Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

ГНАУ предприняла очередную попытку законодательно расширить права и возможности налоговиков в ущерб интересам предпринимателей

18:45 18.03.2008 |

Право

На минувшей неделе в распоряжении БИЗНЕСа оказался первый серьезный законопроект, подготовленный ГНАУ уже под председательством Сергея Буряка. Документ объемом в пару десятков печатных страниц призван существенно перекроить правовые основы взаимоотношений налоговиков и налогоплательщиков. Какой бы ни оказалась непосредственно его судьба, законопроект достаточно отчетливо демонстрирует ориентиры главного налогового ведомства на обозримое будущее и позволяет говорить о политике, которую оно будет проводить.

Подготовленный законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно правовых и организационных принципов государственного надзора (контроля)" - отнюдь не первая попытка налоговиков изменить сложившийся статус - кво в отношениях с налогоплательщиками. Последняя предпринималась ими ближе к концу прошлого года. Она, впрочем, не прошла. А с тех пор изменились и законодательная база (прежде всего, благодаря принятию Закона "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины"), и руководство ведомства.

Законопроект этого года предполагает внесение изменений в пять законов: "О системе налогообложения"; "О государственной налоговой службе в Украине"; "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг"; "О налоге с доходов физических лиц"; "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".

Трудно сказать, с чем это связано, но факт: аппетиты авторов нынешнего законопроекта (относительно расширения прав и возможностей органов налоговой службы) в некоторых вопросах оказались более скромными, чем аппетиты авторов предыдущего опуса, а в некоторых наоборот - возросли.

Например, в изменениях в Закон "О системе налогообложения" осталось расширение обязанностей руководителей и должностных лиц налогоплательщиков при их отношениях с проверяющими. В то же время от планировавшейся привязки штрафов к размерам, предусмотренным законодательством на момент вынесения решений, вместо размеров, предусмотренных на момент окончания проверок, в ГНАУ решили отказаться.

Подобная разнонаправленность наблюдается и в изменениях в профильный для налоговиков Закон о госналогслужбе. С одной стороны, в такой чувствительной области, как длительность проверок, ГНАУ согласилась на некоторые уступки (см. "Предельная длительность проверок"). От желания продлить эти сроки на Львовской площади не отказались, но хотя бы не до 90 рабочих дней, как планировалось ранее. Вместо этого авторы проекта предлагают ввести процедуру приостановки проверок на срок до 60 дней. Применение ее предусмотрено в случае необходимости получения какой - либо дополнительной информации (например, результатов встречных проверок). При этом процесс приостановки предлагается четко регламентировать.

С другой стороны, в еще одном чувствительном вопросе (основаниях для проведения внеплановых проверок) вместо предлагавшихся ранее двух дополнительных оснований авторы документа выдвигают четыре (на сегодня существует девять оснований для проведения внеплановых налоговых проверок). Причем одно из них (поступление в налоговый орган письменного уведомления, обращения органов госвласти или органов местного самоуправления о нарушении субъектом хозяйствования требований налогового законодательства) выглядит более чем опасно. В случае появления такой записи в Законе у властей (причем у всех подряд) появится еще один дополнительный инструмент административного давления на бизнес, вплоть до его уничтожения. И при этом инструмент абсолютно легальный!

Осталось у налоговиков и намерение расширить свои возможности при проверке соблюдения Закона о применении РРО. Наверное, де - факто существующий уже полтора десятка лет, но не закрепленный де - юре ни в одном нормативном акте инструмент контрольной закупки (последний раз БИЗНЕС писал об этой прелести в #6 от 11.02.08 г., стр.116, 118, 120, 122. - Ред.) нуждается в формализации. Что авторы документа и попытались сделать. А вот целесо - образность предпринимаемой попытки внедрения понятия "обследование процесса проведения расчетных операций" вызывает большие сомнения. Заключаться, по мысли авторов, сей процесс будет в 10 - дневном (!) "нависании" налогового инспектора над кассиром. А вот каковы будут последствия этого узаконенного "нависания", похоже, не знают даже авторы законопроекта. Ведь в отсутствие у налоговиков прав на применение косвенных методов подобные обследования - нонсенс. Остается лишь добавить, что раздел, посвященный РРО, оставляет впечатление, что именно его писали люди, которые никогда не виделись и не общались с авторами других разделов. Равно как и не читали других законов, кроме "РРОшного". Но если особенности стиля можно простить, то ляпы наподобие постоянного упоминания уже несколько лет не существующих "субъектов предпринимательской деятельности" не добавляют документу авторитета.

Наконец, последние существенные изменения касаются злосчастного "надзорного" Закона. Напомним: за несколько дней до полного вступления Закона в силу Минфину и ГНАУ удалось отбиться от распространения его действия на налоговые органы путем добавления к отношениям, на которые он не распространяется, контроля за соблюдением налогового законодательства, за соблюдением порядка проведения расчетов, за производством и оборотом спирта, алкоголя и табака. Однако эти изменения, как известно, действуют лишь до конца нынешнего года. И, похоже, сей факт налоговиков серьезно волнует. Поэтому нынче предлагается утвердить их почти в том же виде на постоянной основе, исключив лишь в дополнение и отношения, возникающие при применении законодательства по вопросам погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами. В этой связи, кстати, все прочие изменения в данный Закон, инициируемые мытарями, вызывают, по меньшей мере, недоумение... В целом, законопроект можно признать фискально направленным. Впрочем, учитывая место его разработки, иначе быть и не могло.

Основные предлагаемые ГНАУ изменения

Закон "О системе налогообложения"

Расширение обязанностей руководителей и должностных лиц налогоплательщиков за счет увеличения перечня документов, которые они обязаны предоставлять проверяющим, а также легитимация действий проверяющих при отказе проверяемого от подписи акта проверки.

Закон о госналогслужбе

1. Фиксация среди задач, функций и прав органов ГНС контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований Закона о применении РРО, контроля за наличием и применением торговых патентов, производством и оборотом спирта, алкоголя и табака, а также "соблюдением иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы" ГНС и т.п.

2. Распространение прав ГНАУ на проведение проверок НБУ и его учреждений.

3. Предоставление налоговым органам права на обращение в суд с заявлением о возмещении ущерба, нанесенного государству вследствие осуществления деятельности с нарушением законодательства.

4. Расширение оснований для проведения внеплановой проверки налогового законодательства за счет добавления права на ее проведение в случае: подачи налогоплательщиком замечаний к акту проверки; подачи заявки на возмещение НДС (любой суммы; нынешняя нижняя планка - 100 тыс.грн. - Ред.) при наличии оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства; поступления в налоговый орган письменного уведомления, обращения органов госвласти или органов местного самоуправления о нарушении субъектом хозяйствования требований налогового законодательства; если нормы иных законов предусматривают право налоговых органов на проведение внеплановой проверки.

5. Дополнение семью основаниями для проведения внеплановых проверок неналогового законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

6. Увеличение длительности проверок и введение процедуры их приостановки.

Закон о применении РРО

1. Выделение в качестве отдельных мер контроля понятий "контрольная расчетная операция", "обследование процесса проведения расчетных операций", "плановая" и "внеплановая проверка субъекта хозяйствования относительно соблюдения требований этого Закона".

2. Выделение четырех оснований для проведения внеплановых проверок.

Закон об основных принципах государственного надзора

Исключение на постоянной основе из - под сферы действия Закона всех отношений, в которых принимают участие налоговые органы.

Андрей Воробьев

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6650
 0,2378
0,60
EUR
1
43,0802
 0,3253
0,76

Курс обміну валют на сьогодні, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5156  0,08 0,21 40,0389  0,05 0,11
EUR 42,8267  0,08 0,19 43,5678  0,06 0,14

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7900  0,13 0,34 39,8300  0,16 0,40
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес