» направили письмо Путину, занимавшему на тот момент должность премьер-министра. Нефтяники просили допустить их к ресурсам шельфа, аргументируя это тем, что без их участия программа освоения шельфовых запасов не будет реализована. Путин в ответ заявил, что уже дал поручение членам правительства подумать над тем, как с большим эффектом приглашать частные российские компании на шельфовые проекты.

В итоге предшественник Игоря Сечина на посту главы «Роснефти» Эдуард Худайнатов направил частным компаниям письмо, в котором предложил им поработать на шельфе на тех же условиях, что и Exxon (американцы получили 33% в СП с «Роснефтью», соглашений с Eni и Statoil на тот момент еще не было). Предложение было сделано по 12 участкам на шельфе России, в том числе в бывшей «серой зоне» Баренцева моря (зона, по которой ранее Россия спорила с Норвегией) и на Магадане. Официально условия совместной разработки шельфа не раскрывались, но источники сообщали, что частные компании должны взять на себя расходы по геологоразведке, а кроме того, выплачивать «Роснефти» $0,25 с каждого барреля. Реализацией добытых углеводородов должно было заниматься совместное предприятие, но на основании предложений «Роснефти».

Источник «Газеты.Ru» в одной из российских нефтяных компаний утверждает, что частные российские корпорации изначально не были заинтересованы в работе на предложенных «Роснефтью» условиях. Они возражали против того, чтобы российским компаниям предлагали те же условия, что и иностранным.

Алексей Топалов
За матеріалами: Газета.ru
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6037
 0,0586
0,15
EUR
1
42,2789
 0,2227
0,53

Курс обміну валют на сьогодні, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5100  0,04 0,10 39,5500  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес