Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Пытаясь "европеизировать" Закон "О туризме", Минюст усложняет жизнь туроператорам и запутывает туристов

17:04 03.09.2007 |

Право

На прошлой неделе Минюст выложил для общественного обсуждения на своем сайте проект Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О туризме". Охарактеризовать документ можно одним, но очень длинным словосочетанием - "максимально потребителе - ориентированный". Впрочем, эта ориентированность продиктована самыми благими намерениями - привести украинское законодательство в соответствие с европейским (а именно - с нормами Директивы ЕС 90/314 от 13.06.90 г. в части защиты прав потребителей). И делается это строго по утвержденному Кабмином (распоряжение N90 - р от 07.03.07 г.) плану и в рамках Договора о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС от 16.06.94 г.

В частности, законопроект повышает уровень ответственности туроператоров перед клиентами, расширяет объем информации, которую оператор обязан предоставлять о себе и своих услугах потребителю, и обязывает туроператоров вместе с договором о "купле - продаже" туруслуг выдавать туристам ваучер на обслуживание, который (если проект станет законом) должен стать финансовым документом для расчетов между субъектами туристической деятельности.

Туроператоры, в принципе, не против обо всем на свете информировать своих клиентов, не против даже дополнительной ответственности. Но некоторые нормы законопроекта, по их мнению, лишь вносят хаос в уже сложившиеся отношения между туркомпаниями и потребителями. Не делая клиентов более защищенными, они лишь усложняют жизнь предпринимателям. А необоснованное расширение прав потребителей, по мнению председателя Ассоциации тур - операторов Игоря Голубахи, может поставить туроператоров в зависимое от потребителей положение.

Проект предлагает внести изменения всего в две статьи - 20 - ю и 23 - ю. В частности, в ст.20 предлагается дополнить перечень обязательных сведений о турпродукте, которые туроператор должен по договору предоставить туристу. Например, кроме общих условий типового договора (характеристика транспортных средств, отелей, правил въезда в страну) в нем должны быть указаны: место предоставления услуг, категория и степень комфортности отелей, медицинские противопоказания, размер задатка, срок окончательного расчета, название и адрес представительства туроператора, информация о дополнительном страховании затрат, связанных с разрывом договора по инициативе потребителя, и т.д.

Основательно поприжмут операторов нормы, касающиеся изменений цен на турпродукты, по которым уже заключены договоры. Во - первых, изменились сроки, в течение которых туроператору позволено вносить правки в оговоренные с клиентом прайсы. Если в действующем Законе последний срок, когда туроператор может изменить цену, варьируется в зависимости от продолжительности тура (10, пять и два дня до начала тура), то в новом проекте Минюст жестко ограничил туроператора 20 днями до начала любой поездки. Во - вторых, туроператор в случае корректировки цены продукта обязан предоставить клиенту механизм расчета новой цены, с указанием изменения транспортных тарифов, введения новых ставок налогов и сборов, изменения курса национальных валют и т.д.

А вот предложение Минюста сделать туристический ваучер обязательным и одновременно финансовым документом для расчетов между туроператором и субъектами туристической деятельности, а также обязать оператора выдавать ваучер вместе с договором, вызвало откровенный протест. Сейчас в соответствии с Законом "О туризме" тур - оператор предоставляет услуги на основании как письменного договора, так и ваучера, являющегося документом строгой отчетности и упрощенной формой письменного договора на туристическое обслуживание. В отличие от договора, где учтены все условия взаимоотношений тур - оператора и клиента, в ваучере записаны только услуги, которые турист оплатил и должен получить. Стоит отметить, что оплата услуг туристом подтверждается кассовым ордером и ваучером, в которых указана полная стоимость турпродукта. Но, по мнению Минюста, причиной всех бед потребителей является отсутствие у туриста финансового документа, подтверждающего оплату каждой услуги, что позволяет отельерам, перевозчикам или другим субъектам туристической деятельности безнаказанно отказывать туристу.

Операторы, в свою очередь, отнюдь не уверены, что "навороченный" ваучер станет гарантией и основанием для получения оплаченных услуг. Хотя он действительно удобен в практическом смысле. "Этот документ, - утверждает Анатолий Матвиенко, разработчик действующего Закона, президент Научно - исследовательского института туризма и курортов, - во всем мире только подтверждает право на получение услуги и нигде не является документом финансовой отчетности. И то, что туристу выдали ваучер на каждую услугу, совсем не означает, что ему будет оказан гарантированный в договоре сервис. И даже на основании ваучера турист не сможет предъявить претензии каждому субъекту. Он будет предъявлять их тому, кто выдал комплексную услугу (так, кстати, считает и Минюст). И здесь туриста защищает Гражданский кодекс. Нет услуги - отдайте деньги. И все."

Наталья Голод, финансовый директор компании "Кандагар" (г.Севастополь; туроператор; с 1996 г.; 60 чел.), также считает, что в придании ваучеру статуса финдокумента нет никакой необходимости: "Во - первых, в качестве финансового документа турист получает кассовый ордер, который свидетельствует об оплате услуг, обозначенных в договоре. А во - вторых, ваучер будет дублировать кассовый ордер, что усложнит налоговую и финансовую отчетность, раздует документооборот, но пользы потребителю не принесет". Следует заметить, что еще в мае 2006 г. тот же Минюст под N528/1242 зарегистрировал приказ Минкульттуризма #179 от 17.01.06 г., в котором были отменены требования бывшей Гостурадминистрации оформлять ваучер как финдокумент в обязательном порядке. Отметим: по общему мнению опрошенных БИЗНЕСом туркомпаний, во многих странах Европы ваучер тоже не является обязательным финансовым документом и предоставляется компаниями по требованию туриста.

Игорь Голубаха (49),

председатель Ассоциации туроператоров Украины

(г.Киев; с 2001 г.; 28 членов), президент ЗАО "Гамалія" (г.Киев; туроператор; с 1991 г.; 120 чел.):

- На мой взгляд, поводом для разработки изменений в Закон "О туризме" стал неудачный туристический вояж чиновников Минюста, которые, обидевшись на туркомпанию, решили не только напихать в Закон кучу нововведений, но и сделать из туристического ваучера финансовый документ, подтверждающий оплату услуг. Я сравниваю это с ситуацией, когда года три назад дети одного из высоких чиновников заболели в поездке. После чего все туркомпании Украины трясли санэпидстанции. С той лишь разницей, что Минюст решил отыграться не проверками, а изменением законодательства. Причем так, чтобы всем стало не очень хорошо. Замечу, что еще год назад мы проводили консультации с ГНАУ и пришли к единому мнению - ваучер не может быт финансовым документом. Это только усложнит отчетность, ведь во всем мире документом, подтверждающим оплату, является кассовый чек.

Анатолий Матвиенко (45),

президент Научно - исследовательского института туризма и курортов (г.Киев; анализ рынка; с 2005 г.; 8 чел.):

- Я не вижу необходимости в этих изменениях. Во - первых, их характеризует чрезмерный уклон в сторону опеки туристов, что может привести к вымогательству со стороны потребителей. Ведь из Закона изымают нормы, устанавливавшие паритет взаимоотношений турфирмы и туриста и защищавшие компании от миллионных исков, например, за простую задержку рейса. А во - вторых, Минюст так и не дал определение ваучеру и не объяснил, к чему он имеет отношение. Если же разбираться в деталях, то Минюст вообще не вносит ничего положительного в Закон и только запутывает туристов и операторов.

Сергей Крапива

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5151
 0,1537
0,39
EUR
1
42,3641
 0,1331
0,31

Курс обміну валют на вчора, 10:38
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3548  0,05 0,13 39,9060  0,06 0,14
EUR 42,1852  0,06 0,15 42,9444  0,06 0,15

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4450  0,24 0,62 39,4700  0,24 0,60
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес